Исламские новости

Тауфик Рамазан аль-Буты:  Мазхаб – это школа, которая развивается, это ум мусульманина 5 Декабря 2011

Тауфик Рамазан аль-Буты: Мазхаб – это школа, которая развивается, это ум мусульманина

Доктор Тауфик Рамазан аль-Буты, известный исламский богослов, заместитель декана шариатского факультета Университета Дамаска, сын выдающегося мусульманского ученого Мухаммада Саида Рамазана аль-Буты, рассказал корреспонденту «Исламского портала» о важности следования мазхабу, исламском единстве и о границах обновленчества в исламе.

Сын известного исламского богослова Мухаммада Саида Рамазана аль-Буты Тауфик Рамазан аль-Буты побывал в Казани для участия в Международной научно-практической конференции «Обновленческие движения в исламе», которая состоялась в Казани 1-2 декабря.


Ассаляму алейкум, доктор Тауфик. Насколько нам известно, вы впервые в Казани. Приходилось ли вам бывать в России?

-Да, я впервые посещаю не только Казань, но и Россию.

Традиционный вопрос: как вам Казань? Ваши первые впечатления о городе?

- Как я уже сказал, я впервые в России. Я побывал во многих странах мира: Америке, некоторых европейских и африканских странах, в Юго-Восточной Азии, ну и конечно, в арабских странах. У меня было огромное желание познакомится с Россией, ее культурой и традициями, у наших стран есть взаимный интерес в религиозной и образовательной областях: студенты из России проходят обучение у нас. Наука это мост между людьми.

Что вы знали о татарах и Татарстане до приезда в Россию?

- Перед поездкой в Казань, я нашел много интересной информации об истории Татарстана, его жителях и многом другом. Сначала я все это читал, а приехав сюда увидел все своими глазами. Вообще, я всегда стараюсь иметь общее представление о стране, куда намереваюсь поехать.

В исламе много разных течений, которые порой враждебно относятся друг к другу. На какой платформе на ваш взгляд возможно внутриисламское единство?

- Умма с самого начала была той в которой Аллах определил братские отношения между членами. Во времена Пророка (с.а.в.) исчезли этнические и классовые различия между мусульманами. В своей книге Всевышний призывает к единству уммы, к иману, который крепко связывает всех братьев и сестер. Но, к сожалению, того единства, которое было основой уммы с самого появления ислама сейчас уже нет. Однако дело не в появлении мазхабов. Я не думаю, что мазхабы являются причиной разрозненности в умме. Мазхаб – это школа, которая развивается, мазхаб это ум мусульманина, это не тот элемент по которому можно разделять людей. Различия между людьми – это их собственные либо групповые стремления и желания. Этим порой пользуются внешние силы для того, чтобы посеять вражду среди мусульман.

В вашем докладе, который вы представили на конференции «Обновленческие движения в исламе», речь идет не об обновлении ислама, а о модернизации исламского сообщества, не так ли?

- На самом деле в своем докладе я хотел раскрыть два аспекта: изменения и развитие не может происходить в священном тексте писаний (Корана и Сунны Пророка), изменения могут происходить в законодательной области, например, в правилах бракосочетания. Так как эти принципы изначально основаны на преобладающих обычаях в обществе, они различаются по времени или месту. Например, при бракосочетании в этой стране надевают ту одежду, которую надлежит носить здесь, а в другой стране она уже не подойдет, есть другие правила как для женщин, так и для мужчин. Это связано с различиями окружающего общества и его представлений.

Есть один пример, который я не успел представить в докладе: Умар Хаттаб (да будет доволен им Аллах) приказал чтобы все дороги в городе были определенной ширины, если они главные, чуть уже – второстепенные, еще уже - пешеходные. Это разделение дорог законодательно основывается не на религии, но этому есть объяснение. Сейчас изменились средства передвижения, поэтому и улицы стали шире.

Что касается регистрации брака в официальных гос.учереждениях, то это очень важное дело. В наши дни это законодательная обязанность, так как это письменное подтверждение родства людей, социальных отношений, подтверждение церемонии никаха. Именно законное оформление отношений сохраняет родство и определяет социальное положение.

Это то, что касается обычаев. По поводу Священного Корана скажу, что мы не можем что-то в нем менять, так как после смерти Пророка (с.а.в.) текст не претерпел изменений. Это, как раз то, о чем я говорил на конференции.

С развитием времени стало возможным следовать и применять на практике правила Шариата. Например, мы говорили о никахе, если раньше было достаточно двух свидетелей, отца и родственника, чтобы считать церемонию действительной. В наше время сотрудники отдела бракосочетания обременены письменными документами, ведь сейчас больше людей, чтобы не забыть даты, новорожденных вносят в реестр, есть также журнал для записи брачующихся и т.д. Этого раньше не было. Развиваются методы и формы существования. Например, мечеть была обыкновенным строением, если сейчас я построю такую же мечеть без украшений и тому подобное, будут ли туда ходить люди? Если здание не будет защищать от холода и прочее?.. Сейчас в мечети есть практически все необходимое: красивая обстановка, отопление, кондиционеры, все убрано и в порядке – это средство достижение цели.

Кроме того, для мусульман важно заниматься образованием. Это ценнейшая вещь. Я был неприятно удивлен, когда один из участников конференции говорил, что только английский язык является языком науки. На самом-то деле с ним сложно согласиться. Ведь наука не принадлежит какому-то языку. Медицину можно изучать как на английском, так и на арабском, и на русском, и на любых других языках. Любое общество должно стремиться к открытиям в различных научных сферах.

Вообще ценность такой конференции как «Обновленческие движения в исламе» заключается в возможности диалога. Как нам достичь взаимного понимания, и как нам поставить общую цель? Путем диалога, конечно.

Почему, на Ваш взгляд, важно придерживаться мазхабов? Что означает придерживаться мазхаба в современном контексте?

- Дело в том, что не все в шариате для неподготовленного человека является понятным. Есть места, где всю предельно ясно, но часть шариата представляет сложность для понимания неподготовленного человека, этим должны заниматься знающие специалисты.

Имам Аш-Шафии был учеником имама Малика и учеником имама Мухаммада, имам Мухаммад – ученик Абу Ханифы. Наш дед, который изучал юриспруденцию был последователем Абу Ханифы. У Абу Ханифы было 4 ученика: Абу Юсуф, Мухаммад, Хасан. Это его ученики, но у них были свои идеи, мысли, суждения. Может быть, у них не было сильных различий с суждениями их учителя, но они имели место. Ученик Абу Ханифы не подражал слепо своему учителю, да, он соглашался с ним, ведь, первым делом, он его ученик, но в итоге он пришел к выводам, которые в некоторой степени отличались от выводов его учителя. Что касается меня, у меня не такая высокая степень, как у этих ученых, поэтому моя обязанность изучать разные точки зрения, к которым они пришли. Это моя основа и то чему я следую. Я теперь, спустя 1435 лет, если захочу прочитать древние тексты, должен учитывать, что язык-то уже изменился, и я не живу в том веке, ведь я не смогу узнать весь тот смысл, который заложен в тексте.

Поэтому я базируюсь на том, к чему пришли эти ученые и использую их выводы, ведь сейчас уже не могу изучить древний арабский язык, на котором писал Имам Шафии, имам Мухаммад и другие, я уже не в том веке, у меня нет тех обширных знаний, которыми они обладали. Поэтому я следую мазхабу. Так сложилось, что я нахожусь в мазхабе имама Шафии. По правде, я не следую именно его личности, я следую этой школе. А в школе может быть и десятки тысяч ученых. Этой школе около 1200 лет и на протяжении этих лет появлялись все новые ученые этой школы. Благодаря этим ученым, благодаря их трудам, я смог узнать многое. Я не следую человеку по имени Абу Ханифа или имам Шафии, я следую школе, которая на протяжении 1200 лет обновлялась, обучалась и совершенствовалась, пока не достигла этого уровня. Много ученых работало над мазхабом, писали свои труды. И вы думаете, учитывая сколько времени прошло и сколько трудов вышло из под пера ученых, ничего не изменилось? Да не могло такого быть. Конечно, мазхаб приобрел новые черты. Вот уже 1200 лет существует мазхаб Абу Ханифы. Он тоже развивался. И могу ли я начать с того, с чего начинал Абу Ханифа, не обращая внимания на прошедшие годы? Конечно, это не возможно.

Мешает, помогает, не давит ли на вас популярность отца?

Знаете, у меня есть сын. По-моему, воспитание будущих детей начинается еще до женитьбы их отца. В тот момент, когда человек ищет мать для своих детей, поскольку именно она будет принимать большую часть воспитания детей на себя. Поэтому, если я выберу хорошую мать своим детям, получается я позабочусь о воспитании своих детей с первого дня. Все взаимоотношения будь-то с женой, детьми, родителями и окружающими основываются на принципах ислама. Я говорю, даст Аллах, моя семья будет примерной семьей, где царит гармония и взаимопонимание. Я благодарю Всевышнего, что мои дети лучше меня. Что посеешь, то и пожнешь.

В моей семье мы воспитывались наичудеснейшим образом. Дед воспитывал нас на примере своего характера, а не словами. Я писал о своем деде, до того как написал о нем мой отец. До выпуска книги отца я делал записи про деда, они то и помогли отцу создать его книгу. Я собирал небольшие материалы и делал заметки о деде (да смилостивится над ним Аллах) на тему «40 лет в служении моему деду Мулле Рамадану», я был его слугой. По правде сказать, никогда в жизни не забуду те моменты, которые я провел рядом с ним. Помню до сих пор его голос, когда он читал тахаджут. Помню как он в свои 105 лет, еле передвигаясь, ходил в мечеть и не пропускал при этом ни одной общей молитвы. Мы видели в нем доброту, деликатность, служение Всевышнему, он был всегда вежливым. В наших сердцах он сумел посеять зерна любви и привязанности, мы не могли его не слушаться. Мы хотели его слушаться, а не слушались из-за страха. Его любовь к Всевышнему и искреннее поклонение пленили наши сердца.

Когда я был студентом, бывало захожу вечером к себе в комнату, а мой дед начинает своё вечернее путешествие к Всевышнему, читая намаз тахаджуд. Иногда он читал два рикаата около двух часов. Когда он разговаривал, самый высокопоставленный человек таял перед ним. К нему часто приходили люди с высокими званиями, заходили – были высоки, сидя у него- становились все меньше и меньше. Какая у него была речь, изящная и любезная. Те люди ему говорили, мы грешны, дед отвечал, если ты это признаешь, то ты лучше, чем я. Практически все время я проводил с дедом. Отец учился в университете Азхар, преподавал в Хомсе, затем снова ездил в Азхар. Все мое время я проводил у деда (да смилостивиться Аллах над ним). Конечно, отец многое сделал для меня, обучал различным наукам, но юриспруденции обучался у деда. Главное, чему научил меня отец – это всегда полагаться на себя в учебе. Даже когда я учился в магистратуре, он говорил возьми ту книжку или ту, делая так, чтобы не влиять на мою магистерскую работу и чтобы я не полагался на него. У нас с ним были разные точки зрения. Но он никогда не переубеждал меня, желая остаться при своем. Не учил нас следовать ему, учил исследовать и изучать, находить правильные решения.

Беседовал Данис ГАРАЕВ


Справка:

Доктор Тауфик Рамазан (Дамаск, Сирия) получил образование на шариатском факультете Дамасского университета, который окончил в 1971 году. Затем в том же университете до 1975 года он изучал арабскую филологию.

С 1972 по 1990 годы Тауфик аль-Буты работал преподавателем исламских наук в средних образовательных и шариатских школах Дамаска.

В 1993 году защитил магистерскую диссертацию в Бейрутском университете.

1998 год - защитил докторскую по исламской юриспруденции и ее основам на шариатском факультете Дамасского университета, после чего несколько лет возглавлял отделение исламской юриспруденции этого факультета.

Был руководителем докторских и магистерских работ, посвященных исламской юриспруденции и ее основам, входил в состав научного совета университета.

Член шариатского консультативного совета центрального банка Сирии.

Участник многочисленных конференций и семинаров, которые проходили в разных странах мира: Кувейт, Йемен, Малайзия, Франция, Америка, Турция, ОАЭ, Оман.

Был приглашенным профессором в Индонезии, Нигерии и Йемене.  


Возврат к списку