Исламские новости

Камни, хранящие память – первые мечети в Исламе. ФОТО 26 Ноября 2013

Камни, хранящие память – первые мечети в Исламе. ФОТО

Если мы обратимся к истории, то с появлением Ислама появились и первые мусульманские храмы. Во времена, когда в Мекке царило язычество, Кааба была заполнена идолами, и построить где-либо в этом городе мечеть не представлялось возможным, мусульмане использовали в качестве места собрания дом одного холостого молодого человека (Ибн Аркама). Этот дом в те дни исполнял функции официальной мечети, в этих четырех стенах первые приверженцы Ислама готовили себя к будущей великой миссии на занятиях самого лучшего из учителей (с.а.в.).

Наступил 622 год. Два благословенных путниках совершали путь из Мекки в Медину. Три дня они укрывались в пещере, потом восемь дней были в пути и, наконец, достигли оазиса Куба. Сюда уже не распространялось влияние язычников Мекки. Некоторые жители Медины прибыли в Кубу, чтобы встретить Посланника Аллаха (с.а.в.). Значит, появилась возможность постройки первого храма. Наш Пророк (с.а.в.), на четыре дня оставшись в оазисе, лично участвовал в строительстве первой мечети в Исламе.

И вот, наконец, Медина. Почетный караван, вышедший из Кубы, подходит к городу со стороны холма Сания аль-Вада. Как раз в это время наступает время пятничного намаза. Отныне мусульмане на свободной земле, и совершение пятничного намаза становится для них обязательным. Поэтом именно здесь был совершен первый пятничный намаз. Памятью об этом дне до нашего времени остается мечеть Джума в Медине.

Первое, что сделал наш Пророк в Медине, это определил место для будущей мечети, придавшей новый смысл городу. Верблюдица нашего Пророка (с.а.в.) Касва, опустившись на землю сначала возле дома Абу Аюба аль-Ансари, а потом на пустом участке немного поодаль, по воле Аллаха указала место для строительства мечети. В течение последующих 7 месяцев, пока Посланник Аллаха жил в доме у Абу Аюба ал-Ансари, и велось строительство первой мечети Медины, второй по значимости мечети в мире.

unnamed (7).jpg

Мечеть Пророка в Медине представляла собой прямоугольник, вытянутый в направлении киблы. В передней часть мечети находился навес, подпираемый столбами из пальмовых стволов и покрытый листьями финиковых пальм. Это место использовалось для совершения намаза и собраний. Задняя часть мечети представляла собой открытый двор, с левой стороны которого находились комнаты супруг нашего Пророка (с.а.в.). Самой важной деталью Мечети Пророка, может быть, был другой навес, находящийся в задней части двора. Здесь проживали «обитатели навеса» - асхаб ас-суффа и находился, можно сказать, первый исламский университет.

При рассмотрении всех этих деталей становится очевидным, что основные ценности Ислама, составляющие его суть, уже в самое раннее время нашли себе место возле мечетей. Вера и знание, как неразлучные близнецы, находясь в одном и том же месте, способствовали воспитанию душ людей. В соответствии с этим планом и была построена Мечеть Пророка. Она была не только местом поклонения и получения знаний, но и местом, где устраивали советы, принимали гостей, проводили беседы, здесь мусульмане знакомились друг с другом, общались. Даже когда однажды христианские священники из Наджрани прибыли в Медины, чтобы узнать об Исламе, и спросили у Посланника Аллаха, где им можно остановиться, он предложил им переночевать в Мечети Пророка.

unnamed.jpg

unnamed (1).jpg

После того, как Ислам стал распространяться в соседние регионы, повсюду, как его символы, стали появляться и мечети. Например, за год до своей смерти наш Пророк (с.а.в.) направил Муаза ибн Джабаля в Йемен, призывать людей к Исламу, дав при этом ему даже свою верблюдицу Касву: «Моя верблюдица дарует тебе безопасность. Где она опустится на землю, там построй мечеть». Муаз ибн Джабаль, известный своей мягкостью, прибыл в Таиз, в то время один из самых важных городов Йемена. Действительно, в одном месте Касва опустилась на землю – здесь и была построена одна из первых мечетей Йемена.

Мечеть Пророка в Медине, которую в наши дни посещают многочисленные паломники со всего мира, в значительной степени перестроена. И глядя на нее, представить, какой она была во времена нашего Пророка, крайне затруднительно. Но если вам интересно узнать, какими были мечети той эпохи, я приглашаю вас в Йемен. Историческая мечеть Таиза до сих сохраняет свой оригинальный вид. Даже известно, что Муаз ибн Джабаль в этой мечети совершал погребальный (джаназа) намаз по нашему Пророку. Весть о смерти Посланника Аллаха настигла его, когда он здесь находился. Собрав йеменских мусульман, Муаз ибн Джабаль совершил второй намаз джаназа по нашему Пророку.

Другая мечеть, относящаяся к эпохе сахабов, находится в столице Йемене Сане. Эта величественная мечеть, именуемая Джами аль-кабир (Большая мечеть), святыня Йемена, до сих посещается толпами людей. Если однажды вам выпадет счастье оказаться в этих краях, подойдя к йеменским старикам, часами сидящим, склонив головы над огромными Коранами, вы можете поприветствоваать их и спросить о самой мечети. Может, вам даже покажут камень, лежащий у основания  одной из колон по левую стороны от киблы. Говорят, что этот камень установил сам Али. Передают легенду, что наш Пророк (с.а.в.), направляя Али в Йемен, вручил эту этот камень и сказал: «Построй там мечеть, а этот камень пусть будет его основой».

unnamed (2).jpg

unnamed (3).jpg

Все эти примеры показывают нам, что мечети являются краеугольными камнями благих начинаний. Они влияют на самые основы мышления общества, одним своим присутствием и атмосферой распространяя добро.

В эпоху праведных халифов мечети были первыми строениями, воздвигаемыми на вновь завоеванных землях. Границы государства особенно расширились во времена правления Умара (р.а.). Война велась одновременно с Византией и Ираном. Была захвачена Бусра, столица правителей из династии гассанидов, один из которых убил посланца нашего Пророка. При участии Умара здесь была построена первая мечеть. В наши дни построенная из черного базальта мечеть Умара все так же величественно возвышается среди развалин времен Византийский империи.

В это же время Амр ибн Ас завоевал Египет. Здесь тоже требовалось спешно возводить мечети. Стоял только вопрос, где их строить, ведь Египет – обширная страна, здесь несколько значимых городов. Умар здесь показал свою проницательность, не отдав предпочтения ни одному из городов – все они остались еще со времен фараонов, когда люди обожествляли или идолов, или своих правителей. Но Ислам – это последняя религия, и он должен иметь свои методы, понимание искусства, свою архитектуру, атмосферу, наконец. Поэтому Умар направил наместникам завоеванных земель письма, в которых наставлял их не делать столицей какой-либо из древних городов, а основать новые города, соответствующие духу Ислама. Поэтому столицей становится не Гелиополь, а построенный немного поодаль Фуслат, не античная Ниневия, а Бусра. В Ираке был основан город Куфа. Так как эти города стали центрами, из которых осуществлялось правление, в самое короткое время они были обустроены и украшены.

Естественно, строительство новых городов начиналось со строительства мечети. Будущие столицы строились вокруг такой мечети. Так поступил и Амр ибн Ас. Строя Фуслат, сначала он воздвиг в центре мечеть. Хотя от первоначальной постройки, можно сказать, ничего не осталось, эта мечеть (помимо всего прочего, первая мечеть с минаретом в Исламе), до сих пор стоит на своем месте. В будущем фатимиды за этим городом построили другой, названный Каиром. Когда Салахеддин Аюб соединил два города крепостью, и возник современный Каир.

Во времена джахилиййи в Мекке еще до ниспослания ему пророчества наш Пророк часто поднимался на гору Хира. Здесь он неделями оставался в пещере, а его супруга Хадижа приносила ему еду. Чтобы она не утомляла себя подъемом в гору, наш Пророк (с.а.в.) спускался вниз, и они встречались у подножья. Как считается священным место на Арафате, где встретились Адам и Хава, так и сахабы считали священным место, где встречались наш Пророк и Хадиджа. Полагая, что совершенные здесь дуа получат ответ (иджаба), в этом месте построили мечеть, назвав ее Иджаба.

unnamed (4).jpg

unnamed (5).jpg

В эпоху табиинов эта мечеть стала знаковым местом. Многие места, где совершал намаз наш Пророк (с.а.в.), где происходили какие-то связанные с ним события, сахабы запоминали и охраняли. Табиины, устанавливая в таких местах памятные знаки, сохраняли их для истории. А самым лучшим памятным знаком служит мечеть. Исходя из таких соображений, в эпоху табиинов, особенно интенсивно во времена Умара ибн Абдульазиза, были построены сотни мечетей, служивших памятными знаками. И сегодня эти мечети напоминают о событиях, связанных с жизнью нашего Пророка.

Спустя годы после хиджры число мусульман увеличилось настолько, что они не помещались в Мечети Пророка, особенно во время совершения пятничных и праздничных намазов. Поэтому наш Пророк (с.а.в.) стал проводить пятничные и праздничные намазы на пустом поле за пределами Медины. Но в условиях жаркого арабского климата трудно совершать намаз на открытой местности. Тогда откуда-то стало появляться облако, которое давала тень молящимся. Так продолжалось на протяжении всей жизни нашего Пророка (с.а.в.). Спустя годы, чтобы не забыть это благословенное место, здесь была построена мечеть, названная Масджид аль-Гамама (Мечеть Облака).

Тальха Угурлуэль

Источник: www.zaman.com.tr

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку