Татарстан – оплот исламской цивилизации России

Татарстан – оплот исламской цивилизации России 16 Марта 2022

Татарстан – оплот исламской цивилизации России

Как известно, в 922 году, на границах России зародилась Волжская Булгария, ставшая первым исламским государством, от которого татарский народ унаследовал ислам. Все началось с завоевания Казанского ханства в 1552 году, приведшее татар и башкир на Среднюю Волгу в Россию.

Самым ранним известным организованным государством в границах Татарстана была Волжская Булгария (700—1238 гг. н. э.). Волжские булгары имели развитое торговое государство с торговыми контактами по всей Внутренней Евразии, на Ближнем Востоке и в Прибалтике.

В 1430-х годах эти земли превратились в Казанское ханство, а столицей стала Казань, в 170 км вверх по Волге от разрушенной столицы Булгарии. Казанское ханство было завоёвано войсками царя Ивана IV Грозного в 1550-х годах, а Казань была взята в 1552 году. Некоторые татары были насильственно обращены в христианство, и в Казани были построены соборы, к 1593 году мечети в этом регионе были разрушены. Российское правительство запретило строительство мечетей, запрет этот был снят лишь Екатериной II в XVIII веке. Первая мечеть, которая была перестроена под покровительством Екатерины, относится к  1766—1770 гг.

kazan.jpg

https://history-doc.ru/wp-content/uploads/2018/02/kazan.jpg 

27 мая 1920 г. была объявлена Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР. 1921—1922 года в Татарстане был периодом массового голода и засухи, имевших место в Татарской АССР в результате политики военного коммунизма, в те дни погибло от 500 000 до 2 000 000 крестьян. Это событие было частью большого российского голода 1921-22 годов, который затронул другие части СССР, и в котором погибло до 5 000 000 человек. В 2008 году Всероссийский татарский общественный центр (ВТОЦ) обратился к ООН с просьбой осудить татарстанский голод 1921—1922 годов как геноцид татар-мусульман.

При правлении Иосифа Сталина в Советском государстве вводились ограничения на использование татарского языка, который состоял из букв арабского алфавита. Татарский алфавит перешёл на кириллицу. Развитие национальной культуры значительно снизилось, а религия в Татарской земле жестоко подавлялась.

Татарская АССР стала периферией советской уммы. Мечети Татарстана, весь советский период находились в подчинении расположенного в Уфе Центрального духовного управления мусульман. Борьба с исламом в сталинский период в Татарской АССР шла как идеологическими методами, так и путем преследований духовенства всех концессий и верующих. Атеизм в общество вел Союз воинствующих безбожников, численность которого во второй половине 1930-х годов составляла 7 тысяч человек, а к октябрю 1939 достигла цифры 43042 человека.

Атеистические взгляды сопровождались широкомасштабным уничтожением религиозного образования. В 1923—1928 годах в СССР существовало легальное мусульманское образование. В результате число мектебов (школ) быстро возросло и они стали конкурировать с советскими школами. На 1925 год существовало 100—150 религиозных школ, в стенах которых обучались от 5 до 6 тысяч человек, а на 1 апреля 1926 года в республике действовало 684 религиозных школ с 17498 обучающимися. Даже в этот легальный период власть стремилась ограничить преподавание в официально разрешенных мусульманских школах. В это же время были введен ряд ограничений по деятельности таких учебных заведений. Срок обучения составлял три года. При том, что программа Центрального духовного управления мусульман была рассчитана на четыре года. В список разрешенных предметов вошли: игтикад и Коран. Запрещенными стали: история ислама, мусульманская этика и другие предметы. Разрешено только одно учебное пособие — «Дини дэреслэр» («Религиозные уроки»). Остальные учебные пособия были объявлены научными книгами и запрещены.

21 августа 1925 года НКВД и Наркомпрос РСФСР издали инструкцию, по которой преподавание мусульманского вероучения проводилось в стенах мечети, лицам, достигшим 14-летнего возраста или окончившим начальную советскую школу. Кроме того, распоряжение НКВД от 23 декабря 1924 года уточняло, что преподавание мусульманского вероучения может осуществляться только в дни, свободные от занятий в советской школе.

Если мектебы создавать разрешали, то попытки открыть медресе для подготовки духовенства в Татарии поддержки не получили. В 1924—1928 годах мусульманское духовенство Татарии предприняло попытку открыть ряд медресе в которых проходили курсы по переподготовке. Однако это попало под запрет. В конце 1930-х годов в Татарской АССР были ликвидированы все мусульманские учебные заведения и легальное преподавание исламского вероучения полностью прекращено до конца 1980-х годов.

65684683.jpg

https://posredi.ru/wp-content/uploads/2015/09/65684683.jpg

Из воспоминаний моей прабабушки Музаффаровой Сагиды: «В 1936 году раскулачили. Жили мы в Татарстане, в деревне Апазово. Отобрали все, хозяйство, религию, родной язык. Прапрадеда твоего посадили в тюрьму за то, что не вступил в колхоз».

Советская власть в 1939—1941 годах стимулировала закрытие культовых зданий экономическими методами. 18 августа 1939 года было принято Постановление Совета народных комиссаров РСФСР, которое выделило бюджетные средства для приспособления зданий бывших церквей и мечетей под школы. Отношения между духовенством и совеской сласть произошли с началом Великой Отечественной войны. В 1941 году  Мусульманское духовенство призвало верующих поддержать Советскую власть в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Первым к верующим обратились духовные лидеры мусульман Поволжья, в котором опираясь на Коран и хадисы призвали мусульман на полях сражений и в тылу не жалеть сил в борьбе против захватчиков. Одной из таких организаций 15-17 мая 1942 года в Уфе стал Меджилис-Гулями, который принял воззвание к мусульманам. В нём говорилось, что победа над фашизмом спасёт весь мир, в том числе мусульманскую цивилизацию от разрушения. НКВД СССР принял меры по распространению этого воззвания среди мусульман. К концу сентября вышло по 4,5 тыс. экземпляров воззвания на татарском и казахском языках, 3 тыс. экземпляров на узбекском языке и по 2 тыс. экземпляров на таджикском, туркменском и киргизском языках.

В "Известиях" от 3 марта 1943 года: «Г. З. Расулев о том, пожертвовал на строительство танковой колонны 50 тыс. рублей личных средств и призывает единоверцев также делать пожертвования. Телеграмму сопровождала личная благодарность И. В. Сталина. За 1944 — I квартал 1945 года мусульмане Татарской АССР сдали в Фонд Красной армии и в помощь населению Орловской области».

19 мая 1944 года по инициативе В. Н. Меркулова для работы с неправославными религиозными организациями был создан Совет по делам религиозных культов при Совете народных комиссаров СССР. Первым председателем Совета стал подполковник Константин Зайцев. Он пробыл в своей должности меньше месяца. 6 июня 1944 года председателем Совета стал Иван Полянский, который оставался на этом посту до своей смерти в 1956 году. По состоянию на 1963 года в Татарской АССР действовали 11 официально зарегистрированных мечетей.

1989—1991 годы стали временем массовой регистрацией в СССР религиозных общин разных конфессий. В этот период смогли зарегистрироваться многие ранее нелегально существовавшие мусульманские общины. В результате в 1989—1991 годах произошел значительный рост количества легально действовавших мусульманских общин. В Татарской АССР на 1 января 1986 года было всего 18 официально действовавших мечетей и молитвенных домов мусульман, а в 1990 году в этой республике уже было 154 мусульманских религиозных объединениях.

По словам Руслана Курбанова, эксперта по исламу в современной России: «Татары продемонстрировали очень конструктивный и эффективный способ развития своей религиозной и национальной самобытности и расширения политической автономии внутри России. В самые трудные годы постсоветской российской истории — годы глубокого экономического кризиса и первой и второй чеченских войн — татары продемонстрировали феноменальные результаты в экономическом развитии своей национальной республики».

В сентябре 2010 года Ураза-байрам, а также 21 мая, день, когда волжские булгары приняли ислам, стали выходными. Несмотря на праздник, студенты выразили протест против решения администрации Казанского федерального университета о проведении занятий по Ид аль-адха, а некоторые заявили о своём намерении пропустить занятия и посещать службу в мечетях. В Татарстане также состоялся международный фестиваль мусульманского кино, на котором было показано более 70 фильмов из 28 стран, включая Иорданию, Афганистан и Египет.

Первый завод по производству халяльных продуктов был открыт для иностранных компаний, которые выразили заинтересованность в расширении проекта в Татарстане. Недавно открытый завод производит до 30 наименований халяльной продукции и насчитывает 200 работников.

В Казани расположен Российский исламский университет. "Фундамент" которого был заложен в 1998 году. Так же знаменитое и популярное в кругу шакирдов (учеников) медресе "Мухаммадия", "Казанский исламский колледж", в стенах которых обучаются студенты, получающие одновременно религиозные и светские знания. Среди них будущие религиозные деятели, учены ислама, специалисты в области теологии, журналистики и языкознания. Так же студенты данных учебных заведений учувствуют в проекте "Яшлер Бистесе", который помогает применить полученные знания на практике и распространить религиозные знания в далекие уголки татарской земли. В стенах учебных заведений проводятся вечерние занятия для тех, кто не имеет возможности заниматься днем, татарский язык, история, религиозные предметы и многое другое.

hh5bYi-Gm6s.jpg

http://islam-portal.ru/upload/medialibrary/e2c/hh5bYi-Gm6s.jpg

В 2010 и 2011 происходит становление исламского банкинга. С 23 по 25 ноября 2011 года в Казани прошёл 8-й международный конкурс чтецов Корана, организованный Российским исламским институтом. Стоит отметить, что институт принимает участие в построении межконфессиального диалога, направленного на выстраивание дружеских взаимоотношений между народами, проживающими в России и их религиозными взглядами.

Сегодня религия большинства населения Татарстана — это ислам. В 1990 году насчитывалось всего 100 мечетей, но с 2004 года их число превысило 1000. По состоянию на 1 января 2008 года в Татарстане было зарегистрировано 1398 религиозных организаций, из которых 1055 — мусульманские. На сегодняшний день ислам является основной религией в республике Татарстан, так как 38,8 % от предполагаемого 3,8-миллионного населения являются мусульманами. Повышенная религиозность была очевидна среди мусульман, а межконфессиональные отношения остаются очень дружелюбными.

 

Ленар Гаппасов 


Количество показов: 484

Возврат к списку