Исламские новости

27 Января 2015

В Казани обсудили Концепцию подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама

В Институте международных отношений, истории и востоковедения (ИМОИиВ) КФУ прошел семинар-совещание, на котором обсудили Концепцию подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама.

В совещании приняли участие директор ИМОИиВ Рамиль Хайрутдинов, ректор РИУ, заместитель муфтия по развитию исламского образования Рафик Мухамметшин, представители Духовного управления мусульман Татарстана, директора медресе городов и районов Республики, преподаватели КФУ и высших исламских учебных заведений, представители системы исламского образования начального, среднего и высшего уровней – примечетных курсов, медресе и др.

На повестке дня стояло также обсуждение таких вопросов как состояние современного мусульманского образования на местах, проблема востребованности выпускников религиозных учебных заведений, роль светских вузов в создании единой образовательной среды и интеграции религиозного сообщества в условиях Татарстана.

По мнению Мухаметшина при рассмотрении концептуальных вопросов мусульманского религиозного образования необходимо учитывать три фактора:

- исторический опыт кадимистской (догматическо-консервативной) системы религиозного образования у татар;

- современный международный опыт исламского религиозного образования;

- инновационный опыт современных светских учебных заведений.

Элемент кадимистского образования, в частности, реализуется в виде учебников, составленных в виде адаптированных классических трудов, использовавшихся в мусульманской традиции.

Участниками совещания подчеркивалось, что приоритет должен быть направлен на среднее и начальное звено религиозного образования – на медресе и примечетские курсы.

По мнению ректора Набережночелнинского медресе "Ак мечеть" Рустама Шайхевалиева, направляя внимание на средний и начальный уровни религиозного образования, а именно, на медресе и примечетские курсы, государство решает проблему экстремизма и радикализма в религиозной среде. При этом требовать от медресе сегодня решения проблемы дефицита квалифицированных имамов было бы не правильно. На сегодняшний день с 1994 года на примечетских курсах повышения квалификации, проводимых медресе «Ак мечеть» прошло обучение 1045 человек.  Многие из них потом поступают на вечернее отделение медресе. Большинство из них впоследствии возвращается в родные села и служат там делу религиозного просвещения и оздоровления общества. А в основе своей, религиозные кадры формируются не из студентов дневной формы обучения, а из заочников, которые уже сегодня в массе своей являются практикующими имамами. И одной из причин того, что в Набережных Челнах, который был одним из самых неспокойных городов Татарстана в 90-е годы, сегодня царит спокойная атмосфера и проблема радикализма и экстремизма нейтрализована в сравнении с прошлым, в первую очередь следует признать активную работу медресе и курсов при медресе.

Участники высказали удовлетворение тем фактом, что в лице представителей КФУ, Федерального ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования государство «повернулось лицом к практикам – реальным акторам системы мусульманского религиозного образования, людям, формирующим эту систему на всех уровнях». Высказывались пожелания, что в дальнейшем необходимо совместное проведение конференций, курсов и других мероприятий.

Проректор медресе "Мухаммадия" Зульфат Габдуллин констатировал, что предлагаемая на обсуждение концепция не соответствует реалиям религиозного образования. Что касается проблем современного религиозного образования, то он выделил следующие проблемы:

- недостаточное использование инновационных технологий по причине слабой материально-технической базы (нет компьютеров, интернет-связи, оборудованных интернет-классов, интерактивных досок и пр.);

- отсутствие учебно-методического обеспечения, по причине чего многие преподаватели вынуждены давать знания под диктовку;

- многие проводимые КПК не ориентированы на потребности преподавателей религиозных учебных заведений;

- необходимо проведение курсов в районах, в сельской местности - районных и сельских клубах.

Ректор медресе "Фанис" Марат Марданшин высказал благодарность за то, что организаторами оперативно был решен вопрос о компенсации расходов за приезд директоров отдаленных медресе. Также подчеркнул необходимость проведения  выездных курсов и отдельных курсов для женщин. Был поднят вопрос и о материально-техническом обеспечении медресе, о необходимости стажировок для преподавателей и старшекурсников  в зарубежные учебные заведения.

Было высказано пожелание, чтобы рекомендуемые ДУМ учебные пособия предварительно проходили апробацию в медресе республики.

Заместитель директора "Медресе им. 1000-летия принятия Ислама" Аяз Мингалеев высказал ряд пожеланий:

- время проведения курсов должно быть распределено равномерно в течении года с определенной периодичностью, в удобное время (во время каникул, а в учебное время года - после обеда);

- наряду с определением предмета и предоставлением учебного пособия необходимо снабдить преподавателей и методикой преподавания;

- есть потребность в проведении КПК по дисциплине "Педагогика и психология", для преподавания которого должны быть привлечены специалисты, хорошо знающие специфику системы религиозного образования и способствующие интеграции религиозного и светского образования.

Все участники семинара высказали удовлетворение состоявшимся обсуждением и высказали пожелание, чтобы в дальнейшем эта практика была продолжена.

Кроме того, были приняты основные пункты плана реализации Программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама на 2015 год.

Исламский портал

В КФУ подвели итоги реализации Плана мероприятий по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама


Возврат к списку