Айрат Галиев: «Религиозные дисциплины в школе при разумном подходе могли бы дополнить светские дисциплины философским содержанием бытия»

Айрат Галиев: «Религиозные дисциплины в школе при разумном подходе  могли бы дополнить светские дисциплины философским содержанием бытия» 5 Августа 2021

Айрат Галиев: «Религиозные дисциплины в школе при разумном подходе могли бы дополнить светские дисциплины философским содержанием бытия»

Где получить достойное школьное образование для мусульман в Казани и почему богословие должно быть в школах хотя бы раз в неделю. Взгляд преподавателя истории

В Казани насчитывается около 39-40 тыс. соблюдающих мусульман. В каждой мусульманской семье в среднем по два ребенка. Встает вопрос: куда же отправить учиться ребенка, если в Казани всего лишь одна небольшая мусульманская школа «Усмания»?

Еще давно, около ста лет назад, советская власть решила раз и навсегда разделить религию от школы. Мы поговорили с Айратом Галиевым, бывшим преподавателем истории, татарского языка и литературы медресе:

С приходом к власти большевиков в 1917 г.    началось формирование новой системы образования. Руководство в Центре и на местах поголовно состояло из атеистов, ненавидевших религиозные культы и веру в Бога.  Они, недолго думая, инициировали отделение школы и религий.  Коммунисты утверждали, что «религия это - опиум для народа», и что она тормозит развития общества. Тем самым, думается, они совершили большую ошибку. Новая власть отняла у народных масс стимул к духовному развитию. В учебниках научные дисциплины освещались только лишь по фактическим материалам (апостериори) и согласно установкам атеистической надстройки.  Фактор божественного промысла и Первопричина начисто игнорировались. И только лишь спустя почти 100 лет, ученые, разочаровавшись в марксисткой диалектике, начали осознавать, что метафизика имеет место быть. Это объясняется в первую очередь тем, что во многих концепциях материалисты зашли в тупик. Дарвинизм одна из таких концепций, которая лишь по инерции остается базовой в биологии.

Итак, религиозные дисциплины в школе при разумном подходе и выверенной пропорций могли бы дополнить светские дисциплины философским содержанием бытия. Ведь мы все видим, как терпят неудачу многие попытки ученых абсолютизировать относительные вещи и явления, а их логика оказывается не в состояний  объяснить природу  паранормальных  проявлений.  Кроме прочего, религиозные дисциплины в школе способствовали бы оптимальному воспитанию подрастающего поколения. А это можно достичь только при условиях, если педагогика не ограничена земными рамками. Баланс религиозных и светских дисциплин, конечно, требует тщательного подхода при выработке методики преподавания и количества часов. К тому же, есть еще деликатный момент: различия в вероисповеданиях учащихся и даже взаимоисключающие взгляды в определенных вопросах между ними. Они не являются не решаемыми. Главное – начинать действовать. К сожалению, правительство, можно сказать, игнорирует необходимость примирения   религий и науки в сфере образования. Как результат в стране процветают асоциальные явления, такие как пьянство и наркомания, казнокрадство и проституция и т.д.  Если выразиться в эмоциональном духе, «пока государственные мужья медлят с ответом, нечисть (и это не метафора) потирает руки предвкушении новых жертв. И потому пришло время «собирать камни»»!

Школы с религиозным уклоном нужны. И они уже есть. Имеются в виду негосударственные, приходские и частные духовные учебные заведения.  Хотя   тут я не совсем прав: это не школы с религиозным уклоном, а полноценные профильные учебные заведения. В государственные школы следует ввести преподавание богословия хотя бы час в неделю. И с учетом того, что состав обучающихся по их религиозной самоидентификации неоднороден, тут, видимо, следовало бы акцентировать внимание не на деталях, а на общих моментах и беспристрастной интерпретаций их мировоззрения. В Коране о таком толерантном подходе четко говорится: «Нет принуждения в во вере (Ляя икраха  фиид-дин) !»»


8BjNAA1-KWA.jpg

фото: СИНЕРГИЯ

А что же такое «мусульманская школа»? Почему не подойдет общее среднеобразовательное учреждение?

Во-первых, «халяльная еда» в столовой. С этой проблемой сталкиваются все этнические и практикующие ислам семьи. Дело в том, что разделения в школьной столовой на дозволенную и не дозволенную пищу нет. Представьте, что вы – вегетарианец и в кафе нет ничего вегетарианского? Этот вопрос должен быть решен с давних пор, ведь Татарстан – это республика с преобладанием ислама и отсутствие халяльной еды в столовых школ – это нонсенс. В священном писании об этом говорится следующее: «Вкушайте благую снедь (халяль), которой Мы наделили вас, но не преступайте границы дозволенного в этом, а не то на вас падет Мой Гнев» (Коран, 20: 81). Игнорировать вопросы халяльной пищи не стоит, ведь это принципиально важные заветы, нарушение которых влечет за собой черствость сердца и лишения души и тела бараката.

Во-вторых, аурат. Несмотря на то, что многие не считают неприкрытый аурат чем-то, постыдным и заслуживающим порицания, тем не менее – это остается запретным. Мусульманин обязан прикрывать свой аурат и опускать глаза при виде чужого аурата для сохранения достоинства и чести своего брата. «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят» (Коран, 24:30). Также в хадисе сообщается: «Пусть мужчина не смотрит на ‘аврат мужчины, а женщина — на ‘аврат женщины, и пусть мужчина не ложится под одно покрывало с мужчиной, а женщина не ложится под одно покрывало с женщиной» (ан-Навави). Как известно, на уроках физкультуры многие ученики надевают шорты, лосины, и мусульманам воспрещено смотреть на неприкрытый аурат людей, а ходить постоянно с опущенными глазами – задача не из легких. То же касается бассейна. Часто девушки посещая бассейн, надевают открытые купальники, которые не закрывают бедра. А в коридорах школ, особенно в летнее время, часто можно увидеть короткие юбки и платья. Родителям и попечителям стоит беспокоиться о чести детей с раннего возраста.


SqBGI7AC5Mw.jpg

фото:Взгляд

В-третьих, ахляк, нравственность. В школах часто можно услышать, как дети и подростки ругаются между собой, нецензурно выражаются, плюют, дерутся. Всевышний упомянул насколько важно мусульманам всегда уважать свое и чужое достоинство, не задевать чувства других по несправедливости. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Верующий не порочит, не проклинает, не совершает ничего непристойного и не сквернословит» (Ат-Тирмизи). Также передается, что однажды один бедуин сказал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение): «O Посланник Аллаха, я – человек грубый, дай же мне наставление». В ответ ему Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Бойся Всемогущего и Великого Аллаха; ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого (Шариатом), даже если тебе надо будет только вылить воду из своей бадьи в сосуд того, кто об этом попросит; ни в коем случае не проявляй высокомерия, ибо Всеблагой и Всевышний Аллах не любит этого; если кто-нибудь станет бранить и укорять тебя за твои недостатки, о которых ему известно, не укоряй его за его недостатки, известные тебе, и ты получишь за это часть его награды, а он понесет на себе бремя греха; и ни в коем случае не брани никого» (Ахмад).[1]

В-четвертых, изучение исламских предметов. В среднеобразовательных школах не преподают уроки сиры, таджвида, тафсира, ахляка, чтения Корана. Ребенок с детства должен учиться читать Коран, потому что это то наставление, с которым он пройдет всю жизнь даже после смерти родителей. Коран укажет ему жизненные ориентиры, для этого он должен научиться его читать и понимать с тафсиром. Бывает такое, что родители не умеют читать по-арабски, но их сын или дочь позже могут их обучить этому. Плюсом ко всему будет то, что ребенок сразу овладеет как минимум тремя языками: татарский (который преподается в школах), английский и арабский. Аллах повелел своим рабам получать знания от колыбели до могилы. Также Посланник Аллаха сообщал: «Тому, кто встал на путь поиска знаний, Аллах облегчит путь в Рай» (аль- Бухари).

Трудно не согласиться с тем, что каждый родитель желает лишь блага своему ребенку без различных прохождений «бойцовских клубов», «жестоких уроков жизни», так почему изначально не отправить ребенка в благородное учебное учреждение, где мораль, знания и нравственность превыше всего?

 

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала

Фото: KazanFirst 



[1]https://islamdag.ru/vse-ob-islame/25870#:~:text=Сквернословие%20является%20порицаемым%20и%20запретным%2C,ни%20стремления%20к%20нему»%20(Насаи)


Количество показов: 1181

Возврат к списку