Исламские новости

"Мы не обходим стороной проблемные вопросы" 1 Июля 2011

"Мы не обходим стороной проблемные вопросы"

Корреспондент «Исламского портала» дала интервью Радио «Свобода» о целях и планах развития нашего сайта. Предлагаем вам перевод.

В последнее время наблюдается рост мусульманских сайтов. С чем это связано? Каковы их цели? Откуда они берутся? Об этом мы беседуем с журналистом «Исламского портала» Гульназ Бадретдин.

В последние годы количество сайтов, посвященных исламу, увеличилось на глазах. Споры, разногласия, касающиеся религии, появились сейчас и в сети.

Гульназ, ваш сайт тоже появился относительно недавно. С какой целью он был создан?

В последнее время стали популярными различные течения в Исламе. Есть среди них и противоречивые. Наш сайт был создан с целью пропаганды просвещенческого, интеллектуального ислама.

Обычно за деятельностью сайтов стоят отдельные люди. У каждого есть своя позиция, свое направление. У русских есть такой образ “лебедь, рак и щука”. Не получится ли и здесь тоже самое?

Я бы так не сказала. На самом деле у каждого сайта есть свое направление. Например, наш сайт был создан по инициативе Российского исламского университета. Поэтому, мы пропагандируем те просвещенческие традиции, которые характерны были для мусульман России. Мы не обходим стороной проблемные вопросы, а предлагаем читателям сформулировать ответы на них самостоятельно. Нам в этом отношении легче, потому что преподаватели университета вносят свой вклад в работу и развитие сайта.

Отчасти ты ответила на мой следующий вопрос. Несмотря на это, не приоткроешь ли еще чуть-чуть тайну закулисья? Сколько человек у вас работает, кто финансирует, в каком здании вы находитесь?

Мы находимся в здании Российского исламского университета, финансирование осуществляется также из бюджета РИУ. Работает три человека – главный редактор, ответственный редактор и я, корреспондент. Также у нас есть переводчики, которые переводят материалы с трех языков: турецкого, арабского и английского. Поэтому, на нашем сайте регулярно выходят интересные новости со всего исламского мира.

Ты сама очень хорошо говоришь на татарском языке, а вот на вашем сайте нет материалов и рубрик на татарском?

Нет, это не так. Мы публикуем статьи на татарском языке, и рубрики на татарском тоже есть.

На сегодняшний день мы работаем над одним интересным проектом. До революции у татар выходил журнал “Дин вә әдәп” («Религия и воспитанность»). В нем публиковались статьи таких наших известных ученых-богословов, как, например, Муса Бигиев. Журнал выходил на старо-татарском языке, написанном на арабской графике. Наш редактор снял копии в библиотеке со всех этих журналов, и сейчас с этими материалами работают переводчики.

Сначала их переводят с арабской графики на кириллицу. Затем корректируют под современный татарский язык. И выходит он у нас в двух вариантах – татарском и русском. Также мы думаем о том, чтобы открыть татарскую версию нашего сайта.

Значит, вы работаете в трех направлениях: первое – как средство массовой информации, второе – блогосфера и третье – на подобии электронной библиотеки? Так?

Что касается блогов, то мы были первыми из исламских сайтов, которые сделали акцент на развитие блогосферы.На большинстве других исламских информационных сайтах нет возможности вести свой блог. Также у нас есть возможность комментировать статьи и новости. Такая возможность есть не на каждом сайте, а для нас очень важно и полезно знать мнение нашего читателя.

В деле Ислама каждый считает себя знатоком, по этой причине в интернете среди мусульман возникают конфликты и ссоры. Что ты думаешь по этому поводу?

Отношусь к этому отрицательно. Наш Пророк (с.г.в.) сказал, что у мусульман должны быть преподаватели, ученые, имамы. И он велел их слушать, спрашивать у них, идти за ними. Говорил, что если вы чего-то не знаете, спрашивайте у того, кто знает, прислушивайтесь к нему, ваша обязанность – взрастить для себя знающего человека из своей среды, который поведет вас по правильному пути. А в последнее время, особенно молодые люди, трактуют Коран и хадисы по-своему. Читают, делают какие-то выводы и говорят: «вот так должно быть, нужно делать так».

Таких мы пытаемся направить в правильное русло, указать правильное направление, опираясь на выводы ученых-богословов, как дореволюционных, так и сегодняшних.

Из уст образованных, даже авторитетных в религиозной среде людей довольно часто приходится слышать нецензурную брань. Как их называть, псевдомусульманами?

Я думаю, что это невоспитанность и несдержанность. Если ты не согласен с чьим-то мнением, прежде чем таким образом проявлять свои эмоции, сначала необходимо подумать, а может он прав? Необходимо обратиться к дополнительным источникам по этому вопросу. Считаю, что в данной ситуации не нужно и нельзя поддаваться эмоциям. Ислам это не только вера, Ислам – это еще и работа над собой, самосовершенствование.

А кто ответственен за комментарии, оставленные на сайте?

За комментарии в блогах редакция ответственности не несет, потому что то, что опубликовано в блоге – это субъективное мнение автора поста. А если под какой-то статьей появляются комментарии с ругательством, оскорбляющие чьи-либо чувства, то такие мы удаляем.

У тебя есть еще одна обязанность – ты являешься ответственным секретарем Совета Всемирного форума татарской молодежи. Т.е. ты связующее звено между разбросанной по всему миру татарской молодежью. Как думаешь, Ислам может выступить фактором, который сможет объединить всю татарскую молодежь мира?

Всю татарскую молодежь на данный момент – нет. Потому что в Ислам никого силой завлечь невозможно, как говорится, в религии нет принуждения. Человек сам должен придти к этому. Но, один интересный факт. Самая активная, умная и размышляющая татарская молодежь у нас – практикующие мусульмане. Они читают намаз, держат пост в месяц Рамазан и т.д. Остальные тоже подтягиваются. Я бы сказала, что татарский язык мог бы послужить объединяющим фактором, но, к сожалению, не вся татарская молодежь знает наш родной язык.

Ты с ними всегда на связи. Наверное, не по телефону общаешься, а посредством электронной почты?

Да. У нас на сегодня существует более 100 молодежных татарских организаций. В моей базе данных есть более тысячи электронных адресов. Когда появляется какая-то интересная и полезная информация или когда нужно провести то или иное мероприятие, я пишу им письма. Это не рассылка, это личная переписка. Обычная рассылка может попасть в спам, а так, получая письма от меня, они знают, что это не спам, знают, что там что-то важное, тут же отвечают.

На Форумы татарской молодежи приезжает большое количество людей, они общаются между собой. Однако, присутствие в интернете представителей из других регионов не так ощутимо. Мы тут в Казани стараемся, чтобы было как можно больше татароязычных сайтов. Их сейчас достаточное количество. А нужны ли они татарской молодежи, живущей за пределами Татарстана? Есть ли им от них польза?

Практически у каждой татарской организации есть свой локальный сайт, касающийся их деятельности и жизни татар в целом. Например, у татарской молодежи Литвы, Латвии, Узбекистана, Казахстана, Москвы и других. Какую-то информацию они берут с наших сайтов и публикуют у себя. Однако, здесь есть одна преграда: если многие из них и говорят на татарском, владеют разговорным языком, то читать на татарском им бывает сложновато.

Возможно, из-за того, что плохо владеют татарским языком, они редко заходят на татароязычные сайты. Но мы ведем такую работу – самые интересные материалы, появляющиеся в татарской прессе, переводим на русский язык. Таким образом, русскоязычная татарская молодежь остается в курсе происходящих событий.


Данил САФАРОВ,

Радио «Азатлык» («Свобода») 


Возврат к списку