Резеда Сафиуллина-Ибрагимова: «Мусульмане всю энергию направляли на изображение божественного слова арабской вязью»

Резеда Сафиуллина-Ибрагимова: «Мусульмане всю энергию направляли на изображение божественного слова арабской вязью» 24 Августа 2021

Резеда Сафиуллина-Ибрагимова: «Мусульмане всю энергию направляли на изображение божественного слова арабской вязью»

Каллиграф Казани рассказала, для чего стены в мечетях расписывают только арабской каллиграфией, почему редко применяются современные направления в архитектуре и дизайне молельных комнат, и по каким причинам практикующие мусульмане редко заказывают шамаили

Резеда Сафиуллина-Ибрагимова, кандидат филологических наук, рассказала нам о том, почему каллиграфия – это основная общая черта всех мечетей.

­– Многие мечети Казани расписаны арабской каллиграфией, в то время, как не все прихожане знают арабский язык. Что Вы думаете об этом?

– У росписи стен мечетей арабской каллиграфией есть свое объяснение. Так сложилось, что мусульмане всю энергию направляли на изображение божественного слова арабской вязью. Они находили в этом особую эстетику, гармонично оформляя каждое слово в экспрессивной и искусной манере.

– Подходит ли это татарам, которые не владеют знаниями арабского языка?

– Исторически у татар также была арабская графика, и для них это было привычно. Сейчас, к сожалению, мы оторваны от этого наследия, даже книги не можем читать на старой графике. В исламе считается, что мусульманин должен овладевать арабским языком, чтобы самостоятельно постигать божественное слово в оригинале, а не принимать человеческую интерпретацию Корана в переводе, так как каждый комментатор привносит свое объяснение.

oVWZ8BFGlVs.jpg

Айгуль Марданова, член союза Мастера и Ремесленники РТ, педагог по искусству, ИЗО, а также языковед восточно-тюркских языков, поделилась с особенностями работы каллиграфа.

– Какая мечеть по дизайну в Казани или в другом городе Вам нравится больше всего?

– Если взять только Казань, по дизайну мне нравится мечети: Ярдэм, Ирек, Иман Нуры. Очень богато и красиво смотрятся. В них меня привлек минимализм. Отдельное восхищение цветовому оформлению фасадов – белый цвет всегда смотрится выигрышно!

– Вы выполняете картины, шамаили на заказ, правильно? Не задумывались ли о карьере каллиграфа в мечетях?

– Пока каллиграфия для меня больше как хобби, но очень часто приходят заказы, которые, к сожалению, не всегда получается брать. В мечетях работала бы с удовольствием.

SwSMYK7BMJQ.jpg

– Вы расписываете мечети?

– До декретного отпуска я активно занималась росписью стен в казанских школах, детских садах. А в целом, я бы с удовольствием расписала мечети.

– Знаете ли Вы арабский язык? Многие татары не знают арабского языка, как им тогда понимать эту каллиграфию в мечетях?

– Да, АльхамдулиЛлах, читать умею хорошо, а сам язык знаю средне. Так как практики нет. Татарам надо просто начать изучать религию и учить буквы с нуля.

– Как Вы считаете, какими тремя словами можно охарактеризовать стиль татарстанских мечетей?

– Гармоническое единство, роскошь, акустика.

– Чего не хватает в дизайне татарстанских мечетей?

– Отдельных входов, ночной архитектурной подсветки в темное время суток, некоторых моментов ландшафтного дизайна. Я думаю, что мечети можно расписать каллиграфией, а вот медресе и исламские школы можно украсить по-разному.

– Какой стиль каллиграфии используется в местных мечетях?

– Исламская архитектура. Османский, персидский тип.

caption.jpg UjxqwA1HWBs.jpg

– Как Вы считаете, почему в мечети редко расписывают элементами природы – это ведь тоже чудо Всевышнего? Почему часто можно увидеть лишь пустоту стен?

Однотонные белые стены – это же очень красиво, показатель чистоты. Если на стенах была бы природа, мечети стали бы похожи на детские сады/ декорации во время спектаклей и т.д. Тем более мысли бы терялись. Люди начали бы рассматривать эти пестрые стены, путались бы идеи, а белый цвет даёт возможность думать, и думать о светлом, о чистоте.

– Сколько у Вас получается зарабатывать на каллиграфии?

Зарабатывать можно на каллиграфии и причём хорошо. Среди татар это очень востребовано. Но, так как это лишь мое хобби, я на ней на жизнь не зарабатываю. Хотя могла бы.

– Что люди заказывают чаще всего у Вас? Какие мотивы?

Этнические татары в основном заказывают коранические стихи, чтобы повесить их над входной дверью, а для соблюдающих мусульман каллиграфические картины особо не востребованы.

rBNaFV8axL6AV_MGAANS4zbKBDg584.jpg

– Как вы считаете, почему у нас постоянно одинаковый стиль мечетей? Почему нет модерна как в Европе?

Одинаковый стиль, это как дань традиции, просто люди не воспримут другое.

– Как можно стать каллиграфом на сегодняшний день?

– Не каждый сможет стать каллиграфом, я бы даже себя не назвала профессионалом. Мне нужно получать больше знаний и изучать другие стили. Каллиграф – это дар, способность. Нужны умения в рисовании, в сочетании цветов и знание арабского языка.

Q5a1tGWx7Sk.jpg

Мы узнали сколько зарабатывают среднестатистические каллиграфы в Казани. На сайте Служба Занятости Населения указано, что зарплата каллиграфа колеблется от 20 000-25 000 рублей. Однако, мастера, работающие на себя, естественно, получают больше.

Что касается мечетей Казани, то одними из самых популярных архитектурных сооружений считаются мечеть «Ирек», «Кул Шариф», «Галеевская мечеть», «Гаиля», а также «Апанаевская», «Азимовская», «Закабанная» и «Голубая мечеть» («Зангар»).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, Аллах – Красивый, и Он любит красоту» (Муслим, Ахмад, ат-Тирмизи). Поэтому украшение мечетей является одной из составляющих мусульман всей планеты.

 

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала


Количество показов: 1285

Возврат к списку