170-летию Исмаила Гаспринского посвящается

170-летию Исмаила Гаспринского посвящается 6 Марта 2021

170-летию Исмаила Гаспринского посвящается

20 марта 2021 года мы отметим 170-летие со дня рождения великого татарского просветителя-мусульманина Исмаила Мустафовича Гаспринского. Почему он был так уважаем во всём тюрко-татарском мире? Чего ему стоила первая татарская газета? Давайте познакомимся с ним поближе и всё узнаем…

Дед Али Гаспринский служил чиновником XIV класса. Семья в целом была не бедная и имела во владениях несколько земельных участков на территории нынешнего Крымского полуострова. Отец Мустафа Гаспринский был военным человеком. Параллельно службе работал переводчиком татарского языка, а через год и вовсе был назначен переводчиком восточных языков при генерал-адъютанте М.С.Воронцове. В 1853 году за боевые заслуги он вышел в отставку в чине поручика. Военная выслуга и офицерский чин дают определённые льготы, по которым Мустафа Гаспринский восстановил дворянство в роду. Таким образом, Гаспринские стали дворянами.

Мальчик Исмаил, родился 8 (20) марта 1851 году в крымской деревне Авджыкой. Он появился на свет от второго брака Мустафы Гаспринского с Фатимой Султан. Воспитанием по началу занималась мама, однако чуть повзрослев, юношу отдают в местную медрасе. Чуть позже, желая дать сыну светское образование, отец отправляет Исмаила в Симферопольскую казенную мужскую гимназию. Учеба в гимназии была не долгой, спустя два года отец отправляет Исмаила в Воронежское военное училище. Однако и здесь Гаспринский остается недолго. С 1864-1867 год Исмаил Гаспринский учится во 2-ой Московской военной гимназии.

PPIfVTolPeM.jpg

Исмаил знакомится с редактором «Московских новостей» и «Русского вестника» - известным русским славянофилом М.Н. Катковым. В доме Каткова он также видится и с И.С. Тургеневым. Именно тут у будущего просветителя зарождается любовь к журналистике. Здесь у него проявляется тяга к просветительству. Но постепенно дух шовинизма Каткова отвращает от него юношу, и Гаспринский порывает с воспитателем, бросив учёбу. Исмаил осознаёт, что создан не для военной карьеры, а для службы родному народу.

В то время на острове Крит поднялось восстание греков против Османской империи. Исполненный патриотизма Гаспринский вместе с литовским татарином Мустафой Давидовичем уезжает в Одессу, чтобы плыть в Турцию для участия в боевых действиях. Их грандиозные планы не дала осуществить полиция, вернувшая юношей, у которых не оказалось даже элементарных заграничных паспортов. Пришлось Исмаилу вернуться в Крым и продолжить обучение в Симферопольской мужской гимназии. Там юноша получает звание учителя русского языка городских начальных учебных заведений и начинает работать. Через год попечитель Одесского учебного округа объявил Гаспринскому благодарность за успешную службу.

Исмаил хотел объять более широкие горизонты. В 1871 году он отправился в Париж, где неожиданно заметил, что остался без денег. К счастью, помогла русская община Парижа. Гаспринский устроился переводчиком в рекламное агентство «Ашет». В 1874 году Исмаил покинул Францию и через Алжир, Тунис, Египет и Грецию поехал в Турцию. В Стамбуле он совершенствовал свой турецкий язык, изучал историю и культуру народа. Исмаил попытался поступить в турецкий военный колледж, но судьба распорядилась иначе.

В 1876 году молодой человек вернулся в Крым. Он устроился преподавателем, но спокойный труд учителя не был по душе амбициозному юноше. Гаспринский решил участвовать в выборах в местные органы самоуправления, и в 1878 г. был избран гласным Бахчисарайской городской думы, а позже — заместителем городского головы. И, о чудо, в 1879 году губернатор А.А.Кавелин назначает Гаспринского городским головой! За пять лет пребывания у власти Исмаилу удалось сделать многое: зажечь фонари Бахчисарая, открыть больницу для простых людей, увеличить бюджет города в три раза. И всё-таки его манит культурно-просветительская деятельность…

У Гаспринского появляется идея создать татарскую газету. В 1883 году в Бахчисарае начинает выходить газета «Тарджеман» («Переводчик»). Исмаил хотел издавать единую общетюркскую газету. Для него не существовало этнических или географических границ – он стремился объединить тюркские народы и основать культурную автономию тюрков России. Сложнее всего давалось материальное обеспечение газеты. На выпуск издания пошли и золотые украшения жены Гаспринского Зухры Акчуриной, и пожертвования нефтепромышленников Асадуллаева и Тагиева, и деньги оренбургских купцов Хусаиновых и золотопромышленников Рамиевых. Постепенно газета завоевывала популярность. Наконец тюркские народы России получили периодическое издание на родном языке!

«Тарджеман» ждали как на родине, так и в Туркестане, Китае, Иране, Египте, Румынии и Болгарии. Поначалу конкурентов не было, но с ростом татарских изданий после революции 1905 года газета начала терять свои позиции. Появилась критика, в том числе от Габдуллы Тукая, что издание не отвечает требованиям времени и не защищает национальные интересы татар. Тукай считал, что дух периодических изданий должен быть острее и свободнее. В свою очередь Исмаил Гаспринский был лоялен к правительству, за что Тукай считал его осторожным и слабовольным.

y8bF9Y8fEvY.jpg

Гаспринский в «Тарджемане» отстаивал идеи равенства мусульманских женщин и мужчин. В конце концов, в 1906 году он создал первый женский журнал в тюркском мире «Галяме нисван». Не менее значим его вклад в образование – ему принадлежала новая звуковая методика в преподавании языка «Усуль ал-джадид», которая увеличивала в несколько раз скорость усвоения материала. Из этого в конце XIX века вытекло новое общественно-политическое движение джадидизм, которое заменило господствующую тогда методику «Усуль ал-кадим» (старый метод). Гаспринский открыл джадидистское медресе в январе 1884 в Крыму. Он лично преподавал в школе по своему учебнику «Ходжа-и субьян» («Учитель маленьких»). Джадидизм в Крыму распространялся и к 1895 году в Бахчисарае открылось семь таких образовательных заведений. Далее методика стала популярной среди тюрко-татарского населения Поволжья и на Урала. Так, в Поволжском регионе к 1913 году было основано 694 джадидистских учебных заведения.

Интересно, что во время посещения Казани Исмаил Гаспринский планировал проведение литературного вечера. Однако  отношения крымского деятеля с казанскими мусульманами не сложились. Помимо того, что казанские татары были кадимистами, то есть сторонниками старометодной школы, их задевало, что Гаспринский получил разрешение на издание тюркской газеты за пару лет, тогда как они безуспешно выпрашивали его почти 100 лет. Конечно, Гаспринский снял зал в лучшей гостинице города для проведения мероприятия, однако он прогадал с местом – гостиница была расположена на улице Воскресенской, в русской части Казани, где татары почти не появлялись. Поэтому на литературный вечер пришли только кавказец Аллаяр бек Зюльгадаров и золотопромышленники Шакир и Закир Рамеевы. В целом, в Казани крымский деятель снискал поддержку только у богослова Шигабутдина Марджани, который одобрил его идею в издании общетюркской газеты.

Исмаила Гаспринского всегда волновали проблемы мусульман в Российской империи. Он опубликовал две книги: «Русское мусульманство» (1881) и «Русско-восточное соглашение» (1896). Крымский деятель видел, что причина отчужденности христиан и мусульман в русском господстве над татарами, в отношениях начальник-подчинённый. Гаспринский утверждал, что российские мусульмане должны быть равны в правах с представителями других религий. Он призывал прислушаться к проблемам мусульман, которые готовы принести много пользы родине, говоря: «Рождаясь и живя в России под охраной и покровительством общегосударственных законов, неся наравне со всеми общие обязанности и повинности, русские мусульмане исполняют свой долг, как верноподданные граждане России». Это актуально и сегодня.

В 1905 году Исмаила Гаспринского избрали председателем 1-го съезда мусульман России, а в 1911 году он был избран в Центральный комитет турецкой партии «Согласие и прогресс». В 1907-1908 годах крымский деятель несколько раз был в Египте с планом организации международного мусульманского конгресса, однако его идея не воплотилась в жизнь. В 1911 году Исмаил побывал в Индии, где тщательно изучил состояние образования и дал показательные уроки по методу джадидизма для учителей.

Исмаил Гаспринский издавал в Бахчисарае Кораны и исламские книги. Значительную часть тиражей он продавал Египту, Индии и другим странам. Предчувствуя свою кончину, крымский деятель подозвал к себе коллегу и единомышленника Хасана Сабри Айвазова, которого попросил почитать суру «Ясин», обычно читающуюся на смертном одре.

После смерти Гаспринского Индия и Франция предложили наградить его Нобелевской премией. Но к сожалению, в советский период просветитель был обвинен в пантюркизме и панисламизме. Его существование стёрли из истории, а могилу осквернили и снесли. Только в 1999 году крымские татары заново поставили надгробие. Также на набережной реки Салгир в Симферополе был установлен памятник Гаспринскому. В Поволжье крымский деятель тоже стал популярен только после кончины. В Казани продавали мыло и канцелярские чернила с портретом Гаспринского. В 1914 году почти все татарские издания опубликовали посвященные ему некрологи.

Gm9XhvvsOpM.jpg

Общественные и религиозные деятели Татарстана скорбели по поводу тяжёлой утраты для тюрко-мусульманского мира. Так, богослов Муса Бигиев написал в 1914 году в книге «Мулахазат» («Замечания»): «Я отдал бы жизнь, если бы это воскресило нашего уважаемого учителя и помогло бы ему ещё 15-20 лет послужить нации. Когда наш учитель был жив, мы не признавали его. То почтение, которое мы оказываем ему после кончины, станет первым знаком уважения к этому человеку».

Другие люди говорили похожее. В своей статье профессор, доктор исторических наук Р.С. Хакимов написал: «Крымский татарин Исмаил Гаспринский стал первым, кто сумел добиться открытия первой в России мусульманской газеты. Князь Гаспринский получил хорошее образование, изучал европейскую философию, был секретарем у И.С.Тургенева. Исмаил начал издавать газету на «тюрки», своеобразном наречии, благодаря чему «Тарджеман» читали все тюркские народы. Исмаил Гаспринский стал инициатором реформации всей системы образования среди татар. Благодаря его деятельности джадидские медресе стали доминировать. Огромный авторитет Исмаила Гаспринского стал менее значимым после революции 1905 года, когда открылось большое количество татарских изданий, а джадидская система образования стала подавляющей. Но он продолжал играть заметную роль на мусульманских съездах, а в 1906 году был избран в ЦК партии «Иттифак». Смерть Исмаила Гаспринского была воспринята во всем тюркском мире как громадная утрата.»

Ремзи Ильясов, председатель Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по межнациональным отношениям в своей речи на торжественном вечере в честь 160-летия со дня рождения Исмаила Гаспринского отметил: «Он был великим человеком, выдающимся мыслителем, общественным деятелем, талантливым педагогом-просветителем, реформатором школьного образования. Таких людей как он, народы чтят за то, что они будили дух, способствовали распространению идеалов гуманизма и просвещения, взаимопроникновению культур. Глашатаем идей И. Гаспринского стала газета «Терджиман» - она выходила на протяжении 35 лет. Ей основной целью было служить правде, доводить знания до широких масс. Несмотря на перипетии того времени, он был проникнут отеческой заботой о простом народе.»

 

АХМАДУЛЛИН Ильяс, Специально для Исламского портала

 

 


Количество показов: 1185

Возврат к списку