Исламские новости

Казань – мусульманская столица России? 29 Июня 2011

Казань – мусульманская столица России?

Казань позиционирует себя как мусульманская столица России. Но является ли она таковой на самом деле? Об этом мы поговорили с гостями и жителями нашего города.

Два года назад, в 2009 году на заседании в Казанской мэрии было озвучено мнение, что Казань стала мусульманским центром России. В этот же год администрацией Казани был зарегистрирован товарный знак «Третья столица».

В 2008 году в столице Татарстана впервые прошли такие крупные мероприятия, как Международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар»; совместная выставка Лувра и Эрмитажа «Исламское искусство: от Китая до Европы»; Международная инвестиционная конференция Исламского банка развития; I Международный семинар “Исламские банки – банкинг и страхование”; Международная конференция Академии наук исламского мира “Наука и технология за устойчивое развитие в исламском мире”.

В своей одноименной статье социолог Данис Гараев задается следующим вопросом: «Отдавая должное безусловной значимости и необходимости перечисленных мероприятий, зададимся вопросом: достаточно ли их, чтобы закрепить за Казанью статус мусульманского центра? Ответ скорее отрицательный. Конечно, без проведения международных конференций, фестивалей, конкурсов, бизнес-форумов добиться международного признания невозможно, однако это только половина от необходимого. Ведь «столица» это не только официозные мероприятия и крупные форумы, «столица» это скорее та жизнь, которая проходит в городе в перерывах между ними. Эта та рутина, та каждодневная работа, которая совершается людьми, это, прежде всего среда, рождающая что-то новое».

Международные форумы по исламским финансам, а также Международный фестиваль мусульманского кино стали ежегодными. Сегодня в Татарстане впервые в России планируется выпустить исламские облигации – Сукук, состоялся Международный Саммит по исламским финансам, вторая ежегодная выставка производителей халяльной продукции, Всероссийский форум религиозных деятелей, Всероссийская исламская книжная ярмарка. Впервые в этом году был официально отмечен День принятия Ислама в России.

Казань продолжает позиционировать себя как мусульманская столица России. Но изменилось ли что-нибудь для простых мусульман за эти годы, смогла ли Казань подтвердить свой статус мусульманской столицы России? Об этом мы поговорили с гостями и жителями нашего города.

Всех их мы попросили ответить на следующие вопросы: «Можно ли назвать Казань мусульманской столицей России? Почему? Если не Казань, то какой город РФ может претендовать на статус мусульманской столицы нашей страны?"

Раис Билялов, имам-хатыб Соборной мечети г. Москвы, помощник Председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнетдина (Москва):

– С одной стороны, конечно, можно. Смотря с чем сравнивать. Если сравнивать с городами Арабского Востока, то Казань, конечно же, будет отставать, а если сравнивать с российскими городами, то Казань в этом отношении держит пальму первенства. Дагестан мог бы занимать первое место, но Кавказ захватил террор, пока у них все не успокоится, рано называть его мусульманским центром всей страны.

Татары, которые живут за пределами Татарстана, считают Казань своей столицей. Приезжая в Казань, хотелось бы конечно больше слышать татарской речи, больше видеть мечетей, исламских образовательных центров.

Ренат Ислямов, младший научный сотрудник Нижегородского исламского института им. Хусаина Фаизханова, член Совета Всемирного форума татарской молодежи (Нижний Новгород):

– Я думаю, что да. Казань может быть мусульманской столицей России. Во-первых, этот город имеет историческую ценность, выгодное географическое положение: находится на стыке европейской и восточной культур. К тому же здесь, как ни в каком другом городе, переплетаются культуры разных народов.

После Универсиады 2013 года роль Казани возрастет еще больше, и многие приехавшие на Универсиаду будут воспринимать Россию исходя из Казани.

Казань также является и столицей интеллигенции, здесь проживает много ученых.

Ильяс Биктимеров, Муфтий Волгоградской области (Волгоград):

– Конечно! Потому что Казань – кузница великих мусульманских ученых, таких как Шигабутдин Марджани, Ризаэтдин Фахретдин и других. Их вклад в исламский мир неоценим. Я смотрю арабские каналы, о них до сих пор там вспоминают.

Вы очень правильно выразились, сказав: «Казань – мусульманская столица», т.к. и тысячелетняя история Казани говорит об этом, не нужно забывать, что Ислам в России распространился именно отсюда.

Фатых Гарифуллин, Председатель Тюменского казыятского управления Духовного управления мусульман Азиатской части России (Тюменская область):

– Казань для татар, которые разбросаны не только по России, но и по всему миру, равноценна Мекке для мусульман. И никакой другой город не сможет ее заменить. Казань всегда была впереди, и я думаю, что она не может остаться второстепенной.

Валид Хусейн, заместитель Муфтия по внешним связям Кабардино-Балкарии, преподаватель Исламского Северокавказского университета им. Абу-Ханифы (Нальчик):

– Я думаю, без колебаний да. Потому что татары – это самая большая умма в России. «Татарин» и «мусульманин» – это слова синонимы. Татары сохраняют ислам мудро и красиво, и борются сейчас, чтобы объединилась вся мусульманская умма России. Ислам у татар с красивым лицом, без террора, без ваххабизма, который показывает нас нецивилизованными. Татары – это лицо Ислама в России и я очень их люблю, потому что они мудрые люди.

Марат Салимов, главный редактор газеты «Ислам в Мордовии», глава Департамента информации ДУМ Мордовии (Саранск):

– Я думаю, что можно назвать, хотя по инфраструктуре, внешнему виду жителей и т.д. сейчас Грозный – более мусульманский город. Наш муфтий каждый год ездит в Грозный на миротворческий форум. Говорит, что в Грозном возникает ощущение исламского государства: азан звучит из громкоговорителей, кругом мечети, спиртное вообще не продается, женщины прикрыты. В Казани, конечно, всего это нет. В Казани Ислам сконцентрирован возле мечетей и медресе. Но если не брать в расчет Кавказ, то Казань однозначно является мусульманской столицей России.

Шамиль Шовхалов, заведующий учебным процессом мактаба «Фатх» (Красноярский край):

– По сравнению с другими городами, Казань можно назвать одним из мусульманских городов России. В Европейской и Азиатской части России она может претендовать на статус мусульманской столицы. Мы не должны забывать про Кавказ. Мусульманская страна – это не только богословы-ученые, но и население. Т.е. если ты идешь и видишь, что большинство девушек не покрыты, большинство мужчин сквернословят, распивают алкогольные напитки, то понимаешь, что есть над чем работать, потому что мусульмане – это, в первую очередь, простые люди, которые работают, учатся. По ним и определяют.

Римма Бикмухамметова, координатор движения “Үзебез”, журналист (Казань):

– Чисто мусульманской Казань назвать сложно. У нас много мечетей, религиозных учебных заведений, проходит очень много мероприятий. Казань, Татарстан – скорее культурный центр мусульман России. У нас не развита мусульманская инфраструктура: на вокзалах, в учебных заведениях нет молельных залов, комнат для омовения; гостиниц, удобных для мусульман, очень мало. Довольно редко можно услышать азан. Но Казань в этом направлении развивается.

Я не была в Махачкале и Грозном, не могу сравнивать, поэтому затрудняюсь ответить, какой город мог бы претендовать на статус мусульманской столицы России.

Алмаз Каримов, выпускник заочного отделения Казанского медресе «Мухаммадия» (Уфа): 

– Нет, Казань нельзя назвать мусульманской столицей России, потому что этот город не живет по шариатским законам. На сегодняшний день ни один из городов России я не могу назвать мусульманским.

С другой стороны, в Казани все делается для того, чтобы она смогла называться мусульманской столицей, я бы сказал, закладывается фундамент. Возможно, через пару поколений ситуация изменится.

Да, количеством мероприятий с исламским акцентом Казань, возможно и опережает все остальные города России; мусульманам, татарам, живущим вдали от Татарстана, в окружении представителей других конфессий, Казань и кажется пределом совершенства, однако, пока мусульмане Казани не просыпаются под звук азана (не звучит азан даже с минаретов главной мечети Казани – Кул Шариф), пока нам с трудом удается найти место для совершения намаза, оказавшись вдалеке от мечетей, пока нам приходится задавать вопрос в магазинах, кафе и ресторанах: «А у вас халяль?», Казань сложно назвать мусульманским городом, а уж столицей тем более.

Возможно, как отмечает наш гость из Уфы, через пару поколений ситуация изменится в лучшую сторону, и Казань с радостью можно будет назвать одной из мусульманских столиц России. Будем надеяться, что за всеми масштабными мероприятиями, проходящими в Казани, стоит нечто большее, чем только привлечение инвестиций в Республику и нужды простых мусульман – жителей города, не останутся в стороне.


Подготовила Гульназ БАДРЕТДИН


Фото: Элемент здания Азимовской мечети www.trip-guide.ru


Возврат к списку