Исламские новости

Татарская книга в Париже 1920-30х годов - выстака 20 Января 2016

Татарская книга в Париже 1920-30х годов - выстака













В Национальной художественной галерее "Хазинэ" в рамках проведения III Международной биеннале печатной графики прошла выставка "Татарская книга в Париже".

Выставка представляет один из самых ярких феноменов изобразительного искусства Татарстана ХХ века – искусство татарской книги 1920-х – 1930-х годов, в котором тесно переплелись многовековые традиции арабской графики и авангардистские устремления молодого поколения национальных художников-графиков: Фаика Тагирова, Гусмана Арсланова, Шакира Мухамеджанова, Гусмана Мусина, Дмитрия Красильникова, Гаты Юсупова и др. В развитие татарской книжной и журнальной графики внесли большой вклад русские художники Александра Коробкова, Николай Сокольский, Алексей Хохряков и др. Эскизы обложек, макеты, выполненные этими художниками, пробные типографские оттиски, сами книги и будут представлены на выставке.

Новая татарская книга активно экспонировалась на крупнейших российских и международных выставках 1920-х и 1930-х годов, неизменно доброжелательно отмечаемая искусствоведами и критиками, завоевывая призовые места и получая иные поощрения.

В Национальной художественной галерее "Хазинэ" реконструированы экспозиции татарской книги на двух знаменитых выставках, прошедших в Париже: Международной выставке декоративных искусств 1925 года и Международном салоне искусства книги 1931 года. Это оказалось возможным благодаря архивным материалам.

Фотография витрины с татарскими книгами 1925 года, сохранившаяся в семье Фаика Тагирова, позволила восстановить полный список экспонировавшихся в Париже книг. Для выставки часть из них предоставлена Научной библиотекой им. Н.И. Лобачевского. Несколько книг (Льва Троцкого, Льва Каменева и др.) отыскать не удалось, т.к. они были уничтожены в ходе сталинских чисток.

Атмосферу Парижа, павильон СССР, другие экспозиции выставки, позволяют представить фотографии из фондов Национального музея РТ, а также статья и книга Гумера Гали, молодого татарского писателя, который вместе с искусствоведом Петром Дульским ездил в Париж на выставку.

Кроме того, экспонируются каталоги обеих выставок (1925 и 1931 годов), изданные в Париже, и труды Петра Дульского, посвященные феномену татарской книги 1920-х – 1930-х годов.

В фондах Научной библиотеки Лобачевского и Государственного музея изобразительных искусств РТ сохранился и уникальный материал – подлинные экспонаты выставки 1931 года: типографские оттиски, макеты обложек, иллюстрации, таблички с написанными от руки на французском и татарском языках названиями казанских издательств, чья продукция представлялась в Париже. Весь этот материал был бережно сохранен после возвращения из большого турне в Париж, Лион, а затем в города США, казанским искусствоведом Петром Дульским, который формировал экспозиции обеих парижских выставок. Этот материал экспонируется впервые после 70 с лишним лет.

Выставка в галерее "Хазинэ" дает посетителям уникальную возможность окунуться в атмосферу двух парижских выставок 1925 и 1931 годов и оценить уровень развития татарского книжного искусства той эпохи.

Казань на протяжении XIX – XX веков для обширного поволжского региона была центром развития книгопечатания на русском, татарском и других языках народов Поволжья. С XIX века здесь складываются традиции искусства печатной графики (знаменитые изданные альбомы с видами Казани Эдуарда Турнерелли и Василия Турина), а также профессионального образования художников-графиков на базе граверного отделения Казанской художественной школы. Казанская гравюра  и татарская книга 1920-30-х годов – яркие феномены российского искусства. Для формирующегося в 1920-е годы искусствоведения Татарстана одними из основных научных направлений были исследования в области гравюры и искусства книги, блестяще воплотившиеся в трудах известных казанских ученых Петра Дульского и Петра Корнилова.

Исламский портал


Возврат к списку