Исламские новости

Cуицид. Стоит ли торопиться в мир иной? 30 Октября 2013

Cуицид. Стоит ли торопиться в мир иной?

Жизнь каждого человека окружена различными событиями, порой случаются радостные моменты, а порой горести и невзгоды. Несмотря на все сложности жизни, религия всегда призывает человека к оптимизму и выдержке, к поиску соответствующих решений для выхода из разных жизненных ситуаций. Однако, что касается сегодняшних реалий, то мы видим картину, когда люди по причине каких-либо проблем или неудач теряют интерес к жизни, а иногда дело доходит и до совершения самого отчаянного поступка – самоубийства.

Согласно официальной статистике, в мире каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек. В данную статистику попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых «смертей от несчастного случая» (падение с высоты, аварии на дорогах, передозировка лекарственных препаратов) на самом деле являются суициды. В связи с этим считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек. 19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства. Как правило, желание ухода из жизни возникает по различным причинам: проблемы в семье, в отношениях с близкими, неудачи в профессиональной деятельности, проблемы материального плана, алкоголизм, наркомания и т.д.

Также необходимо отдельно выделить совершение самоубийств среди молодежи. За последнее десятилетие число суицидов среди молодежи выросло в три раза. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. Основные причины этого – неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, недостаточное внимание родителей, одиночество, страх перед будущим и т.п. (1)

СМЫСЛ ЖИЗНИ

Если рассматривать данную проблему через призму ислама, то известно, что религия запрещает совершение суицида и это является одним из великих греховных деяний. По этому поводу Всевышний Аллах говорит в Коране:

وَلَا تَقْتُلُوا أَنفُسَكُمْ إِنَّ اللَّهَ كَانَ بِكُمْ رَحِيمًا

«Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам». (Коран 4,29).

Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: «Кто задушит себя, тот будет душить себя в огне Ада, а кто заколет себя, тот будет закалывать себя в огне Ада» (аль-Бухари).

Совершение самоубийства это следствие того, что человек не имеет осознания об истинном смысле жизни. Осознание истинного смысла жизни для каждого человека особо важно, так как именно это придает ему стимул, толкает его к тому, чтобы он ценил свою жизнь, свое время, возможности, здоровье и использовал их по соответствующему назначению. По этому поводу можно привести следующее изречение Пророка Мухаммада (с.а.в.): «Есть два дара от Господа, которые многие люди несправедливо оценивают, это здоровье и свободное время» (аль-Бухари). (2)

На самом деле, совершая самоубийство, человек не задумывается о том, к чему он идет и что его ждет после смерти. Кто дает гарантию, что убежав от проблем бренного мира, он найдет покой и радость? В большинстве таких случаев человек не имеет и малейшего представления о потусторонней жизни в силу своего невежества. Ведь иначе о суициде не возникала бы и мысль. Говоря о смерти, мы точно знаем, что никто из потусторонней жизни не возвращался, и никаких знаний нам об этом не приносил. Однако Всевышний Аллах в силу Своей Мудрости и Милости предоставил человеку некоторую информацию о смерти и о событиях, которые ожидают каждого, дабы известить нас и настроить на правильный подход к жизни и на правильный подход ко смерти.

РАЗОЧАРОВАНИЕ В ЖИЗНИ

Говоря о подходе к жизни, в отношении проблемы суицида, следует сказать, что основная ошибка человека – это разочарование в жизни. В подобном случае и возникают в личности недовольства и претензии в отношении Создателя: «Почему зло совершается руками человека? Почему происходят различные катастрофы, природные катаклизмы, извержения вулканов и т.д.? Почему Господь допустил все это? Где справедливость?».

С точки зрения правоверного ислама, что касается вопроса о совершении зла самими людьми, то создав человека, Всевышний Аллах предоставил ему волю и выбор в своих поступках, из которого и следует соответствующее воздаяние (Рай или Ад). Об этом в Коране сказано следующее:

وَهَدَيْنَاهُ النَّجْدَيْنِ

«Мы предоставили ему два пути» (Коран, 90:10).

Каждый согласился бы с тем, что для него желаннее возможность выбора, чем быть принужденным. В связи с этим было бы несправедливо и бессмысленно, если бы Господь принудил всех совершать что-либо и в то же время отвечать за это.

Что же касается вопроса существования различных природных катаклизмов или других проблем мирской жизни то, во-первых, необходимо понимать, что мирская жизнь представляет собой место испытания, своего рода экзамена, который проходит человек. По этому поводу Всевышний Аллах сказал:

إِنَّا جَعَلْنَا مَا عَلَى الْأَرْضِ زِينَةً لَهَا لِنَبْلُوَهُمْ أَيُّهُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا

«Воистину, все, что есть на земле, Мы сделали украшением для нее, чтобы испытать людей и выявить, чьи деяния окажутся лучше». (Коран,18:7).

ИСПЫТАНИЕ ИЛИ СМЕРТЬ?

Сотворив этот мир, Господь не обещал человеку об его пребывании в нем лишь в блаженстве, но в то же время дал ему установку как быть счастливым. Тем более природа человека такова, что ему необходимо занять себя чем-либо, решать какие-либо вопросы, менять что-то в жизни и т.п. Во-вторых, согласно исламу, все создания имеют свои ограничения и недостатки. Поэтому, считается, что человек ограничен в полноценном осознании понятий благо и зло, так как известно, что иногда зло может являться на самом деле благом, а благо на самом деле – злом. Например, порой в жизни случаются события, которые на первый взгляд несут собой печальный характер, но в дальнейшем данное событие может быть причиной неожиданно благого результата. Поэтому, с точки зрения ислама не подобает в отношении Создателя выказывать недовольства подобного рода. В связи с этим, ислам учит, что у человека есть две жизни. Первая – мирская, временная, ограниченная определенным сроком, которая представляет собой испытание, подготовка к иной жизни. Вторая жизнь – потусторонняя, жизнь после смерти, вечная – представляет собой отчет за пройденное испытание и воздаяние (вознаграждение или наказание).

Говоря об отношении к смерти, необходимо сказать, что религия (Божье Руководство) призывает человека к тому, чтобы он соответствующе подготовил себя к вечной жизни. Подготовка к вечной жизни означает – прожить данную ему жизнь достойно. Следует упомянуть, что согласно исламу, в момент смерти человек будет желать своего возвращения в бренный мир, дабы исправить свои грехи и ошибки. Всевышний Аллах по этому поводу говорит:

حَتَّى إِذَا جَاءَ أَحَدَهُمْ الْمَوْتُ قَالَ رَبِّ ارْجِعُونِ()لَعَلِّي أَعْمَلُ صَالِحًا فِيمَا تَرَكْتُ كَلَّا إِنَّهَا كَلِمَةٌ هُوَ قَائِلُهَا

«Когда же перед кем-либо из них предстанет смерть, он взмолится: “Господи! Верни меня, быть может я свершу праведное дело в том, чем я пренебрёг”. Так нет же! То, что он говорит, всего лишь пустые слова...». (Коран, 23:99-100).

Также известно, что в День Суда, во время расчета за деяния, человек будет спрошен о жизни (как он ее провел), о знаниях (как он их использовал), об имуществе (как заработал и как потратил), о теле (что он с ним делал). Исходя из вышесказанного, становится ясно, что все это человек приобрел не сам, а ему было доверено Всевышним для пользования на определенное время.

ВОЗМОЖНОСТЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ

Вероучение ислама не зря акцентирует особое внимание на смерти. Это связано с тем, что каждому необходимо уделять должное внимание к своей жизни в этом мире, для того, чтобы быть готовым к последующей вечной жизни. Человек, желающий счастья в обоих мирах должен помнить простое правило, ту причинно-следственную связь, о котором твердят и Коран и Сунна и которая указывает на смысл жизни – «достижение довольства Всевышнего». Поэтому, необходимо стремиться к тому, чтобы жизнь соответствовала Божьему наставлению, ведь никто кроме Самого Создателя не знает лучше как нужно жить его созданию.

Совершая суицид, человек сводит к нулю свои возможности быть счастливым как в земной, так и в последующей вечной жизни. Вследствие всего этого необходимо осознавать ценность своей жизни – то, что каждая пройденная секунда дорога и ее уже не вернуть.

Вероучение ислама учит, что человек должен ценить и радоваться благам жизни – это его вера, родители, друзья, родственники, имущество, здоровье и в тоже время уметь быть благодарным. А также стойко проходить трудности и просить облегчения у Всевышнего.

Рафик ЮСУПОВ,

заместитель декана Факультета исламских наук РИУ

Исламский портал


Возврат к списку