Исламские новости

“Кисекбаш китабы” - настольная книга в дореволюционных медресе 31 Августа 2016

“Кисекбаш китабы” - настольная книга в дореволюционных медресе










Дастан (с тат. яз. «эпос») «Кисекбаш китабы» - яркий образец средневековой татарской литературы. История не сохранила нам автора это легендарного эпоса, поэтому она дошла до наших дней в форме произведения устного народного творчества. Хотя в то же время известны и некоторые письменные варианты этого произведения, которые были переписаны в свое время целым рядом видных поэтов мусульманского востока. Несмотря на свое народное происхождение, еще в дореволюционную эпоху это произведение широко использовалась в качестве учебного пособия в российских медресе и по степени своей популярности конкурировала с поэмой «Кыссай Йосыф». Что и неудивительно, учитывая что «Кисекбаш китабы» умело сочетало в себе доступность изложения, согласованность с менталитетом и мироощущениям всех тюркских народов и дополнялось ярко выраженным исламским подтекстом самого произведения.

Популярность этого произведения предопределило то, что к его сюжету обратился и основоположник современной татарской литературы – Г. Тукай.  В 1908 году он издал сатирическую поэму «Печән базары яхуд яңа Кисекбаш» («Сенной базар или новый Кисекбаш»).

Связь с исламом подчеркивает еще и тот факт, что один из вариантов памятника “Кисекбаш китабы”, был обнаружен в сборнике “Мәүлүд китабы” (“Книга для чтения на празднике в честь рождения Мухаммеда”) изданной в Казани в 1861 году. То есть несомненно, что этот эпос несмотря на свой народный характер, воспринимался нашими предками как произведение религиозного характера.

Впервые этот эпос был назван древнейшим памятником татарской литературы Ш. Марджани. Он пришел к выводу, что это скорее всего произведение написано в XIII в. на территории  Волжской Булгарии.

Сам эпос основан на мифологических представлениях о страшном Диве - великане.

В начале произведения нам предстает сюжет о сидит пророк Мухаммед вместе со своими сподвижниками. В этот момент к ним вкатилась человеческая голова. «Кисекбаш» (в перев. с тат. «отрубленная голова») по своей роли и образу — мистична. Это голова правоверного мусульманина, знавшего наизусть весь Коран, 50 раз совершившего хадж и даже поднимавшегося в небеса к ангелам, отчего его лицо буквально сверкало божественными лучами. Тем не менее он не сумел самостоятельно одолеть Дива – сказочного монстра-великана олицетворяющего собой Зло. Див съел его сына и украл красавицу жену. И Кисекбаш в этой ситуации обращается за помощью к пророку Мухаммеду. Помочь главному герою берется один из ближайших сподвижников Пророка – Гали (Али). Гали вместе с Кисекбашем отправляются на поиски Дива и находят его логово в колодце находящемся в далекой пустыне. Спустившись в колодец Гали (Али) будит спящего Дива и побеждает его в схватке и освобождает пленившихся у него мусульман. В конце произведения, пророк Мухаммед превращает Кисекбаша в молодого юношу, воскрешает его сына, а его сподвижники возвращают его жену.

А Гали бине Абу-Талип (праведник Али), который в боях уничтожал язычников, олицетворяет собой силы добра. Таким образом в произведении основную роль начинает играть не само добро, а Сила, которая выступает за победу Добра над Злом. Добро само по себе, без защитника, не может восторжествовать. Добро и Голова выступают в единой роли. Это отсылает нас к известной поговорке о том, что «добро должно быть с кулаками». А Див олицетворяет собой Зло. И его поведение полностью соответствует устоявшейся народной традиции, где он как правило крадет самую красивую девушку и уводит с собой в свое логово, находящееся в колодце

В сюжете “Кисекбаш китабы” присутствуют эти же элементы из народных поверий. Наверное, это своеобразие произведения сделало его популярным среди татар. При этом если в обычных сказках герой-богатырь победив Дива спасает девушку и становиться обладателем сказочных сокровищ, то в «Кисекбаше» Гали (Али) вместо сокровищ получает возможность освободить 500 правоверных мусульман. То есть здесь выводится высокая гуманистическая мысль о том, что жизнь человека бесценна и спасение людей является высшей благодетелью. Таким образом нам предстает идея о безусловной ценности человеческой жизни и незаменимости ее никакими материальными благами. Это несомненно опровергает устоявшийся тезис о том, что традиционно у народов нашей страны

Теперь о главном действующем лице – Кисекбаше. Про нее в дастане говорится следующее:

Голова – и без рук и без ног, и без тела

А уста лишь откроет – и слово слетело!

То есть Отрубленная голова чудесным образом сохраняет способность передвигаться, чувствовать, говорить. Сюжет о живой голове без тела имело распространение у многих народов в том числе и у татар. К примеру, согласно одной из легенд, при взятии Казани Иваном Грозным был убит бек (князь) или мулла, а голова его будучи отрубленной свободно покатилась прочь из разграбленного города. Ключевой момент здесь в том, что отрубленная голова – Кисекбаш, продолжает говорить и ее слова имеют весьма важное значение. Этот художественный прием отсылает нас к известному выражению о том, что нельзя вместе с человеком убить его идеи (т.е. слова). Образно выражаясь благое наследие (политическое, религиозное, научное и т.д.) у выдающихся людей, продолжает жить и после окончания их физической жизни.

В “Кисекбаш китабы” Див изображается в необычайно больших размерах. Его пальцы размером с человека, рост его равен минарету, а голова величиной с купол. Согласно записям арабского путешественника Ахмеда Ибн Фадлана у булгар существовала легенда о великане аналогичных размеров. Ко времени прихода Ибн Фадлан он уже погиб, но по словам самого путешественника он видел его огромные кости, что не позволяло ему усомниться в словах булгарского царя Алмаса, который и рассказал ему об этом великане. Характерно, что булгарский царь уже будучи мусульманином, связывает его с упомянутым в Коране народом Яджудж и Маджудж. Этот народ олицетворяет собой силы Зла, что также позволяет нам предположить, что память о некогда живших на территории нашей страны великанах плавно перетекла в форму народного эпоса.

«Кисекбаш китабы» стала поистине народной книгой татар, создавались варианты и версии, каждая из которых имела функциональное значение. Дастанный вариант стал учебным пособием в татарских медресе. Созданное на основе мифологического материала произведение было посвящено описанию философии необходимости жесткой борьбы сил Добра со Злом, идее  наивысшей ценности на Земле - человеческой жизни и т.д. Поэтому и неудивительно, что такой багаж общепринятых моральных ценностей облаченную в понятную всем сказочную форму, стал настольной книгой учащихся-шакирдов в татарских медресе.

Ильнар Гарифуллин
специально для «Исламского портала»


Возврат к списку