Исламские новости

Почему Запад убил «Бога»? 26 Августа 2013

Почему Запад убил «Бога»?

Если говорить о связанном с религией историческом опыте Запада, то сначала речь идет об эпохи «отрицания», потом «принятия», потом снова «отрицания» и сейчас о периоде «поиска». Во времена язычества, т.е. до распространения христианства, и в Западной, и в Восточной Римской империи, особенно среди северных племен было более распространено «отрицание». После того, как в 330 году в Римской империи христианство было принято в качестве официальной религии, началась эпоха «принятия» и религиозности. Позже вновь наступила вторая эпоха «отрицания». Собственно, возрождение религии, то, что мы называем религиозными поисками, прорастает на почве этого отрицания. Отрицание в Европе Бога и религии с определенной точки зрения можно понимать как поиски новой религии и Бога. Собственно, сомнения, проникшие в разум западного/европейского человека после начала эпохи Возрождения создавали некоторую связь с Богом и религией. Вследствие этого, данное отрицание, на котором было построено просвещение и позитивизм и которое потом превратилось в грубый материализм, вошло в историю как отрицание господствующего на Западе восприятия религии и идеи Бога.

Каким же был тот «Бог», существование которого отрицалось? То, что в религиях, системах верования и вероубеждения, утверждает верность их вероубеждения, определяет выживаемость и способность общего восприятия, это образ божественности. Этот образ или способствует долгому существованию этой религии или же спустя короткое время приводит к ее исчезновению. «Бог», отвергнутый Западом, прежде всего, был божеством, созданным человеком. Если сравнивать с Исламом, это не очищенный от всех недостатков Аллах, потому что в нашей религии принцип «танзаха», согласно которому Аллах превыше всех недостатков, является основополагающим в мысли о божественности. Аллах превыше всех недостатков, т.е. превыше всех имен и атрибутов Своих рабов, их качеств, всех атрибутов, существования, влияния существования, приписываемых Ему Его рабами. Он абсолютное Божество, Обязательный к существованию (Ваджиб аль-вуджуд) и Он есть Сущность (Зат). Здесь есть один важный пункт, который следует особо подчеркнуть. Узнать, что представляет собой Сущность (Зат)  невозможно. Ведь как наши зрение и слух имеют свои границы, такие же границы имеет и наш разум. Поэтому Сущность (Зат) невозможно постигнуть нашим разумом.

Бог Запада же антропоморфен. И отрицанию подвергается, в первую очередь, именно это обстоятельство. Пытливый разум задает вопросы: Почему Бог не превыше человеческих качеств, почему Он воплотился в человеке? Как Он может быть и человеком, и божеством в одно и то же время?

Второе, что отрицается в «Боге» Западом, это его противоречивость логике. Например, как учит математика, 1+1+1=3. Церковь же утверждает, что 1+1+1=1. Один это в то же время три, три в то же время один. Т.е. этот «Бог» противоречит не только разуму, но и математике.

В-третьих, этот отрицаемый «Бог» запрещает свободу, невинный чувства и желания человека. Естественно, это никоим образом не происходит из самой сути христианства, религии, принесенной пророком Исой, и ниспосланных ему Евангелий. Это происходит от переноса в христианство понимание божеств древними греками. У греков боги были против человека и не хотели, что он стал свободным. Когда греческое понимание было перенесено в христианство, божеству досталась сходная роль.

Четвертое, отвергаемый западным разумом «Бог» за каждую ошибку и грех устрашает человека вечными муками ада. Согласно этому пониманию, человек рождается греховным. Он не может своими усилиями добиться прощения своих грехов, избавиться от психологии греха и тяжести греха, взваленного на его слабые плечи.

Пятое, отвергаемый западным разумом «Бог» делит людей на группы, выделяя привилегированный класс и людей более низкого статуса. Привилегированный класс – это священники, другие люди находятся на более низком уровне. И «Бог» отвергается в том числе и потому, что такое деление кажется разуму несправедливым.

Шестое, отвергаемый западным разумом «Бог» занимает место рядом с богатыми напротив бедных. Даже Мальтус, основатель знаменитой теории народонаселения (и в то же время священник) говорил: «Богатые, гоните бедных от вашего стола – ведь даровал вам этот стол Господь. Он такой Господь, что занимает место рядом с богатыми и напротив неимущих и нищих, Он не дает им их права».

И в последнюю очередь, отвергаемый западным разумом Бог занимает место Отца, а все люди наподобие его детей. Истина заключается в том, что отношения отца и сына – это не только отношения Исы и Бога, в то же время этот вопрос отсылает человека к теме недостаточного использования его разума и способностей. С этой точки зрения утверждается, что религия представляет собой явление, относящееся к детству человечества. Так как в то время люди не использовали свой разум в полной мере, не владели должным образом понимания, они нуждались в вере в Бога, и этот «Бог» для них – божественный Отец.

Гегель, Огюст Конт и другие делят историю на теологический, метафизический и позитивистский периоды. Религиозный период, согласно им, приходится на детство человечества. Последующие периоды же - это время, когда «логос» определяется в качестве главного принципа в науке, человечество выросло из детства и стало взрослым и отныне не нуждается в Отце, поэтому и идея Бога вышла из обращения. Кант же говорил о том, что человек может из уровня, куда он пал, подняться и стать зрелым только благодаря своему разуму. С этой точки зрения религия и Бог не приносят никакую пользу человеку. И может, «Бог», убитый Ницше, именно этот «Бог». Т.е. Ницше провозгласил смерть не собственно «Бога», а говорит о том, что Бог не играет отныне существенную роль в человеческой жизни и культуре, «умер» для них, потерял свою функцию.

Али Булач

Источник: www.dunyabulteni.net

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку