Участник опроса: «Именно в Казани я и состоялась как мусульманка и по-другому взглянула на ислам»

Участник опроса: «Именно в Казани я и состоялась как мусульманка и по-другому взглянула на ислам» 19 Ноября 2020

Участник опроса: «Именно в Казани я и состоялась как мусульманка и по-другому взглянула на ислам»

Всем известна истина о том, что будущее за молодежью. Именно из того, как мыслят и чем живут молодые люди сейчас, можно сложить картину будущего мира. Также лучшую обратную связь можно получить от них – их не замыленный, свежий взгляд на вещи поможет определить, что еще актуально в мире, а что устарело. Мы задали пару вопросов студентам, обучающимся в РИИ, КИУ и КФУ и узнали, какие перспективы развития ислама в Казани они видят, и кто он – среднестатистический студент-мусульманин, наследник бывшего Казанского ханства?

1.Доволен ли ты тем местом, уммой (мусульманским обществом), в котором ты сейчас находишься?

Абдулла Сиразов, лингвистика, 4 курс: Доволен, за исключением довольно ярко выраженной узколобости.

Гузель Макарова, лингвистика, 1 курс, РИИ: Да.

Хамдан Муратов, журналистика, 4 курс, РИИ: Да, доволен вполне. Много интересных и умных людей знаю.

Алия Хасаншина, лингвистика, 2 курс, КФУ: Да, довольна, الحمد لله. Хотя есть и перспектива роста. Особо приятно наблюдать, как умма развивается за последние несколько лет.

Самара Асанкожоева, теология, магистратура, 2 курс, РИИ: Да, довольна.

Эльмира Хусаинова, выпускница КИУ, шариат: Не совсем.

Дина Ахметвалиева, лингвистика, 2 курс, РИИ: Да.

Наргиза Амруллаева, журналистика, 4 курс, РИИ: Довольна, но могло быть и лучше. У нас весьма хорошее положение, грех жаловаться.

 

2. В каких мусульманских проектах, организациях ты участвуешь или участвовал?

А.: Не учавствовал.

Г.: Muslimmol, muslimvol, «Yasin school» и «Яшьлэр бистэсе».

Х.: Не участвовал.

С.: Я участвовала в «Школа одного дня», «Яшь килен» – в качестве организатора, волонтера.

Э.: преподавала на воскресных курсах «Без-татарлар».

Д.: Не участвовала.

Н.: Махалля (школа мусульманского лидера), «Яшлэр бистэсе».

 

3. Какие в Казани религиозные проекты тебе нравятся больше всего, и что можно доработать?

А.: Преподавание детям, форумы исламской молодежи.

Г.: Муслиммол - хороший проект. Доработать – не знаю, не слежу за проектами.

Х.: Крутых не видел, доработать нужно «Алиф тв» и «Яшьлер бистесе».

А.: Социально не очень активна, мало знаю  об этом.

С.: Кажется, что ФММ – самое крутое мероприятие в Казани среди мусульманской уммы. Однако я там еще не участвовала. Также проект IMAN очень интересный. Потому что женщины всегда найдут, куда себя посвятить, в каких проектах поучаствовать, а с мужчинами вопрос поинтереснее. Я считаю, что именно глядя на мужчин, можно сказать какое у граждан государство, какой у них народ. Да и название проекта неоднозначное потому что с одной стороны «I»- «Man» (Я – мужчина) ,с другой же стороны «Иман».

Э.: Думаю «Яшьләр бистэсе» хороший проект, он несет большой вклад в будущее ислама. Доработать не знаю что, не мне судить и критиковать проекты. Но я заметила, что много мероприятий, где есть смешение полов и играют нашиды с музыкой, поэтому хотелось бы просто какой-то проект или мероприятие, где все умещалось бы в рамки шариата.

Н.: Махалля, стоит доработать форум мусульманской молодежи на более серьезное соблюдение рамок (смешивание мужчин и женщин, и не только в этом проекте).

 2DCM027Wpwo.jpg

4. Что бы ты добавил в социальную жизнь мусульманской уммы на сегодняшний день? Какие проекты порадовали бы тебя?

А.: Нужно добавить проект об общем понимание того, как противостоять влиянию сект и сомнительных течений.

Г.: Думаю было бы здорово ездить друг к другу в гости в разные города и знакомиться с другими сообществами мусульман.

Х.: Благотворительные и творческие проекты (каллиграфия, современная мусульманская одежда- мода).

А.: Интересны образовательные проекты,   идея свободных лекториев по профильным религиозным темам.

Не просто курсов повышения квалификации,  а именно со свободным доступом и привлечением молодёжи.

Отдельным пунктом выделила бы центры заучивания Корана, в том числе и воскресные для женщин, не только профильные центры, но и с возможностью совмещать учебу, работу с изучением Коранических наук.

Э.: Я думаю, что наши проекты больше направлены на мусульман, но нет проектов по призыву немусульман в ислам. Так делают в Европе: раздают книги, устраивают какие-то совместные мероприятия, но у нас это не особо развито.

Н.: Что-то связанное с изучением Корана и повышением грамотности в сфере хадисов.

 

5. У тебя есть на примете (может быть с других городов или стран) проекты, которые могли бы позаимствовать мусульмане Казани для улучшения социальной активности граждан?

Г.: Нет.

Х.: «Others» – это дагестанская линия одежды для молодежи (не совсем то, потому что от одежды лучше не станет, но если речь идет об эстетике, то- да.  Я не знаю, есть ли где-либо благотворительные проекты, но их не хватает. Также, респект могу выразить реабилитационному центру «Ярдэм» – там все очень четко и на высоте).

А.: Саратов, центр Хафизов Корана. الحمد لله. Казань во многом сама центр идей и пример многим другим регионам.

С.:  Культурные специфики настолько разные: иногда то, что подходит одному народу не подходит для другого. Поэтому я считаю, что каждому городу, народу нужно работать над своим стилем.

Э.: В моем городе (Мамадыш) есть проект "давайте косо посмотрим на мусульманок в хиджабах", не советую заимствовать (смеется).  Я думаю, в Казани и так все на высоте!

 DTVXdUVL6OA.jpg

6. Кто твои друзья? Много ли среди них светских и мусульман, а может и ребят с другими вероисповеданиями?

Х.: Больше светских. Заметил, что среди светских больше достойных людей без лицемерия…

С.: Среди знакомых и окружения есть люди и светские, и других конфессий. Безусловно, ближайшие друзья - разделяющие большее количество интересов, соответственно  мусульманки.

Д.: Друзей не так много, в основном мусульмане, الحمد لله.

Н.: Я из светского общества, в моем окружении очень много немусульман (христиане, атеисты), но основная составляющая, это мусульмане.

 

7.За что ты любишь Казань? Дала ли она тебе какие- то возможности роста как хорошего мусульманина?

А.: Казань – это самая благоприятная атмосфера для жизни мусульман в России, во многих аспектах.

Г.: Да, Казань мне дала прекрасное образование- за это я ее люблю, это и есть моя "возможность роста как хорошего мусульманина".

Х.: Казань удивительный город, совмещает в себе и исламские традиции и светские, дал мне возможность реализовывать свои идеи в плане творчества. Много интересных людей здесь повстречал.

А.: Учитывая, что Казань совпало с новым этапом в моей жизни, наверно стала некой ступенью испытания, а преодоление испытаний - тоже рост. Страшно наблюдать, как не   все выдерживают, ломаются. Вкус свободы. Мнимой свободы, так сказать.

С.: Я приобрел много хороших знакомых, которые несмотря на свой молодой возраст, продолжают меня много хорошему учить. Они сами того не понимая, являются мне наставниками. Мне кажется, мы любим не места, а людей в них. Я люблю казанцев- они лояльные, трудолюбивые, честные, открытые.

Э.: Казань люблю за множество возможностей реализовать себя будучи соблюдающей мусульманкой. В Казани я наконец ощутила себя в умме. Нравится то, что люди относятся хорошо к мусульманам и все конфессии живут дружно. Именно в Казани я и состоялась как мусульманка и по-другому взглянула на ислам.

Д.: Благодаря переезду в Казань я стала ближе к религии ислама.

Н.: В Казани много мусульман и возможности для их развития. Много различных курсов на все возможные темы. Много учебных заведений, и возможность учиться и работать в платке.

 

8.Что ты думаешь о Казанских мечетях?

А.: Нравится их расположение и распределение по территории Казани.

Г.: Мечетей много, АльхамдулиЛлях, они красивые, но, к сожалению, в уборных бывает нечисто, и порой нет горячей воды.

Х.: По сравнению с моим городом- здесь всё на высоте.

А.: Нравится многочисленность. Это самый большой плюс. Я человек, который привык слышать все 5 азанов. После переезда в какой-то момент было сложно привыкнуть к их приглушению на фоне шумного города. Просто непривычно.  Нравится тишина и скромность в самих мечетях. Там где меньше туристов, и больше возможностей укрыться от городской суеты. Мечеть "Нурулла", например. Отдельную радость доставляют мусхафы на полках. Самым странным явлением было не найти их в некоторых мечетях вообще. Тоже в Казани. Сердце уже туда не тянет.  Нравятся вагазы,  вечерние лекции. Считаю, это огромной привилегией мечети: возможность обучать людей, влиять на общество положительно.  Это укрепление уммы, её основ, это и есть взращивание осознанного и стремящегося к знанию поколения. Дать возможность почувствовать людям, что они не одни. Прекрасный фактор.

С.: Мечети здесь чистые, аккуратные.

Э.: Хорошо, что в казани много мечетей.  Не нравится, что  Кул- шариф воспринимают как музей, и часто во время молитвы там нет возможности совершить намаз.

Н.: Мне нравится, что их много, но в некоторых районах, их очень много, а других практически нет. В большинстве нет отдельных входов для женщин. Многие мечети стали музеями, не знаю насколько это хорошо.

 

9. На твой взгляд, достаточно ли ты осведомлен в религиозном плане?

А.: Думаю нельзя быть достаточно осведомленным, не изучая религии сконцентрировано.

Г.: Имею знания соблюдающего мусульманина – окончила медресе «Мухаммадия». Нужно расти и дальше.

Х.: Нет, мне не хватает исламских знаний, хочу это исправить, учиться религиозным знаниям хочу самостоятельно, т.е. ни в какие учебные заведения ради этого идти не планирую.

А.: Знаю основы, безусловно,  хотела бы расти в этом. Очень нравятся Коранические науки. Если будет возможность,  ин шаа Аллах хотела бы образование получать на языке Корана соответственно.

С.: В религиозном плане я осведомлена в той сфере, в которой я сейчас обитаю. А вот какие- либо экономические, политические вопросы в религии, возможно, мне не так сильно необходимы. Я хочу и дальше развиваться. После поездки в Саудию я поняла, что все- таки ключевым моментом того, где ты будешь жить или учиться дальше влияет мужчина. Мужчина, как вектор. Поэтому, думаю, дальнейшая моя судьба будет зависеть от мужа.

Э.: Я думаю, что, сколько бы у тебя ни было знаний об исламе, этого никогда не будет достаточно.  Расти хочу дальше: я бы хотела получить знания заграницей, но пока для меня это тяжело осуществимая мечта… Однако Всевышний дает возможность кому пожелает, нужно только просить.

Д.: Нет.  Думаю, можно было бы брать курсы онлайн, т.к. куда-то идти и учиться нет времени, удобнее онлайн.

Н.: Я обладаю средним уровнем знаний для "стандартного" мусульманина. Но этого мало, планирую получить как минимум образование Мединской онлайн школы, Ин Ша Аллах.

 RGaJUINI5wc.jpg

10. Какие свои пороки (вредные привычки) ты хотел бы исправить? Как ты работаешь над ними? Есть ли какая то система?

А.: Лень…

Г.: Стараюсь не рассказывать о своих пороках. Они, несомненно, есть.

Х.: Самый главный порок – это быстрое перегорание от проектов, идей. Не хватает поддержки именно эмоциональной со стороны близких и друзей. Системы нет, просто заставляю себя доделывать начатое до конца. Графика нет.

А.: Пороки есть, и их не скроешь. Если коротко, то это вечерние анализы дня. Тут нет какого-то плана, есть лишь попытка ежедневной работы над собой и дуа.

С.: Сейчас я работаю над своей самооценкой. У меня нет графика, но есть блокнот от Шамиля Аляутдинова – там расписываются дела, которые необходимо выполнить до конца дня, недели или месяца. Я делаю круг, разделяю его на временные интервалы (потому что я четко должна видеть свое время). Так, я расписываю режим в этом круге. Он выглядит как часы.

Э.: Я желаю избавится от лени и от телефонной зависимости. Как я справляюсь с этим? Просто заставляю себя что-то делать, ставлю ограничения на приложения, иногда удаляю Instagram. Графики есть, но помогают ли они- вот в чем вопрос. Я делаю трекер привычек, но не всегда довожу его до конца. По- разному бывает

Д.: Сейчас не могу взяться ни за какое дело серьёзно. На начальном этапе все хорошо, а потом я думаю, что могу обойтись без всего этого, и уже начинаю относиться к новому делу несерьёзно. Обычно, пытаюсь прокручивать в голове плюсы нового дела, чем оно полезно, и потом продолжаю им заниматься (правда, продолжаю заниматься не всегда).

Н.: Лень. Ставлю напоминалки, периодически составляю списки дел, и пытаюсь заставить себя следовать им. Делаю хотя бы одно дело, чтобы мотивировать себя тем "что день прошел не зря".

 

11. Чем ты занимаешься по жизни?

Г.: Студент.

Х.: Занимаюсь видеомонтажем, съемкой и пишу музыку

А.: Студент. Получающий и отдающий.

С.: Я занимаюсь накапливанием знаний- наращиваю интеллект.

Э.: Сейчас ищу себя. Дело, которым я хотела бы заниматься всегда- изучение религии и обучение других.

Д.: Познаю себя.

Н.: Журналистика, Фото, видео съёмки, кулинарные увлечения.

 

12. Знаешь ли ты что- нибудь о богословах, живших в 19,20 вв? Если да, кто твой авторитет  среди них? Кого ты уважаешь и за какие идеи? Если нет, то стоит ли изучать их труды?

А.: Изучать труды стоит, но выборочно.

Г.: Ш. Марждани, Г. Исхаки, М. Бигиев, Р. Фахретдин… Знаю некоторые вопросы, которые они разбирали в своих трудах.

Х.: Знаю, но авторитетов нет. Изучать нужно все, даже если не согласен с чем- то

С.: К великому сожалению, у богословов в моих краях (Киргизия) многие труды, заключения передавались устно. Я читала романы «Сынган кылыч» или «Келкел»- они написаны в советское время (когда была цензура)- и, читая их, я понимаю, какие были сильные, мудрые персонажи того времени. Мне нравится Ш. Марджани И Р. Фахретдин, хотя я еще и не знакомилась с их трудами.

Э.: В целом знаю некоторых,  но не скажу, что подробно знаю их биографии, чтобы выделить какого-то авторитета.

Д.: Нет.

Н.: Не назову имена, труды стоит изучать, но нужно уметь их фильтровать. Для этого нужно критическое мышление. Чтобы его развить, для начала нужно изучить базу.

 

13. Чего тебе не хватает, чтобы быть полноценно счастливым?

Г.: АльхамдулиЛлях, я счастлива.

Х.: Не хватает людей профессионалов для реализаций моих идей.

А.: Да разве я не счастлива?

С.: Думаю, в этом мире нет понятия счастья, есть понятие «двигаться». Счастье- это что- то в итоге получаемое. Когда ты отбрасываешь силу властвования над этим телом и видишь свой успех, если это было в соответствии с теми знаниями, которые дал Пророк- это и есть счастье.

Э.: Недавно задумалась об этом и поняла, что все мне хватает- я счастлива. Проблемы будут всегда, но пока есть вера в сердце я самый счастливый человек. А так понятия полного счастья, как мы себе придумываем в голове, не существует совсем. В Коране слово счастье упомянуто всего лишь раз. " Счастливые же пребудут в Раю. Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, если только твой Господь не пожелает иного. Это будет неиссякаемый дар". ( Коран; 11:108).

Д.: С полной уверенностью могу сказать, что я счастлива, الحمد لله.

Н.: Более крепкого имана.

 

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала

 


Количество показов: 162

Возврат к списку