Исламские новости
Психологическое консультирование мусульман: основы теории и практики
На семинаре, который состоялся 22 февраля на базе ИМОИиВ в КФУ, были рассмотрены различные подходы психологического консультирования мусульман, отдельные аспекты проявлений религиозно - ориентированного экстремизма, характерные признаки проявлений фанатизма и способы вербовки в деструктивных религиозных организациях.
Павлова О.С. Причины религиозно-мотивированного экстремизма.
- Необходимо работать с Уммой, объясняя основы религии ислам.
К сожалению, в последнее время, происходят трагические события, в которые вовлечены мусульмане-экстремисты. “Пакет Яровой”- два федеральных закона, призванных, по задумке авторов, предотвратить проявления терроризма в России. При объяснении законов ислама необходимо выступать от имени третьего лица, чтобы не иметь дело с обвинениями по статье в миссионерской деятельности. Отходим от своей идентичности и рассказываем согласно возрасту аудитории исторические факты, характеризуя личность мусульманина, отношение к другим. Есть фетвы, осуждающие экстремизм и радикализм.
Вопрос: Почему же тогда экстремисты утверждают себя мусульманами?
- По мнению Оливье Руа происходит не радикализация ислама, а исламизация радикализма. В силу возрастных особенностей происходит вовлечение молодежи 16-25 лет в религиозную экстремистскую деятельность. Необходимо формирование духовной компетентности, так как в этом возрасте характерна внушаемость значимого сообщества референтной группы. Опасное и запрещенное привлекательно: можно прославиться, завоевать популярность, перейти из лузера в лидеры, стать “крутым”. Профилактика и предостережение оборачивается противоположностью-вовлечением.
Психологические причины вовлечения в экстремистскую деятельность: одиночество, кризисные ситуации, травмы, потребность в значимости для окружающих.
В группах из-за “бомбардировки” любовью возникает иллюзия значимости: потребность в структурированности жизни, суицидальные наклонности, аномия – безразличие, пренебрежение законами общества. Стирается значимость человеческой жизни, своей и чужой - патология, а с другой стороны - гуманизация жизни.
Существует латентный, скрытый экстремизм, некая психологическая готовность при стечении обстоятельств - социальных, экономических, личностных.
Психологические травмы - детские и другие: в школах нет психологов, диагностики, работы с семьями. Неосознанность личной идентичности - присоединение к группе, ощущение потери перспективы, агрессивное решение, резкость, категоричность. В СМИ транслируется модель агрессивного выброса, у человека формируется эгоцентризм, поиск сильных ощущений.
Фанатизм, его причины и следствия. Мукиев И.В.
- Фанатизм – определенная жертвенность, ради какой-либо религиозной идеи - деньги, время и др., и, как следствие, подчинение этой идее других. Это состояние человека. Фанатизм приводит к экстремизму. Причина фанатизма – незрелая, инфантильная личность. Отсутствие целей в жизни, неумение выстраивать отношения, низкая самооценка, гордыня, высокомерие, нетерпимость и т.п. Ребенок ищет причину в других, а не в себе.
Необходимо научить ребенка любить себя, а значит научиться любить самим. Деструктивная семья из-за дефицита любви, травматизации не способна воспитать зрелую личность. Для этого необходимо принимать и любить его таким, какой есть, не осуждая.
Вопрос: Как правильно любить себя? - Любовь надо практиковать. Аффективные состояния связаны с дефицитом любви или со сбоем в адекватных психических реакциях на внешние воздействия. Необходима профилактика рискового поведения, необходимо содействие всестороннему развитию, формирование здорового образа жизни, повышение уровня социально-психологической компетентности студенческой молодежи.
Хасанова Фарида. Член информационно-консультационного центра по противодействию деструктивным религиозным культам “Диалог”.
-Основу для профилактики религиозного экстремизма, по мнению создателей «Диалога», могут составить подходы по развитию критического мышления и адаптивных стратегий преодоления жизненных препятствий.
Что происходит с личностью, когда она попадает в деструктивные культы? – Мир становится черно-белым, и становится цветным после этапа реабилитации.
Экстремист – крайняя форма идеи. Акыда - основа формирования личности. Любой вопрос радикалами подводится к понятию халифата. Чужой человек лезет между тобой и Аллахом. При вербовке - суженность мышления, только точка. Вербовщик рассматривает тебя только как объект группы, любви нет, стеклянные глаза - инкубаторные, одинаковость. Бинарное деление мира. Свои - чужие, хорошо - плохо, отсутствие критического мышления, подчинение лидерам, Амиру. Безразличие, равнодушие, бесчувственность. Вывести из секты можно на 1 или 3 этапе.
В рамках семинара также прошел круглый стол на тему: "Координация деятельности по духовной безопасности общества".
Галиев И.Ш. Психологический аспект противодействия Международным террористическим организациям.
-Участники экстремистских группировок представляют собой особый психологический тип индивида, склонного к самовозбуждению, к потере контроля над своим поведением, к иррациональным поступкам. Личности с нарушенной социальной адаптацией необходим наставник, несущий ответственность, вероятность деструктивных изменений уменьшается.
Павлова О.С. Задачи Ассоциации исламских психологов в контексте духовной безопасности общества.
-Ассоциация мусульманских психологов и её представительство в Татарстане будет проводить работу по четырём направлениям: теоретическая и эмпирическая научно-исследовательская работа через журнал “Минбар”; учебно-методическая работа по пособию “Формирование духовной компетентности и психологической устойчивости” и сборнику “Психологическая устойчивость – основа личного и общественного благополучия”; информационно-просветительская; непосредственно психологическая помощь.
Ганиева Л.Ф. Организатор творческой группы “Бахет ачкычы”. Детско-родительские отношения с учетом исламской этики.
- Проводятся курсы повышения квалификации для преподавателей детских примечетских курсов и мусульманских детских лагерей. Курсы повышения квалификации религиозных деятелей - педагогов при мечетях.
Проводятся каникулярные лагеря и психолого-коррекционные группы по детско - родительским отношениям, и отношениям между сверстниками. Существует и программа в компьютерном оздоровительном лагере в Байтике. Лагерь функционирует зимой и летом, отдельно группа мальчиков и девочек.
Шайдуллина Х.Э. Работает 10 лет с детьми, 3 года в “Бахет ачкычы”, центре “Хакима”.
-В рамках нашего центра были проведены следующие консультации: курсы повышения квалификации по Татарстану для педагогов-вожатых; курс по основам семейной психологии; семейная системная психология с детьми и родителями - арттерапия.
Мукиев И.В. Индивидуальные консультации мусульман, выявление психологиеских травм.
-Активно консультирую мусульман 2 года. Чаще обращаются люди с проблемами, связанными с детскими травмами, дефицитом любви. С ними необходимо проводить комплексную работу.
Шарыпов З. ИКЦ “Диалог”, Комплексный центр социального обслуживания детей и молодежи “Доверие”.
-Навещали членов “Хизб ут такфир”, заключенных в сизо. Люди, принявшие ислам в тюрьме - неофиты с идеями “такфира” (мы практикуем, а не практикующие - не мусульмане). В основном у Уммы существует мнение – все хорошие, всех прощаем, однако, есть те, которые искажают нашу религию. Мы работаем с группами по 256 человек в социальных сетях. У участников есть возможность получить ответы на все интересующие вопросы имамов, получить богословскую аргументацию. Наша задача - ликвидировать безграмотность.
Дания Нуриева, студентка 3 курса РИИ