Исламские новости

В КФУ подвели итоги реализации Плана мероприятий по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама 16 Января 2015

В КФУ подвели итоги реализации Плана мероприятий по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама

В Федеральном ресурсном центре содействия развитию исламского и исламоведческого образования при ИМОИВ КФУ 15 января состоялось расширенное заседание Экспертного совета, в работе которого приняли участие директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайретдинов, ректор РИУ Рафик Мухаметшин, председатель Экспертного Совета Айдар Хабутдинов, представители системы исламского образования начального, среднего и высшего уровней – примечетных курсов, медресе, Казанского исламского университета, представители Духовного управления мусульман РТ, Аппарата Президента РТ.

Руководителем рабочей группы доцентом кафедры востоковедения и исламоведения Лейлой Алмазовой был предоставлен отчет о проделанной в 2014 году работе и планах на 2015 год.

Следует отметить, что целями плана мероприятий программы значилось: обеспечение проведения государственной политики в сфере образования, в том числе и религиозного, профилактика религиозного радикализма и формирование широкого информационного пространства в сфере религии.

В отчетной презентации было наглядно продемонстрировано, что по всем пунктам государственного задания программа была выполнена, а по некоторым перевыполнена в два и более раз. Так, пункт о научно-методическом сопровождении разработки концепции развития исламского образования и формирования системы мониторинга концепции был реализовано в виде Аналитической записки под авторством Рафика Мухаметшина на 123 страницах с сопроводительными материалами на 772 листах. В части разработки учебно-методического сопровождения развития исламского образования, по государственному заданию для КФУ было предусмотрено создание 10 пособий общим объемом 1000 страниц, в то время как фактический объем подготовленных в 2014 году 15 пособий составил 2 377 страниц. При этом главное внимание в работе над пособиями было уделено возвращению в медресе классических исламских учебников, таких как "Манзума ал-Байкунийа", автор Мухаммад ад-Дагестани или "Мухтасар"ал-Кудури – с новыми комментариями и примечаниями современных татарстанских богословов.

Таким образом, ученые, с одной стороны, продолжают лучшие традиции отечественного востоковедения в работе с источниками и классическими текстами, а с другой, способствуют адаптации на новом уровне тех учебников, что традиционно использовались мусульманами в регионе.

Кроме этого было разработано 11 учебных пособий в виде разработок к курсам повышения квалификации, 30 ридеров (сборники статей по проблематике курса), 9 PowerPoint презентаций.

Что касается самих курсов, то если показателями госзадания было проведение не менее 40 потоков образовательных  курсов с общим количеством слушателей не менее 800 человек, то фактически было проведено 56 образовательных курсов повышения квалификации с общим количеством слушателей 2110 человек. Это и курсы по исламской экономике, и по психологии,  и по исламским СМИ и организации работы религиозных организаций и учебных заведений, и по исламскому праву и многие другие. В том числе состоялось 13 выездных курсов для религиозных деятелей в районах Республики. Наряду с этим, в пяти медресе Татарстана проводились курсы повышения квалификации  по преподаванию религиозных дисциплин на примечетских курсах.

Что касается дистанционного обучения, то было подготовлено 5 и проведено 10 дистанционных курсов повышения квалификации, через которые прошло 218 слушателей - имамов, преподавателей религиозных уч. заведений, сотрудников МРО

Кроме этого было разработано 5 учебных программ по направлениям подготовки исламская  экономика, журналистика, теология. Также были реализованы 27 дополнительных профессиональных программ с общим количеством слушателей 960 человек, среди которых обучение по курсу «Исламоведение и история современных мусульманских движений» прошли сотрудники ФСИН, ФСБ, МВД, муниципальных органов власти, преподаватели вузов. Для учителей школ были организованы курсы по "Основам религиозных культур", где преподаватели КФУ рассказывали о современных подходах к преподаванию истории религий в школе.

В рамках проекта было организовано шесть международных конференций, пять круглых столов, 3 семинара и две двухнедельные школы. Так,  для проведения "Школы мусульманского лидера “Махалля 2.0”" была привлечена активная часть мусульманской молодежи для того, чтобы определить проблем, с которыми сегодня сталкиваются мусульмане, чтобы вместе с экспертами, представителями мусульманской элиты, людьми старшего поколения  попытаться найти пути решения этих проблем. В Школе работало четыре блока: менеджерский, проповеднический, педагогический и блок по журналистике. Участники изначально выбирали то направление, которое ближе и интереснее для них, которое соответствует их возможностям и способностям. Участники Школы должны были научиться формировать свою команду и работать в ней для выработки и реализации конкретных социальных проектов.

На следующий год планируется продолжить реализацию пунктов программы: в настоящее время формируется список курсов для религиозных деятелей по  религиозным и светским дисциплинам на нескольких, разных по сложности, уровнях: для имамов, для преподавателей медресе, для преподавателей примечетских курсов, для преподавателей РИУ и сотрудников ДУМ РТ. Также будет продолжена практика приглашения иностранных лекторов из ведущих учебных заведений  мусульманского мира. Планируется разработка основных образовательных программ, учебных планов, адаптация УМК по направлениям "Исламские науки и воспитание" для начального, среднего и повышенного уровней и многое другое.

Участники совещания сошлись во мнении, что год был очень продуктивным. При этом собравшиеся обсудили и возникавшие в ходе реализации Программы проблемы и пути их решения. Главные проблемы в 2014 года были связаны с тем, что финансирование программы началось лишь в сентябре, и организаторы были вынуждены проводить большую часть мероприятий в последние месяцы года. В новом году появилась возможность распределить мероприятия более равномерно, не оставляя все на конец отчетного периода. Было решено обратить внимание на мониторинг и развитие медресе в отдаленных районах Республики, на начальный уровень религиозного образования. Также участники совещания отметили важность адаптационной работы среди выпускников зарубежных религиозных учебных заведений, наметили пути развития волонтерского движения среди мусульманской молодежи. В заключение заседания было высказано единодушное мнение о необходимости проведения и в дальнейшем подобных совещаний для обмена мнениями и совместной выработки планов Программы на 2015-2016 гг.

 

Исламский портал


Возврат к списку