Исламские новости

Ислам подвел Европу к созданию нового представления о самой себе: о влиянии исламской культуры на средневековую культуру Европы 14 Марта 2016

Ислам подвел Европу к созданию нового представления о самой себе: о влиянии исламской культуры на средневековую культуру Европы

Статья посвящена изучению причин влияния исламской культуры на средневековую культуру Европы в периоды вторжения мусульман в Испанию, Реконкисты и Крестовых походов. Анализируются данные западных историков, выявляются ключевые моменты, повлиявшие на развитие отношений между мусульманами и христианами.

 







Сложившиеся на сегодняшний день стереотипы о мусульманских странах и о самих мусульманах требуют переосмысления. Мусульмане в трудах западных авторов зачастую представлены как безжалостные, презирающие другие народы и культуры бородачи с автоматами в руках, как отсталый народ, живущий в своем ограниченном мирке со своими дикими законами. При этом Европа представляются как цивилизованное общество, всегда на шаг опережающее Россию и мусульманский мир в технологическом и культурном развитии. Но всегда ли Европа была такой высокоразвитой, просвещенной, интеллигентной? Своему развитию европейцы во многом обязаны мусульманам, но, не признавая этого и считая себя преемниками античной культуры, им свойственно преуменьшать роль мусульманского влияния.

 

РАСЦВЕТ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИСПАНИИ – АНДАЛУСИИ

 

Если обратиться к истории, то мы видим, что военные действия мусульман в 710-715 гг. привели к завоеванию основных городов Испании. Внутренней причиной столь быстрого шествия мусульманского оружия в этот период послужило, главным образом, религиозное настроение верующих, заключавшееся в распространении Ислама ради Всевышнего. Одной из внешних причин явилась гражданская война за Толедский престол, когда одна из противоборствующих сторон обратилась к арабам за военной помощью. Второй причиной следует назвать благожелательное отношение завоевателей к мирному населению, которое намного облегчило продвижение мусульман.

 

Смена власти в мусульманской империи от Омейядов к Аббасидам в 750 г. привела к тому, что представитель омейядской династии, лишившись власти, приглашается для правления в Кордову одной из местных соперничающих фракций, после чего мусульманская Испания становится независимой от Багдадского халифата, но при этом сохраняет культурные связи. С этого момента начинается развитие и расцвет мусульманской Испании – Андалусии.


Кордова (500x470).jpg

 

Следует отметить, что стремительному развитию науки и техники в мусульманском мире еще при Омейадах способствовало несколько факторов.

 

Во-первых, завоевание Ирака, Сирии и Египта способствовало росту культурного развития завоевателей, т.к. эти страны представляли "наследников" Шумерской, Аккадской и Древнеегипетской цивилизаций.

 

Во-вторых, изучение Корана, хадисов, жизнеописания пророка Мухаммада привели к возникновению в X в. высшего образования, кульминацией которого явился университет Аль-Азхар в Каире.

 

В-третьих, мусульмане, познакомившись с трудами древнегреческих ученых и осознав их полезность, за короткие сроки в большом объеме перевели научные труды древних греков, и, опираясь на них, развили собственную науку.

 

Начавшаяся в середине VIII в. и продолжавшаяся до XV в., Реконкиста, повлекшая за собой в начале образование маленького княжества Астурия, а потом создание независимых княжеств, таких как Леон, Наварра, Кастилия, способствовала установлению тесных отношений между мусульманами и христианами. Стоит заметить, что враждебные отношения из-за религиозных воззрений между ними начали проявляться только в конце XI в.

 

На раннем этапе для европейцев отвоевания испанских земель носили имущественный характер, а именно, представляли собой расширение владений феодалов для извлечения материальной выгоды, то есть в то время господствовала бесстрастная и циничная "реальная политика". 


Испания (640x427).jpg


Ярким примером может послужить история Родриго Диаса де Вивара, по прозвищу Сид Кампеадор. Он помог Альфонсу VI объединить Леон и Кастилию, нанес ряд поражений войскам мусульман, после чего король, опасаясь популярности Сида, в 1081 г. отправил его в изгнание. Впавший в немилость короля, Сид Кампеадор поступает на службу к эмиру Сарагосы Мутамину ибн Худу, который боролся с эмиром Лериды Музаффаром ибн Худом, на стороне которого воевали Санчо Арагонский и граф Барселоны Раймунд-Беренгард II. Подобные военные союзы мусульман и христиан против мусульмано-христианских альянсов были обычным делом. Об этом так же свидетельствует прославленный поход Карла Великого в 778 г. на Сарагосу, который подробно описан в "Песне о Роланде". 


Причиной похода послужил призыв о помощи испанских мусульман во главе с Сулейманом ибн аль-Араби, которые боролись против тирании эмира Кордовы. Но поход для Карла Великого оказался неудачным: он не смог взять Сарагосу, а на обратном пути попал в засаду в Ронсельванском ущелье, устроенной басками. Позднее Карл образовал систему марок – пограничных территорий, защищавших границы государства. В дальнейшем короли призывали христиан, проживающих в южной Испании, заселяться на необжитые территории марок. В свою очередь, переселившиеся христиане приносили с собой арабо-мусульманскую культуру, которая потом распространялась среди прочих жителей. 


Дробление мусульманской Испании на отдельные независимые княжества приводит в 1085 г. к захвату Толедо, в 1230 г. – к объединению Леона и Кастилии, в 1236 г. при Фердинанде III способствует к захвату Кордовы. При этом мусульмане остаются жить на захваченных христианами территориях и продолжают мирно сосуществовать с ними. Следует заметить, что христиане, вступая в тесные отношения с мусульманами, воспринимали их культуру не как религиозную, поэтому, не подозревая об этом, копировали мусульман во всем, и в первую очередь, в культурных проявлениях.

 

Тем временем в период Реконкисты расширяются торговые отношения, продолжается развитие техники, науки и философии. Ухудшения отношений между Восточной Европой и Центральной Азией, восстание карматов в XI в. привели к тому, что караваны, следовавшие через Персидский залив, вынуждены были изменить свой маршрут и двигаться через Красное море. Это, в свою очередь способствовало развитию и росту в Йемене, Египете, Северной Африке городов, в частности, таких, как Александрия, Триполи.

 

ЕВРОПА НАХОДИЛАСЬ В ПОЛОЖЕНИИ КОЛОНИИ

 

Арабо-мусульмансий историк Хуррададбих в "Книге путей и государств" пишет, что купцы, прибывающие из Западной Европы, привозят с собой оружие, меха, рабов, а обратно увозят мускус, древесину алоэ, камфару, кардамон. Также торговля повлияла на распространение мусульманских монет среди европейцев, которые охотно использовали их в торговых операциях. Уотт Монтгомери сравнивает торговлю между европейцами и мусульманами как колониальную, только в положении колонии находилась Европа.

 

В области техники арабы развили "латинский" треугольный парус, который в отличие от четырехугольного мог плыть против ветра, а также морской компас, партоланы, географические карты. Свидетельством этому является восприятие европейцами арабской терминологии: admiral, cable, shallop, barque, monsoon и др.

парус (640x639).jpg

 

В сфере сельского хозяйства совершенствуется система орошения. Acequia, alberca, aljibe, noria, arcaduz, azuda, almartiche, alcantarilla,atarjea, atanor, alcorque – все эти, связанные с ирригацией, термины арабского происхождения, доказывают, что мусульмане внесли большой вклад в развитие сельского хозяйства. Появление усовершенствованной системы орошения способствовало возделыванию и выращиванию таких культур, как сахарный тростник, рис, апельсины, лимоны, баклажаны, артишоки, хлопок, виноград, оливки, груши, яблоки, гранат, миндаль, бананы, вишни, шафран, сафлор, кумин, кориандр, хна, марена, вайда.

 

МУСУЛЬМАНКИЕ УЧЕНЫЕ – ОТ АЛГОРИСМУСА ДО АВИЦЕННЫ

 

Источником для развития науки и философии явились труды античных греческих ученых. Первые переводы греческих книг осуществлялись в VIII в., но основная работа переводчиков началась только в правлении халифа аль-Мамуна (813-833 гг.), который организовал для этого специальное учреждение "Дом мудрости" (Байт аль-хикма).

 

С этого момента начинается обильный поток переводов. Знаменитым переводчиком того времени является христианин несторианского толка Хуйнайн ибн Исхак, который в одно время был придворным врачом халифа аль-Мутаваккила (847-861 гг.) Ему принадлежат переводы таких работ, как медицинские труды Гиппократа и Галена, "Республика", "Законы" и "Тимэос" Платона, работы Аристотеля по логике, математические трактаты Архимеда, Эвклида и др.


Авицена (600x363).jpg

 

Самым выдающимся именем в математике и в астрономии был аль-Хваризми, известный европейцам под именем Алгорисмус. От этого имени образовано слово "алгоритм". Аль-Хваризми принадлежат астрономические таблицы, известные под названием "Синд-Хинд", описание обитаемой части мира, первая работа по арифметике, где используется нынешняя система счисления – арабские цифры, разработка сложных математических операций, таких, как извлечение квадратного корня.

 

Другой ученый аль-Баттани в 900 г. составил астрономические таблицы "Зидж", которые отличались своей точностью. Заслуга Джабира ибн Афлах состоит в написании работ по сферической тригонометрии.

 

Медицину мусульмане восприняли после взятия Ирака, где она была развита довольно на высоком уровне, через медицинскую школу в Гундишапуре, которую возглавляли христиане-несториане. Первые переводы медицинских трактатов на арабский язык относят к началу VIII в. При аббасидском халифе Харуне ар-Рашиде (786 – 809 гг.) в 800 г. создается первая больница в Багдаде. В последующем больницы открываются в 900, 914, 918, 925 гг. В 1284 г. в Каире появляется больница под названием Мансури. Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа ар-Рази, известный в Европе под именем Разес, написал "Трактат о ветряной оспе и кори". Величайшим трудом является энциклопедия по медицинским знаниям "Аль-Хави" (Всеобъемлющая книга).

 

Величайший ученый всех времен и народов Ибн Сина – Авиценна в 1023 г. написал свой труд "Канон медицины", который преподавался европейским студентам вплоть до XVII в.


Авиценна (640x349).jpg

 

Заслуги Абу аль-Касимы аль-Захрави состоят в написании сочинения по хирургии и хирургическим инструментам.

 

В области философии знаменитыми мусульманскими учеными стали Аль-Фараби, Ибн Сина, Аль-Газали и Ибн-Рушд. Аль-Фараби и Ибн Сина разработали философию, которая схожа по своему содержанию с неоплатонизмом. Хотя они и были монотеистами и относились к суннитам, мусульманские богословы называли их еретиками из-за их убеждений по поводу вечности мира. Аль-Газали прославился тем, что, изучив работы арабских неоплатоников, составил ясный и объективный обзор их взглядов. Ибн Рушд был великим комментатором Аристотеля. Он возродил аристотелевы воззрения, после многовекового господства в арабской философии теории неоплатонизма.

 

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ ХРИСТИАН ПРОТИВ МУСУЛЬМАН ВНЕСЛИ ОГРОМНЫЙ ВКЛАД В РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

 

Крестовые походы внесли огромный вклад в распространение исламской культуры в Западной Европе. Начиная с XI в. и заканчивая XV в. Крестовые походы представляли собой военные походы христиан против мусульман. Зарождению духа Крестовых походов способствовало несколько причинно-следственных связей.

 

Примерно в 850 г. в Кордове около пятидесяти христиан нарушили запрет на проповеди против учения Пророка Мухаммада и были за это казнены. В 858 г. два бенедиктинских монаха из Сен-Жермена вывезли из Кордовы тела трех казненных мучеников. Этот случай произвел сильное впечатление на Западе и в течение долгого времени оставался актуальным: через четыре века францисканцы ставили их в пример для подражания.

 

В XI в. среди христиан большой популярностью пользовалось паломничество в Иерусалим. В связи с тем, что по дороге в Святую землю на пути попадались разбойники, христиане вынуждены были носить с собой оружие для защиты. Но со временем укоренилось утверждение, что христиане имеют право использовать меч, дабы восстановить христианский контроль над святыми местами. Так же на развитие идеи Крестовых походов повлияло ожидание Конца Света. С наступлением 1033 г. – тысячелетия со времени смерти и воскресения Христа – апокалипсические ожидания и страхи вспыхнули с новой силой: в Палестину устремились целые толпы верующих. Им не нравилось, что Гроб Господень находится в руках "неверных".

img11 (640x480).jpg

 

Внутренними причинами развития Крестовых походов являлись бесконечные усобицы среди западных феодалов, которые возникали в связи с тем, что младшие сыновья при делении наследства оставались без земель по отношению к старшим сыновьям. Это, в свою очередь, приводило к тому, что безземельные князья были вынуждены искать себе новые земли на стороне. Церковные деятели, давно хотевшие освободиться от контроля мирян над своими владениями, нуждались в особом проекте, где бы они смогли избавиться от контроля светской власти и укрепить свои права на свои владения.

 

ВЛИЯНИЮ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПОСОБСТВОВАЛО СОЕДИНЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ И ХРИСТИАНСКИХ ВОЙСК В ОДНОЙ АРМИИ

 

В то же время, когда Византийская империя потерпела поражение от турков-сельджуков при Манзикерте в 1071 г., и Роман IV Диоген попросил военной помощи у западной церкви, папа Урбан II осознал, что им представилась возможность ликвидировать или смягчить последствия раскола церкви, а также утвердить на Востоке, где была распространена православная церковь, престиж папского престола.

 

Клермонская проповедь 1095 г. Урбана II объединила чаяния всех слоев общества воедино. В последующем это перелилось в Первый Крестовый поход 1096 г. После взятия Иерусалима в 1099 г. контакты христиан и мусульман стали более тесными, т.к. победа первых привела к большому потоку паломников в Священный город. В свою очередь, паломничество занимает отнюдь не последнюю роль в сфере влияния Мусульманского Востока на Христианский Запад. Об этом свидетельствуют воспоминания арабо-сирийского писателя XII в. Усамы ибн Мункиды, эмира Шайзара, который писал, что общество паломников разделяется на две части: те, которые привыкли к восточным обычаям и те, которые не могли приспособиться к ним. Тамплиеров же эмир называет своими друзьями. Во время его путешествия они занимали мечеть Аль-Акса, ставшую частично церковью, частично местом их стоянки. Тамплиеры позволили Усаме, как обычно, молиться согласно мусульманскому ритуалу в часовне и принесли извинения за то, что какой-то фанатик пытался помешать ему в этом. Из этого мы видим, что тамплиеры были весьма в дружеских отношениях с мусульманами, и нередко церковь осуждала их за это, приравнивая к еретикам.


Фридрих 2 (640x614).jpg

 


Здесь мы можем упомянуть процесс, возбужденный против храмовников в 1307-1312 гг. королем Франции Филиппом IV, где всплыли "доказательства" их еретических убеждений – якобы они поклонялись идолу Бафомет, которое созвучно с одним из многочисленных имен Пророка Мухаммада, существовавших в латыни. Обвинения были бессодержательны, они, скорее всего, носили политическую подоплеку.

 

Также о дружеских отношениях между представителями двух конфессий свидетельствует то, что Роджер I (1031-1101 гг.), граф Сицилии, негативно относился к нападению пизанцев на порт аль-Махдия в 1087 г., т.к. он не хотел портить дружеские отношения с Египтом и поэтому отклонил предложение Пизы участвовать в этой авантюре. Когда Каир в 969 г. стал столицей Фатимидского халифата, Иерусалим попал под власть шиитов, которые в последующем по приказу аль-Хакима (996-1021 гг.) разрушили там монастыри, синагоги и церкви, запретили паломничество.

 

Интересен факт, что после того, как мусульмане-шииты частично разрушили церковь Воскресения в 1009 г., мусульмане-сунниты помогли христианам отстроить его заново. Вышесказанное свидетельствует о мирных взаимоотношениях между представителями двух религий.

 

Католический монах Петр Достопочтенный – аббат Клюни, призывал к диалогу с мусульманами, хотя и достаточно резко о них отзывался. Так же влиянию арабской культуры способствовало соединение мусульманских и христианских войск в одной армии, когда они нередко вместе сражались на одной стороне.

 

"КРЕЩЕНЫЙ СУЛТАН"

 

Стоит отметить, что христианские короли часто симпатизировали мусульманской культуре и ученым. Иерусалимский король Фридрих II (1197-1212 гг.), имевший прозвище "крещеный султан"», воспитанный в Палермо руководителями исламской общины, знавший не только латынь, но и греческий с арабским, восхищался мусульманской культурой.

 

Историки Ибн Васил и Сабт ибн аль-Джавзи пишут о том, что во время посещения Святого города Фридрих не упустил случая выразить свое восхищение исламом и его обычаями, одновременно высказав неприязнь и презрение по отношению к римской церкви.

 

Король Сицилии Роджер II (1130-1154 гг.) материально поддерживал географические и картографические исследования аль-Идриси. Граф Эдессы Бодуэн II де Бург (1100-1118 гг.), по словам Гвиберта Ножанского, носил длинное платье, отпускал длинную бороду, ел на расстеленных на полу коврах, а когда вступал в город, то два рыцаря, идущие впереди его повозки, трубили в трубы, как это было в обычае "язычников".

 

ВЕЛИКАЯ ЭПОХА ПЕРЕВОДА АРАБСКИХ ТРУДОВ НА ЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ

 

В период Крестовых походов начинается Великая эпоха перевода арабских трудов на европейские языки. С арабского был переведен великий трактат Птолемея "Альмагест", труды аль-Хорезми по алгебре, работы по астрономии и астрологии, например, известное самому Данте сочинения Абу Аббаса аль-Фаргани – Альфрагануса "Книга о собирании знания о звездах", "Введение в астрономию" и "О великих связях и годовых вращениях, а также об их происхождении" Абу Машара – Альбумасара.


альмагест.jpg

 

Майкл Скот перевел труды ученого Исхака Нур ад-Дина аль-Битрудини под названием "Книга об астрономии", также Скот перевел сочинение Аристотеля "О возникновении животных" и "Сокращенное изложение Авиценны о животных".

 

Теодор Антиохийский перевел арабский трактат о соколиной охоте Моамина. Впоследствии, опираясь на эту работу, Фридрих II создал свое сочинение "Об искусстве соколиной охоты".

 

В области философии переводились труды аль-Кинди "Книга о разуме" и комментарии аль-Фараби, связывавшего тезисы Аристотеля со взглядами неоплатоников, аль-Газали "Опровержение философов", Ибн Сина – Авиценна "Китаб аль-шифа", повлиявший в последующем на систематизатора ортодоксальной схоластики Фому Аквинского.

 

ИСЛАМ ПОДВЕЛ ЕВРОПУ К СОЗДАНИЮ НОВОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О САМОЙ СЕБЕ

 

Ислам не просто поделился с Западной Европой многими достижениями своей материальной культуры и техническими открытиями, он не только стимулировал развитие науки и философии в Европе, Ислам подвел Европу к созданию нового представления о самой себе.

 

Поскольку Европа выступала против Ислама, она преуменьшала сарацинское влияние и преувеличивала собственную зависимость от греческого и римского наследия.

Ленар НАСЫБУЛЛИН,

студент Российского исламского университета, Казань

Исламский портал


Возврат к списку