Исламские новости

Ислам спас евреев 15 Февраля 2014

Ислам спас евреев

Итак, что же мусульмане сделали для евреев?

Ислам спас евреев. Это непопулярная, вызывающая неприятие в современном мире идея. Но это историческая истина. Во-первых, в 570 н.э., когда родился Пророк Мухаммед, евреи и иудаизм в значительной степени были на грани исчезновения. А во-вторых, приход Ислама спас их, обеспечив новую среду, в которой они не только выжили, но и преуспели, создав основу для последующего еврейского культурного процветания (уже в христианском мире).

К IV в. н.э. христианство стало господствующей религией в Римской империи. Одним из результатов этого стало массовое обращение членов конкурирующих с христианством конфессий, в том числе иудаизма, в христианство, иногда и силой. Большая часть наших свидетельств о существовании евреев в Римской империи основывается на записях, повествующих о числе перешедших в христианство евреев. Значительное и устойчивое сокращение численности последователей иудаизма путем перехода их в христианство между IV и VII в. н.э. принесли с собой постепенное, но устойчивое снижение статуса, сокращение прав, участия в социальной, экономической, религиозной и культурной жизни для евреев по всей Римской империи. Велась целенаправленная деятельность, чтобы лишить евреев их прав как граждан, воспрепятствовать  выполнению ими своих религиозных обязанностей и изолировать их от общества собратьев.

Эти процессы шли параллельно с многовековой военной и политической борьбой Византийской империи с Персией. В своей сути, будучи небольшим элементом в христианском мире, евреи не должны были быть затронуты этим масштабным политическим вопросом. Тем не менее, это повлияло на них самым драматическим образом, потому что Персидская империя в это время включала в себя Вавилон (теперь Ирак) – в то время регион, где была сконцентрирована основная масса проживавших тогда в мире евреев.

Здесь также находились величайшие центры еврейской интеллектуальной жизни. Талмуд, самый главный труд еврейской культуры за более чем 3000 лет, исключая Библию, появилась на свет в Вавилоне. Борьба между Ираном и Византией, продолжающаяся и по сей день, приводила к все более увеличивающемуся разделению между евреями, проживавшими в этих государствах.

Помимо всего этого, евреи, жившие под христианским правлением, казалось, потеряли знание собственных культурных языков – иврита и арамейского, и стали пользоваться латинским, греческим или другими местными языками. Это, в свою очередь, должно было привести к тому, что они потеряли доступ к главным произведениям еврейской культуры – Торе, Мишне, поэзии, Мидрашу, даже богослужению. Потеря объединяющей силы в лице языке (и связанной с ним литературы) был значительным этапом на пути ассимиляции и исчезновения. В этих условиях, когда отсутствовали связи с регионом, где еврейская культурная жизнь продолжала процветать, т.е. с Вавилоном, жизнь еврейской общины в христианском мире поздней античности была не просто бледной тенью того, что существовало три или четыре столетиями ранее. Это был конец.

Если бы на исторической арене не появился Ислам, конфликт Византийской империи с Персией продолжался бы. Разделение между западным иудаизмом, находящимся в христианском мире, и вавилонским иудаизмом, находящимся в Месопотамии, только бы усилилось. Еврейская община на западе существенно бы уменьшилась, может быть, исчезла, а на востоке превратилась бы просто в еще один восточный культ. Но все это было предотвращено возникновением Ислама. Исламские завоевания VII в. изменили мир. Именно они оказали самое масштабное, постоянное и глубокое влияние на жизнь еврейского народа.

В течение столетия со дня смерти Мухаммеда в 632 г. мусульманские армии завоевали почти весь мир, где жили евреи, от Испании до Северной Африки, в том числе и Ближний Восток до самых дальних восточных границ Ирана. Почти все евреи в мире теперь оказались в границах единого исламского государства.

Эта новая ситуация изменила жизнь еврейского народа в лучшую сторону как с правовой, так и с демографической, социальной, религиозной, политической, географической, экономической, языковой и культурной точек зрения. Во-первых, улучшилось политическое положение. Почти все регионы, где ранее евреи жили под христианским господством, теперь стали частью одного и того же политического пространства, как Вавилон, так и Кордова с Басрой. Прежняя граница между центрами компактного проживания евреев в Вавилонии и в Средиземноморском бассейне была сметена навсегда.

Политические перемены шли параллельно изменению правового статуса еврейского населения. Хотя не всегда ясно, что происходило во время мусульманских завоеваний, одно можно сказать наверняка: результатом завоеваний стало то, что евреи стали гражданами второго сорта. Это не должно быть понято неправильно: быть гражданином второго сорта намного лучше, чем не быть гражданином вообще. Для большинства из этих евреев положение граждан второго сорта представляло собой важный шаг вперед. Ведь, например, незадолго до мусульманского завоевания евреи наблюдали, как в 711 г. вестготы в Испании отнимают у них детей, насильно обращают в христианство и делают рабами.

В исламском обществе классического и средневекового периода быть иудеем означало принадлежать к категории, которая наряду с определенными обязанностями имела свои права и находилась под защитой закона. Эти права и защита были не столь обширны или не столь же обильны, какими пользовались мусульмане, было больше и обязанностей, но в первые несколько веков сами мусульмане составляли меньшинство, и практические различия не были так уж велика.

Наряду с относительным равенством с правовой точки зрения, были обеспечены социальное и экономическое равенства. Евреи ни в буквальном смысле, ни  с точки зрения экономической деятельности не изолировались в гетто. Исламские общества были, по сути, открытыми обществами. С религиозной точки зрения евреи также пользовались практически полной свободой. Может быть, они не могли строить много новых синагог и не могли слишком явно демонстрировать свою веру, но для их религиозной практики не было действительно существенных ограничений. Наряду с внутренней правовой автономией они имели официальное право через своих лидеров доносить свои требования до властей. Может, это было не так совершенно и часто не совсем так радужно, как может показаться, но это была, по крайней мере, широко практикуемая норма.

Политическое единство исламской империи не продлилось долго, но за этот период была создана мировая исламская цивилизация, в чем-то похожая на прежнюю христианскую цивилизацию, которую она заменила. В рамках этой огромной территории евреи жили, имея, в целом, одинаковые права и статус. Они могли передвигаться, поддерживать контакты и развивать свою идентичность как евреи. Начиная с IX в. расширение торговли до мировых масштабов дало возможность испанским евреем (как и мусульманам) поддерживать контакт даже с индийскими евреями и мусульманами.

Все это принесло еще одно крупное изменение. Огромное количество людей в новом исламском мире восприняли язык арабов-мусульман. Арабский постепенно стал основным языком этой обширной области. Греческий, сирийский, арамейский, коптский и латинской языки исчезли, уступив место арабскому языку. Персидский тоже значительно сдал свои позиции, чтобы позже появиться вновь, но уже испытав сильное влияние арабского языка.

Копия peki-muslumanlar-yahudiler-icin-neler-yapmislardi.jpg

Евреи перешли на арабский язык очень быстро. К началу X века, всего через 300 лет после эпохи мусульманских завоеваний, Саадия Гаон перевел Библию на арабский язык. Перевод Библии – это огромный труд, который не был бы предпринят при отсутствии необходимости в этом. Примерно в 900 г. евреи в значительной степени отказались от других языков и стали переходить на арабский.

Изменение языка, в свою очередь, обеспечило для евреев непосредственный контакт с глубокими культурными преобразованиями. В результате с X века мы наблюдаем поразительный синтез двух культур. Евреи в исламском мире разработали совершенно новую культуру, которая отличалась от их культуры до Ислама как с точки зрения языка, так и культурных форм, влияний и традиций. Вместо того, чтобы заниматься только религией, новая еврейская культура исламского мира  связывает друг с другом религиозное и светское на самом высоком уровне. Контраст как с прошлым, так и со средневековой христианской Европой был огромен.

Эти евреи частично писали на арабском языке, частично – на еврейской форме этого языка. Использование арабского языка сделало их ближе к арабам, но использование конкретной еврейской формы этого языка сохраняло барьер между евреями и мусульманами. Литературные формы, которые использовали евреи, были в значительной степени новые, заимствованные из мусульманской культуры или развитые в контакте с ней.

Также в это время иврит был возрожден в качестве языка высокой литературы, подобно тому, как  среди мусульман использовалась высокая форма арабского языка для аналогичных целей. Наряду с использованием иврита в поэзии и художественной прозе, появились некоторые формы нерелигиозной литературы, созданные на иврите и еврейской версии арабского языка, некоторые из них высокого качества.

Многие из величайших памятников поэзии на иврите принадлежат к той эпохе. Саадия Гаон, Шломо ибн Гебироль, Авраам Ибн Эзра, Моисей Ибн Эзра, Маймонид, Иехуда Галеви, Шмуэль ха-Нагид и многие другие – все эти имена, хорошо известные сегодня, принадлежат к той эпохи возрождения еврейской литературной и культурной деятельности.

Как евреи создали все это? Когда они и их соседи создали культуру совместного проживания, которую можно определить как симбиоз? В ту эпоху существовало несколько еврейских культурных центров. Самым значимым из них была исламская Испания, отмеченная выдающимися культурными достижениями не только мусульман, но и ставшая страной Золотого века для евреев.

Пример Испании иллюстрирует и общую картину. То, что происходило в исламской Испании (волны еврейского культурного процветания параллельно волнам мусульманского культурного процветания), дает представление о картине в арабском исламском мире в целом. В Багдаде в IX-XII вв., в Кайраване (Северная Африка) IX-XI вв., в Каире в X-XII вв.  и в других местах взлеты и падения мусульманских культурных центров, как правило, отражались на подъеме и падении еврейской культурной деятельности в тех же местах.

Это было не случайно и не являлось следствием просвещенного либерального покровительства евреям мусульманскими правителями. Это было следствием ряда глубоких особенностей этих обществ, как социальных и культурных, так и правовых, экономических, языковых и политических, которые вместе с поддержкой действительно поощряли евреев в исламском мире к созданию новой субкультуры в эпоху высокой цивилизации.

Это не длилось вечно: период успешного культурного симбиоза между евреями и арабами-мусульманами в Средние века пришел к концу примерно в 1300 году. На самом деле, эта точка была пройдена еще раньше, с общим относительным уменьшением значения и жизнеспособности арабской культуры как по отношению к западноевропейской культуре, так и по отношению к другим культурным формам внутри самого исламского мира – персидской и турецкой.

Еврейское культурное процветания в Средние века было следствием арабско-мусульманского культурного (и в некоторой степени политического) процветания.

Для евреев этот культурный капитал стал источником роста их влияния в будущем в других местах – в христианской Испании и в христианском мире в целом.

Исламский мир не был единственным источником вдохновения для еврейского культурного возрождения, которая наступила позже в христианской Европе, но он, конечно, был одной из основных причин этого развития. Значение этого трудно переоценить.

 

Давид Вассерштейн (David J Wasserstein), профессор иудаики Университета Вандербильта

Источник: http://www.thejc.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку