Исламские новости

Артефакты Востока, не сохранившиеся до наших дней 1 Апреля 2023

Артефакты Востока, не сохранившиеся до наших дней

Значительная часть произведений средневековых мусульманских авторов по истории, суфизму, исламскому праву, хадисоведению, философии и другим наукам не дошли до наших дней из-за разных катаклизмов, таких как наводнения, войны, пожары и грабежи.

В отличие от современности с ее типографиями, в древние времена книги создавались с большим трудом и воспроизводились только путем переписывания. И единственный экземпляр какого-то труда или его немногочисленные копии могли пропасть, когда библиотеки, где они хранились, переживали пожар, потоп или разграблялись. Поэтому о немалом количестве произведений средневековых мусульманских авторов мы знаем только по названиям. Это касается и переводов. Например, «Китаб аль-айн», который был переводом написанной на языке пехлеви «Айаннамаджа» Ибн Мукаффы (ум. 759) и повествовал о государстве Сасанидов, его общественном устройстве, а также обычаях и традициях того времени, был утерян.

О работе Амра ибн Хариса (ум. 765) по истории Египта мы знаем только из упоминания в источниках. То же самое касается «Китабу ат-тарих» ученого поколения таба-и табиин Абдуллаха ибн Мубарака (ум. 797). Как считается, этот труд был посвящен биографиям передатчиков хадисов. Не сохранился и «ас-Сунан фи аль-фикх», который, как ясно из названия, приводил хадисы, классифицируя их по разделам исламского права, а также такие труды, как «аль-Арбаа», считающийся первым образцом жанра «Сорок хадисов», «Китаб аль-истизан» и «Китаб аль-манасик».

Ибн Джами (ум. 808), один из известных музыкантов и певцов периода Аббасидов, вместе с Ибрахимом аль-Мавсили и Фуляйхом ибн Абу аль-Аура составил антологию под названием «аль-Миату ас-саути аль-мухтара», в которой были собраны сотни текстов песен, но это произведение не сохранилось до наших дней. Почти ни одна работа историка аль-Вакиди (ум. 823) до нас не дошла. Хотя в источниках упоминается, что историк Аллан аль-Варрак (ум. после 833 г.), известный своими трудами о достоинствах и родословных арабских племен, создал пять трактатов под названиями «Китабу дадаили кинана», «Китабу насаби ан-Намр ибн Касит», «Китабу насаби Таглиб ибн Ваил», «Китабу фадаили рабиа», они не дошли до наших дней.

к_1.jpg

Известно, что Мухаммад ибн Муса аль-Харизми (ум. после 847 г.), математик, астроном и географ, считающийся основоположником алгебры, написал работу под названием «Китабу ат-тарих», в которой он пытался проследить связь между астрологическими законами и историей. Но она не сохранилась. То же самое касается и трудов шафиитского правоведа, хадисоведа и ученого в области каляма Карабиси (ум. 862), хотя в источниках сообщается, что он написал несколько работ, объем которых составляет около 200 джузов.

Не сохранились и многие из книг первого исламского философа и основателя восточного перипатетизма аль-Кинди (ум. 866 [?]). Только в источниках сохранилось название посвященной судьбам правителей и государств книги «Китабу ас-сахмайн ва амари аль-мулюк ва ад-давал», написанной мусульманским астрономом и астрологом Абу Машаром аль-Балхи (ум. 886).

Не дошло до наших дней ни одно из произведений андалузского астронома, философа и поэта Аббаса ибн Фирнаса (ум. 887). Хотя известно, что Ахмад ибн Салман (ум. 899), являвшийся ученым, заучивавшим хадисы наизусть, создал сборник наподобие «Сахиха» Муслима, этот труд до нас не дошел. Хадисовед и шафиитский правовед Абдан аль-Марвази (ум. 906) составил «Китаб аль-Маарифа», содержащий сведения о жизни сахабов и приводящий предания (ривая) о них.  Известно, что книга состояла из 100 джузов и была одним из основных источников в этой области знаний. На нее часто ссылается Ибн Хаджар в своей «аль-Исабе», но сама она не сохранилась.

В источниках упоминается, что хадисовед Ибн Хуррам (ум. 913) создал произведение под названием «ат-Тарих аль-кабир», в котором, как и в одноименной книге аль-Бухари в алфавитном порядке приводились хадисы и предания (ривая). Оно не сохранилось до наших дней. Также многочисленные произведения Абу Бакра ар-Рази (ум. 925) известны нам только по названиям.

к_2.jpg

Существуют книги, которые дошли до нас частично. Алжирский ученый и путешественник Ибн Хаммадуш (ум. 1781) описывает свои путешествия в форме мемуаров и дневников в книге под названием «Лисан аль-макал фи ан-наба ани ан-насаб ва аль-хасаб ва аль-халь». Но та ее часть, в которой охватывается период до 1743 года, не сохранилась. Точно так же от состоящего из четырех томов медицинского труда этого же автора под названием «аль-Джавхару аль-макнун мин бахри аль-канун», написанном им в Медине, сохранился только последний том.

 «Тариху аль-Маусул» Язида ибн Мухаммадв аль-Азди (ум. 945-946) является первым произведением, посвященным истории Мосула. До нас дошел только его второй том. Книга этого же автора под названием «аль-Кабаил ва аль-хитат», в которой рассказывалось о родах, поколениях различных племенах, прибывших и поселившихся в Мосуле, приводились предания и сообщения о них, а также о исламских ученых и правоведах родом из этого города, пропала. Андалузский историк Ариб ибн Саада (ум. 979-80) составил исторический труд «Мухтасар мин Тарихи ат-Табари», важный с той точки зрения, что рассматривал историю мусульманской Испании и Северной Африки, которую не затрагивает Табари в своей «Истории».  Эта книга также не сохранилась.

Суфийский ученый, правовед и хадисовед Калабади (ум. 990) известен своей работой под названием «ат-Таарруф», которая является одним из основных источников суфизма. В разных книгах упоминаются и другие его труды, такие как «аль-Арбагун фи аль-хадис», «Амали фи аль-хадис», «Фаслю аль-хитаб», «аль-Ашфа аль-аутар», «Муаддилю ас-салат». Но нам они известны только по названиям.

к_4.jpg

Произведения, не дошедшие до наших дней, не ограничиваются только книгами. Математик и астроном аль-Худжанди (ум. 1000) подготовил астрономические таблицы (зиндж) и посвятил их правителю из династии Буидов Фахруддауля. Они также не сохранился.

Известно, что знаменитый философ Ибн Сины (ум. 1037) в возрасте 22-23 лет в Бухаре по просьбе хорезмского правоведа Абу Бакра аль-Барки в качестве комментария (шарх) к философской литературе составил работу под названием «аль-Хасил ва аль-махсуль», состоящую из 20 томов. Эта произведение до нас не дошло. То же самое касается и сделанных им мухтасаров (сокращений) двух работ Абу Йа'лы аль-Фарра (ум. 1066) - «аль-Кудда фи усули аль-фикх» и «аль-Кифайа фи усули аль-фикх». Не осталось и следов от дивана (сборника стихов) Ибн Шарафа (ум. 1067), который, как сообщается, состоял из пяти больших томов. Среди утерянных числятся и ряд произведений Имама аль-Газали (ум. 1111). Это такие как «Маахизу аль-хилаф», рассматривающий разногласия между шафиитами и ханафитами, «ад-Дарджу аль-маркум би аль-джадавиль», разоблачающий заблуждения секты батынитов, и «Любабу ан-назар». Не сохранился и «Тариху Мерв», написанный известным философом, математиком, астрономом и географом из Мерва аль-Хараки (ум. 1158). Как сообщается, в нем приводились биографии выдающихся ученых и хадисоведов из этого города.

От трудов историка из Северной Африки Ибн Шаддада (ум. после 1186 г.) ничего не сохранилось. Мы знаем только название единственного его произведения «Китаб аль-джам ва аль-байан фи ахбари аль-Кайраван и ман фиха и фи санири биладил Магриб мин аль-мулюк ва аль-айан». Пропали и многие произведения знаменитого андалузского правоведа и философа Ибн Рушда (ум. 1198). Его «Макаля фи аль-джам байна итикади аль-машшаиин ва аль-мутакаллимин мин улямаи аль-ислам фи кайфиййати вуджуди аль-алям фи аль-кыдам ва аль-худус», которая, согласно источникам, состояло их двух томов, только одно из них. Ученый, писатель, филолог, путешественник, историк и географ Якут аль-Хамави (ум. 1229) прославился своим «Словарем литераторов» («Иршад аль-ариб иля Марифат аль-адиб»), содержащим около 1100 жизнеописаний арабских литераторов и ученых VII-XIII веков, и топонимическим «Словарем стран» («Муджам аль-булдан»), обобщившим арабские географические знания домонгольского периода. Но до нас не дошли другие его многочисленные произведения, такие как «аль-Мабда ва аль-маал фи ат-тарих», «Мухтасару Тарихи Багдад», «Китабу ад-дувал», «Маджмуу калями Аби Али аль-Фариси», «Китабу аль-абнийа», «Аузану аль-асма ва аль-афаили аль-хасыра ли калями араб», «ар-Рад аля Ибн Джинни», «Ахбару аль-мутанабби», «Унвану китаби аль-агани», «Дарурату аш-шиир». В веках затерялись и многие произведения Ибн Араби (ум. 1240).

к_5.jpg

Сообщается, что биограф Маккари, собрав стихи Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Ибрахима аль-Хадрами (ум. 1309), составил из них диван (поэтический сборник) под названием «ад-Дурру ан-нафис фи шиири Ибн Хамис». Но он известен нам только по названию. Знаменитый суфий Ибн Атауллах аль-Искандари (ум. 1309), автор «аль-Хикаму аль-атаиййа», составил и такие произведения, как «аль-Муракка иля аль-кудси аль-абка», «Мухтасару тахзиби аль-мудаввана, «Усулю мукаддамати аль-вусул», не сохранившиеся до наших дней. Рашид ад-Дин Фазлуллах Хамадани (ум. 1318), автор знаменитого «Сборника летописей» («Джамиу ат-таварих»), в том же стиле создал и другую книгу, названную «Китаб-и сийасату тадбир-и мульк-и хитаийан иля сувару аль-акалим». Но она считается утерянной.

Не сохранилась и комментарии индийского суфийского ученого Абдулкуддуса Гангухи (ум. 1537) к «Геммам мудрости» («Фусус аль-хикам») Мухйиддина Ибн аль-Араби, «Насиру ад-дин аля аль-кауми аль-кафирин» андалузского ученого Хаджари (ум. после 1641 г.). Затерялась в веках и другая работа Хаджари под названием «Рихляту аш-шихаб иля ликани аль-ахбаб», содержащая рассказ о его путешествиях во Францию и Нидерланды в качестве посланника султана Саади. Индийский историк и государственный деятель Хафи Хан (ум. После 1722 г.), известный своим произведением «Мунтахабу аль-любаб», составил и сочинение о небольших мусульманских султанатах и династиях в Индии. Но оно не сохранилось, за исключением небольшого фрагмента, который сегодня находится в библиотеке Управления по делам Индии (ныне Восточная коллекция Британской библиотеки) в Лондоне.


Автор: Юсуф Сами Камадан

Источник: www.gzt.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку