Исламские новости

Кто говорит: "Я признаю только Коран", тот не мусульманин 18 Сентября 2013

Кто говорит: "Я признаю только Коран", тот не мусульманин

Что говорят Имам Байхаки, Имам Шарани, Имам Суюти о людях, признающих только Коран в качестве основы шариата?

Имам Байхаки в своей книге «Далаил» приводит такой риваят:

«Имран ибн Хусаин (р.а.), сподвижник Посланника Аллаха, учил некоторым хадисам о заступничестве. Один из собравшихся спросил:

- Вы сообщаете нам хадисы, но мы ничего не находим в Коране на эту тему.

Имран ибн Хусаин спросил:

- Ты читал Коран?

- Да.

- Видел ли ты в Коране сообщение о том, что утренний фарз намаз состоит из 2-х ракаатов, вечерний (магриб) – 3-х, а полуденный (зухр), предвечерний (аср) и ночной (иша) – по 4 ракаата?

- Нет.

- Откуда тогда вы узнали это? Узнали ли вы это от нас (от сахабов)? А разве мы не узнали это от Посланника Аллаха? Встречал ли ты в Коране сообщение о том, что с сорока овец (в качестве закята) следует отдавать одну, со стольких-то верблюдов – столько-то, с такого-то количества денежных средств – столько-то дирхемов?

- Нет.

- Откуда тогда вы узнали это? Узнали ли вы это от нас (от сахабов)? А разве мы не узнали это от Посланника Аллаха? Читал ли ты в суре «Хадж» аят «Пусть они … обойдут вокруг древнего Дома (Каабы)»? Говорится ли там о том, что Каабу следует обойти семь раз?

- Нет.

- Слышали ли вы, что Всевышний Аллах в Коране говорит: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59/7)?»

После Имран ибн Хусаин сказал: «Есть еще много вещей, которые вы не знаете и которые мы узнали от Посланника Аллаха».

В одном аяте сказано: «Таким же образом Я ниспослал вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас, обучает вас Писанию и мудрости [хикма], обучает вас тому, чего вы не знали» (2/151).

Имам Шафии сказал: «В этом аяте под словом «мудрость» («хикма») имеется в виду сунна Посланника Аллаха. Сначала упоминается Коран (Писание), а сразу после него – мудрость (хикма)».

Если бы Коран изучали без разъяснений, то нашему Пророку было бы приказано: «Призывай к нему, этого достаточно», ему не было бы приказано разъяснять. Между тем, в Коране содержится призыв разъяснять:

«А тебе Мы ниспослали Напоминание [т.е. Коран] для того, чтобы ты разъяснил людям» (16/44).

«Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснил им то, в чем они разошлись во мнениях, а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей» (16/64).

Это показывает нам, что в Коране есть аяты, нуждающиеся в разъяснении, и полномочия разъяснять их возложены на Посланника Аллаха. Не все в Коране изложено совершенно ясно. Посланник Аллаха получил необходимые знания через откровение и сообщил их своей общине. В хадисах говорится:

«Помимо Корана, мне было дано еще столько же знания (хукм)» (Ахмад)

«Джабраил вместе с Кораном приносил и сунну – разъяснение [Корана]» (Дарими).

Имам Шарани сказал:

«Как известно, Сунна растолковывает Коран, а не наоборот. Ибо Сунна – это разъяснение тех концентрированных указаний (иджмаль), которые приводятся в Коране. Подобно тому, как имамы-муджтахиды являются учеными, разъясняющими концентрированные указания (иджмаль), так и следующие за ними ученые разъясняют их концентрированные указания (иджмаль). И так будет продолжаться до самого Судного дня. Мой учитель Алиййульхавас (рахимахуллах) сказал: ‘Если бы Сунна не разъясняла нам  Корана, ни один из ученых не смог бы вывести норм (хукм) фикха о воде или омовении. Никто не смог бы узнать, что в утреннем фарз намазе два ракаата, в полуденном, предвечернем и ночном – четыре, а в вечернем – три. Точно так же никто не смог бы узнать дуа, которые следует произносить, обратившись лицом в сторону киблы, или что говорить, приступая к намазу. Никто не мог бы узнать, как совершают такбир, что произносят в руку и саджда, как правильно выполнять движения намаза, что читать в ташаххуде. Точно так же не могли бы узнать и множество других вещей - как совершать праздничные (айд) намазы, намазы при затмении солнца и луны, погребальные (джаназа) намазы, намаз для испрашивания дождя и т.п. Точно так же, никто не узнал бы, как исчислять закят, условия поста и хаджа, нормы и основы торговых операций, бракосочетания, судебных разбирательств, должности судьи и других разделов права’. Когда Имрану ибн Хусаину один человек сказал: «Говори с нами только о Коране», Имран ветил ему: «Ты глупец. Есть ли в Коране точное указание на число ракаатов фарз намазов? Или сказано ли там, где читать вслух, а где про себя?» Тот человек ответил: «Нет». Имран своими словами заставил его замолчать».

Также у Байхаки в «Сунане» в разделе о намазе путников, приводится предание от Умара (р.а.). У Умара спросили о сокращении намаза путниками, т.е. совершение путниками намаза в четыре ракаата в сокращенном виде – в два ракаата. Ему сказали: «В нашей священной книге мы находим [сведения] о намазе в состоянии опасности, но не находим [сведений] о намазе путников». Умар ответил: «О, племянник, Всевышний Аллах послал нам Мухаммада аляйхиссалям. Если мы что-то не знаем, то делаем так, как делал он. А он, находясь в пути, намазы в 4 ракаата совершал в 2 ракаата. Поэтому ввел в шариат [сокращение намазов] Посланник Аллаха (с.а.в.)». Подумай хорошо над этим словами. Ведь они так прекрасны.

Имам Суюти говорит: «Знайте, что в науке основы права (усуль аль-фикх) доказательством являются хадисы, определяемые как известные (маруф), которые передают хоть слова, хоть действия [нашего Пророка]. Кто отвергает эти хадисы Посланника Аллаха (с.а.в.), тот впадает в неверие (куфр) и выходит из Ислама, [в Судный день] он будет воскрешен вместе иудеями, христианами и неверными, отвергающими Аллаха» («Мифтахуль-джанна», с. 18).

Источники:

1.       İmam-ı Süyuti, Miftahu'l-cenne fi'l-ihticac bi's-sunne (Sünnetin İslamdaki Yeri), Rağbet Yayınları, İst. (Tercüme: Doç Dr. Enbiya Yıldırım).

2.       İmam-ı Şarani, Mizan-ül Kübra (Dört Hak Mezhebin Büyük Fıkıh Kitabı), Berekat Yayınevi, İst. (Tercüme: A. Faruk Meyan).

Подготовил Мурат Йазиджи

Источник: http://www.zehirli.org

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку