Исламские новости

“Лучше один час совершать справедливость, чем молиться шестьдесят лет”(Мухаммедьяр) 30 Сентября 2016

“Лучше один час совершать справедливость, чем молиться шестьдесят лет”(Мухаммедьяр)







В XV в. окончательно распадается одно из крупнейших средневековых государств на Евразийском пространстве – Золотая Орда. Одним из осколков этого государства стало Казанское ханство. Поэтическое творчество Казанского  ханства характеризовалась дальнейшей эволюцией литературного наследия Волжской Булгарии и Золотой Орды. Наиболее яркий след из них в истории оставило творчество казанского поэта Мухаммедьяра. До наших дней сохранились 3 его произведения, наиболее известное из которых «Тухфа-мардан» («Дары мужей» 1541 г.), «Нур-и содур» («Лучи сердец», 1542 г.). Судя по оставленным им самим сведениям, он был мухаджиром, хранителем ханского мавзолея Мухаммед-Амина. Его творчество в научной литературе характеризуется суфийско-философской и в то же время  своей остросоциальной направленностью. В частности, если «Тухфа-и мардан» затрагивает больше морально-философские вопросы, то «Нур-и содур» уже отдает предпочтение социальным.

Справедливости ради стоит напомнить, что социальную проблематику в своих произведениях поднимали многие тюрко-татарские авторы еще задолго до Мухаммедьяра. И даже более того социальная проблематика была одним из характерных «коньков» тюрко-мусульманских поэтов средневековья, начиная с первого из них – Юсуфа Баласугани. Но именно творчество Мухаммедьяра достигло в этом своего некой природной отточенности.

И помимо извечных морально-этических вопросов, Мухаммедьяр затрагивает проблемы омещанивания  в культуре.

Бер гаҗиб бу, кем шәһәрнең эче тулуг

Шагыйрь улмышлар барча: кече һәм олуг

Поразительно как переполнен наш город

Поэтами мнят себя и стар и млад

Здесь мы видим, что Мухаммедьяра сильно беспокоит тот момент, что в творческую сферу начинают вторгаться люди не имеющие не таланта ни каких-либо знаний. Удивительно, но если вместо поэтов, поставить более актуальных для нашего времени испонителей музыкального жанра-певцов,  то становится понятно, что ничего по сути кардинально не изменилось. И спустя 5 столетий, желающих сыграть на волне моды и заработав себе таким образом дешевый пиар, меньше не становится.   

Призывы к доброте и человечности пронизывают все творчество Мухаммедьяра. К примеру в «Тухва-и мардан» мы видим такие строки:

О, хороший человек, людей хлебом накорми

Доброе имя навечно останется в этом мире.

Подай руку тому, кто падает, изнемогая,-

Он тоже подаст тебе руку в один из дней.

Чего желаешь себе, пожелай и другим

Вынуждая рыдать не отнимай доли у сироты.

С другой стороны, несмотря на то, что суфийские мотивы и проглядывают в стихах поэта, все же типичным поэтом-суфием Мухаммедьяра назвать нельзя. Причина этого в том, что он противопоставляет идее всеобщей любви популярной у суфиев, идее всеобщей справедливости, которая является өентралҗной темой его произведений. Справедливость вот тот «инструмент», с помощью которого Мухаммедьяр и предлагает разрешить все  противоречия человеческого общества. Справедливость для Мухаммедьяра это источник всех благ, мирной и радостной жизни людей на земле.

Бер сәгат гадел кыйлмак яхшырак

Кем гыйбәдат алтмыш елдин азаграк

Лучше один час совершать справедливость

Чем молиться шестьдесят лет

Здесь как мы видим он критикует тех мусульман, кто воспринимает лишь обрядовую  часть  религии, плохо осознавая глубинную часть веры и истиннную роль верующего человека. Мухаммедьяр здесь продолжает линию не только тюрко-мусульманских поэтов средневековья, но и татарской богословской школы, ценивших  морально-этический облик конкретного человека выше внешних религиозных атрибутов. В частности, подобную линию как известно пропагандировал ученый-богослов из Волжской Булгарии Сулейман ибн Дауд ас-Саксини-Сувари в своей книге «Захр ар-рийад» ( с араб. «Цветок сада порадующий больных душ»).

Все люди — знатный эмир и простой земледелец — равны перед Аллахом, поэтому как считал Мухаммедьяр между ними должны быть полностью равноправные отношения. Неравноправие (то есть несправедливость) в социальных отношениях могут привести в итоге к гибели государства. В частности, в «Нур Содур» об этом он пишет следующее:

Кәфер берлә мәмләкәт булмас хәраб

Золым берлә екылыр  улус йөдәп;

Көфер вә кәфир кыйлыр зийан,

Золым берлә булыр ил хәле яман

Неверие не разрушит государство

Деспотизм развалит страну

Неверный и неверующий вредят своей душе

Деспотизм же навредит всей стране

Значение этих строк даже не требует особых комментариев, т.к. все уже ясно и без лишних слов. Здесь весьма немаловажно то в каких условиях создавались произведения поэта. Учитывая, что Мухаммедьяр жил и творил накануне падения Казани, то безусловно остро чувствуя  политический кризис в верхушке Казанского ханства, и растущую нищету и подавленность простого народа, он пытался своими речами достучаться до представителей властной элиты государства. Социальные противоречия между различными слоями общества помноженные на политический кризис стали в итоге главными причинами потери Казанским ханством своей  независимости, а татарского народа своей государственности. Мухаммедьяр будучи ярким представителем интеллигенции, острее всего чувствовал  вызовы времени и следуя своему внутреннему моральному долгу, пытался расшевелить все общество. И в данном случае он выступает не только и не столько как мыслитель, сколько как государственный и общественный деятель.

 В отличии от своего современника итальянского философа Макиавелли, давая наставления для властьимущих Мухаммедьяр пропагандировал  в качестве залога успеха для политика его открытость и самое главное справедливость в его поступках. То есть опорой для Мухаммедьяра служили исламские норма морали, которых он распространял и на государство. Это было связано во многом с тем, что в исламе нет абсолютно четкого разделения на светское и религиозное, поэтому по справедливому мнению Мухаммедьяра государство обязано было совмещать в себе многие аспекты жизни общества.

Вместе с тем будучи государственником, Мухаммедьяр видет в государстве не просто социальную опору общества, а прежде всего гаранта поддержания законности и справедливости. Для него был важен сам принцип «государство для человека, а не человек для государства», т.е. интересы общества и человека должны быть первичны и не должны приноситься в жертву некой государственной «целесообразности», ведь в конце концов возникновение такого важнейшего института как государство и было обусловлено необходимостью защиты интересов всех ее граждан. А не только самой богатой и влиятельной ее части.

Ильнар Гарифуллин, специально для Исламского портала


Возврат к списку