Исламские новости

Пусть мир подождет еще пять минут, или что мы теряем, быстро совершив намаз? 24 Мая 2013

Пусть мир подождет еще пять минут, или что мы теряем, быстро совершив намаз?

Намазы, совершаемые в спешке, не выполненные тасбихи, не произнесенные дуа… Под предлогом повседневных дел, быстро совершив намаз, не выполнив тасбихи и не произнеся дуа, мы спешим завершить поклонение. А знаете ли вы, что мы теряем, поступая так?

Мы часто так погружаемся в спешку повседневных дел, что даже обязательные (фарз) поклонения исполняем в самые последние минуты. Но в таком случае мы теряем множество возможностей заслужить прощение, которое предлагает нам Аллах. Тасбих и дуа после намаза – это одна из таких возможностей, и может, самая важная.

Часто намаз без тасбиха и дуа сравнивают с положенным в конверт, но не отправленным письмом. В одном передаваемом от Абу Хурайры хадисе наш Пророк (с.а.в.) так говорит о значении тасбиха после намаза: «Если человек после намаза 33 раза произнесет «Субханаллах» («Славен Аллах»), 33 раза «Альхамдулиллях» («Хвала Аллаху»), 33 раза «Аллаху акбар» («Аллах велик»), а потом, чтобы довести до 100, скажет «Ля иляха илляллах вахдаху ля шарика лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду ва хува аля кули шайин кадир» («Нет бога, кроме Одного Единственного Аллаха! Нет у него сотоварищей! Его владычество и хвала Его. И Он Могущественнее всего»), то даже если его грехи будут обильны как морская пена, они будут прощены».

Для того, чтобы понять достоинства тасбиха, достаточно и такого предания. Однажды Абу Зарр, придя к нашему Пророку (с.а.в.) сказал: «О, Посланник Аллаха, богатые заслужат степени в раю, получат все награды, потому что они совершают намаз, как и мы, подобно нам, выходят на джихад, излишки своих богатств раздают как садака. У нас же богатства нет, чтобы мы могли бы его раздать как садака». На это наш Пророк (с.а.в.) сказал: «О, Абу Зарр! Я научу тебя одному делу, если ты будешь выполнять его, то догонишь обогнавших тебя, а те, кто позади тебя, тебя не догонят. Но если они тоже будут выполнять это дело, то заслужат такие же награды (саваб). После каждого намаза 33 раза произнеси «Субханаллах» («Славен Аллах»), 33 раза «Альхамдулиллях» («Хвала Аллаху»), 33 раза «Аллаху акбар» («Аллах велик»), а потом скажи «Ля иляха илляллах вахдаху ля шарика лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду ва хува аля кули шайин кадир» («Нет бога, кроме Одного Единственного Аллаха! Нет у него сотоварищей! Его владычество и хвала Его. И Он Могущественнее всего»)».

Может, занимающее очень мало времени это прощание с намазом откроет для нас врата прощения. Как по-вашему, разве не глупо упускать такую возможность?

«Без тасбиха и дуа намаз не совершенен»

Преподаватель факультета богословия Стамбульского университета Мехмет Алатай рассматривает этот вопрос с психологической точки зрения: «Тасбихи, совершаемые после намаза, важны и для совершения поминания (зикр). Дуа же – суть поклонения и, в каком-то смысле, его плод. С психологической точки зрения можно сказать, что поминание (зикр) в поклонении и в выполнении человеком своих обязанностей перед Создателем жизненно важен. Поминание – это самый конкретный метод для взращивания в сердце любви к Всевышнему. Поэтому в Коране, например, не говорится «совершайте много намазов» или «много поститесь», а говорится «много поминайте Аллаха». Конечно же, и намаз – это поминание, но наряду с этим поминание в своем первоначальном значении – это произнесение слов «Аллах, Субханаллах, Аллаху акбар». Также с психологической точки зрения дуа можно назвать состоянием, при котором отношения индивида с Аллахом становятся человечными и интимными. Человек, который после намаза привык не совершать дуа, хотя и исполняет свои религиозные обязанности, оказывается лишен этой очень личной связи с Аллахом, с метафизической и духовной точки зрения не поднимается до состояний искренности и смирения, необходимых для дуа. Намаз без тасбиха и дуа нельзя назвать незавершенным, но все же он и не совершенен».

«Поднимает сознание служения Аллаху на более высокий уровень».

Богослов Энес Эргене говорит, что с точки зрения фикха тасбих и дуа не обязательны, но они поднимают сознание служения Аллаху на более высокий уровень: «Если мы рассмотрим вопрос с точки зрения фикха, конечно же, тасбих и дуа не являются обязательными условиями намаза. Но все же я думаю, что намаз, который сведен только к точному соблюдению всех внешних форм, не выражает сути намаза нашего Пророка. Футбольный матч не кончается только с завершением игры на поле в течение 90 минут. После матча спортивные каналы часами комментируют его, занимая этим разум своих слушателей. Если какой-то матч столько занимает разум человека, то как намаз может кончиться за пять минут? Так я оцениваю дуа, вирды, тасбихи и поминания, произносимые до и после намаза. Вирды и тасбихи помогают нам сохранить атмосферу намаза и сознание своей обязанности служить Аллаху. Насколько более намаз способствует обретению нами духовной и психологической гармонии, настолько лучше».

«Поминание Аллаха – самое благое деяние»

Профессор Решат Онгорен (факультет богословия Стамбульского университета) рассказывает: «Если мы обратим внимание, во многих аятах Корана, словах, деяниях и советах нашего Пророка (с.а.в.) говорится о необходимости человеку при каждом удобном случае совершать поминание (зикр). В Коране сказано, что поминание Аллаха превосходит все поклонения и повиновения. С другой стороны, в суре Зумар говорится, что люди, сердца которых черствы по отношению к поминанию, пребывают в заблуждении. В хадисах также много говорится о значении поминания и тасбиха, подчеркивается, что поминание – это самое благое деяние. Принимая все это во внимание, становится очевидно, что поминание Аллаха до и после намаза при каждом удобном случае, совершение тасбиха необходимы для того, чтобы исполнять свои обязанности служения Аллаху с искренностью и любовью. Те, кто не украшают свое служение помимо обязательных намазов еще и дополнительными (нафиля) намазами, дуа, поминанием и тасбихами, не почувствуют вкуса веры, не смогут постигнуть наслаждение служения Аллаху».

«Тасбих и дуа после намаза – сунна».

Профессор Давут Айдюз (факультет богословия Университета Сакарйа) говорит: «После завершения намаза приветствием заниматься поминанием Аллаха, возносить дуа, которым нас научил наш Пророк (с.а.в.), и просить о прощении наших грехов – сунна. Наш Пророк (с.а.в.) сразу же после завершения намаза произносил разные дуа. Передают, что одни из этих дуа наш Пророк (с.а.в.) произносил после обязательных (фарз) намазов, другие – и после обязательных, и после дополнительных (нафиля). Принимая во внимание дуа, которые наш Пророк (с.а.в.) возносил после обязательных (фарз) намазов, некоторые ученые сказали, что лучше возносить дуа после обязательных (фарз) намазов, чем после дополнительных (нафиля). Чтение аята трона (аят аль-курси) после намаза также очень важно. Наш Пророк в одном своем хадисе говорит: ‘Кто после обязательного (фарз) намаза прочитает аят Трона, для его вхождения в рай единственным препятствием будет смерть».

Источник: www.zaman.com.tr

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку