Исламские новости

Татриз: вышивка, несущая в себе послание 1 Декабря 2022

Татриз: вышивка, несущая в себе послание

Когда-то широко распространенная в сельских общинах Палестины, вышивка татриз стала символом женского сопротивления, самобытности и наследия региона. Однако в настоящее время она находится под угрозой.

Фотограф Фатима Аббади, имеющая иордано-палестинские и итальянские корни, давняя поклонница татриза. В своей книге «Параллельный ориентализм», где представлены и фотографии изделий с этой вышивкой, она бросает вызов стереотипам и глубоко укоренившимся клише о женщинах на Востоке и Западе. Работая над книгой, она заново открыла для себя щедрые цвета и текстуры татриза. «Все это тесно связано с национальной культурой и самобытностью. Узоры вышивки напоминают истории женщин и их окружения», – заявляет Фатима. О татризе как неотъемлемой части палестинского наследия с ней поговорил журналист Ян Томес.


Татриз всегда был женской сферой. Способствовал ли он каким-то образом эмансипации палестинских женщин?

Можно заявить, что татриз послужил очень мощным инструментом. До событий 1948 года, когда было создано государство Израиль, палестинские женщины имели сильные независимые позиции в палестинском обществе. Они пользовались огромным уважением, и вышивка на их платьях отражала их положение и благосостояние. Для одежды часто использовали роскошные материалы, такие как шелк, лен или сирийская парча, которые украшались вышивкой из золота или других драгоценных материалов. Женщины ходили в школы, университеты, они могли путешествовать за границу, посещать оперы или кинотеатры и даже собирали средства и раздавали еду во время арабского восстания в 1930-х годах.

татриз1.jpg

После изгнания палестинцев в лагеря беженцев женщины в большинстве случаев впервые столкнулись с необходимостью найти себе работу для финансовой поддержки своих семей. Поскольку вышивка была обычным женским ремеслом, многие из них стали заниматься ею, чтобы заработать деньги. Это позволило не только передать традиции татриза молодому поколению, но и обрести женщинам независимость и силу.

 

Как эти исторические события изменили татриз?

Изгнание создало кризисную ситуацию для вышиванки из-за трудностей, с которыми столкнулись палестинские женщины. Поскольку они должны были играть более активную роль в обществе, у них не было ни времени, ни финансов, чтобы вышивать для себя роскошные одежды. Нам пришлось ждать возвращения татриза до 1960-х годов. Но повторное его появление приняло совсем иную форму. Роскошные материалы были заменены хлопчатобумажными нитками и дешевыми функциональными тканями, что отражало новую социальную и экономическую реальность жизни в Палестине. Кроме того, из-за нехватки времени на вышивание больше распространились простые западные геометрические узоры.

татриз2.jpg

 

Однако, в отличие от западной моды, каждый узор татриз несет свой смысл для его владельца и тех, кто может их прочитать. Какие истории он может рассказать?

Узоры могут символизировать здоровье, процветание, защиту или даже семейное положение. Конечно, они могут значительно отличаться от одного региона к другому. В Рамалле, например, распространены мотивы кипарисов, пальм и перьев на бледном или черном льне. Большой рисунок подвески на груди характерен для Газы. Шатры и луна на темно-синем платье типичны для района Хеврона. Вифлеем раньше был известен как центр моды Палестины, где разные виды узоров из Турции, Греции и Персии сочеталась с местными мотивами роз и яблоневых веток. В Галилее, регионе, на который сильно повлияли сирийские и ливанские традиции, на платьях было меньше вышивки, поскольку женщины там работали на полях вместе с мужчинами.

татриз3.jpg

 

В своей работе вы говорите о периоде, когда татриз играл роль своего рода «социальной сети». Как это произошло?

В конце 1980-х годов во время Первой Интифады, палестинского восстания против израильской оккупации Западного берега и Газы, вывешивание палестинского флага было запрещено и считалось опасным для общественного порядка. Женщины сыграли важную роль в политическом сопротивлении, создав новую форму визуального дискурса. Они сочетали традиционные мотивы татриза с эмблемами карт, флагов или политических лозунгов. Это был знак протеста и солидарности, символ политического отношения, подобного тому, что сегодня представляют #MeToo и #TimesUp. Но даже сегодня татриз по-прежнему объединяет людей, и вы увидите его повсюду на самых разных изделиях – от обуви до сумок, подушек, дорожек для столов, ламп, рам для зеркал и даже кружек. Вышитые платья висят в музеях, а многие арабские поп-звезды, такие как певица Рим Банна, надевают одежду с этой вышивкой на свои концерты.

татриз4.jpg

 

Одна из повторяющихся тем вашей работы – вестернизация Ближнего Востока. Как глобализация повлияла на татриз?

Вестернизация и модернизация – важные процессы, и оба сыграли решающую роль в определении современного облика татриза. Новое поколение палестинских модельеров внедряет новые формы и сочетает традиционные узоры, например, с европейскими стилями, так как благодаря технологическим и социальным достижениям теперь палестинские женщины могут производить и экспортировать вышивку в мировых масштабах.

татриз5.jpg

Но глобализация имеет свои недостатки. Большинство людей разучились «читать» татриз, распознавать значение цветов, форм и символов, главным образом из-за потери связанных с этим практик и наследия. Многие молодые люди сегодня воспринимают образы лишь поверхностно, они не способны осознать сложность вышивки. Аналогичным образом, многие известные западные модные бренды используют татриз, не указывая первоисточник. В результате эта культурная традиция сейчас находится под угрозой.

татриз6.jpg

Источник: en.qantara.de

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку