Дагестанский фильм «Кунак – грустная история «Наиба без пальца»

Дагестанский фильм «Кунак – грустная история  «Наиба без пальца» 19 Ноября 2020

Дагестанский фильм «Кунак – грустная история «Наиба без пальца»

На Первом национальном кинофестивале короткометражных фильмов «Мой Дагестан», состоявшимся в кинотеатре Cinema Hall в Махачкале 14 июля 2016 года, в номинации «Лучший фильм»  выиграла работа «Кунак» («Гость»). Фильм можно увидеть на канале Шапиева блог. В фильме  ребята показали менталитет и традиции кавказских народов – то, как поступают «настоящие» горцы, когда дело касается «долга, чести и братства».

 8ZUjBVH7EXM.jpg

(кадр из фильма)

Одноименная короткометражка «Кунак», снятая в Дагестане, сразу привлекает внимание своим предисловием «Основано на реальных событиях». Сюжет фильма построен на притче о верности гостей, братьев по отношению друг к другу. Действие происходит в далекой, неизвестной локации, в ауле. По сказаниям, наиб Ахбердил Мухаммед у родника сталкивается с прекрасной девушкой. У Ахбердила сразу возникает будущая картина, намерение построить с этой девушкой семью. Тут же, чеченец, друг Ахбердила Мухаммеда, спутник главного героя, сразу отдает ему «свою засватанную невесту». Ахбердил Мухаммед не знал, что эта девушка засватана за его друга. На следующий же день Ахбердил Мухаммед уехал с ней из Чечни. По дороге, остановившись на перевал, он спросил у девушки, почему она плачет, и легким движением пальца стирает слезу с ее лица. Девушка отвечает, что  Хаджи-Мурат и она были засватаны прежде, и она его любила. Ахбердил Мухаммед, узнав, что его друг. Хаджи-Мурат, отдал свою невесту, тут же решает ему вернуть ее назад, а палец свой отсекает со словами: "Мне ни к чему палец, прикоснувшийся к невесте друга". Невеста возвращается к прежнему жениху.[1]

ca5QGZTgMBc.jpg

(кадр из фильма)

Разница фильма и притчи заключается лишь в том, что в фильме Ахбердил Мухаммед является гостем своего друга Хаджи-Мурат, поэтому название фильма называется «Кунак» («Гость»). Сами авторы фильма примечают, что «…это художественный короткометражный фильм, а не исторический. В художественном фильме допустимы упущение в угоду завлечения зрителя в происходящее на экране».

Асанкожоева Самара Кулгелдиевна, магистрант теологического факультета РИИ, поделилась с нами своим мнением о фильме: «Утрировано. Некоторые моменты не укладываются в рамки шариата. Если главный герой, отдавший свою невестку другу, считает это признаком чести, доблести, то на деле он унизил чувства, честь девушки и попрал свободу человека. В хадисе говориться: «Мусульманин тот,  от уст и рук которого люди не страдают». Судя по слезам девушки, жених посчитал ее чувства не столь важным, поступив с ней нехорошим образом.

Далее, тело, согласно исламскому мировоззрению, является аманатом,[2] которое нужно вернуть Всевышнему в целости и сохранности. Согласно шариату, человек не имеет права наносить себе телесный ущерб и калечить тело, которое он сам не создавал. Ислам логичен, и защищает интересы человека. И тот, только, сумел сохранить и возвысить свою честь, который поступает и живет по шариату. Это для того человека, для кого честь- выше всего. В этом фильме – из того, что действительно поощряется шариатом, так это только то, что молодой человек принял своего гостя хорошо, тепло. Может быть, некоторые свои идеи они связывают с чем-либо суфийским, конечно…

У некоторых людей бывает, на первый взгляд, прекрасная идея, но нужно помнить, что нарушение границ, установленных шариатом, не допускается, какой бы красивой это идея ни была. В истории такие действия приводили к появлению различных религиозных течений, с атрофированным  понятием ислама и других ценностей.

Я думаю, что, такое - не совсем правильное, с точки зрения ислама, проявление добродетелей, связано с рядом обстоятельств, имевших место в истории данного региона.  Дело в том, что, когда человек тоскует по чему- либо, он начинает любыми способами достигать этого. Поэтому, возможно, здесь свою роль сыграл и 70- летний рубеж советских периодов, когда вера была запрещена. И те поколения, которые тосковали по Богу, все же пытались связаться с Ним (Творцом), может быть, в некоторых моментах утрированным способом.  В любом случае, заслуга каждого перед Аллахом- своя, но следующие поколения, которые понимают, что в общественном строе что- то идет не так- однозначно должны исправлять, направлять в нужное русло, путь шариата. То, что когда- то было искажено».

В статье Википедии про Ахбердил Мухаммеда также можно найти следующие истории: «В то же время в народном восприятии образ Ахбердил Мухаммеда многогранен. В преданиях высвечены и такие черты, как веротерпимость, благородство, отражающие исламские нравственные понятия горцев. Они нашли своеобразное выражение в предании «Отмена жесткого обычая». Рассказывают, что во время Кавказской войны среди отдельных горцев и казаков бытовал жестокий обычай обезглавливания убитых врагов для получения вознаграждения. Этот обычай перестал существовать после случая, имевшего место в Чечне. Как-то после сражения на поле боя остались тела убитых русских. Ахбердил Мухаммед отправил ночью отважных воинов в русский лагерь за священником для того, чтобы он совершил христианский погребальный обряд над убитыми русскими солдатами перед захоронением их горцами. Возвратившись назад, священник поведал своим о благородном поступке предводителя горцев. Пораженные русские поклялись, что отныне и они не будут обезглавливать убитых горцев».[3]

Среди горных народов (чеченцев) действительно была некая конституция чести, называлась она- “Къонахалла”. Фольклорные источники свидетельствуют о существовании у нахов воинских союзов. Есть предположения, что кодекс сложился в аланскую эпоху (IV—XIII века). На его характер оказали влияние события того времени, когда война была для нахов обычным состоянием.[4] В “Къонахалла” включается такие пункты, как:

– Главной целью и смыслом жизни къонаха является служение своему народу (Къам), своему Отечеству (Даймохк). Интересы народа и Отечества для него всегда выше интересов своего тейпа, рода, фамилии;

– Высшим проявлением служения къонаха является защита Отечества от нашествия врага. Смерть в справедливой войне или при защите своей чести и достоинства предпочтительна для къонаха, чем жизнь в бесчестии и позоре;

-Къонах всегда отвечает за свои слова и поступки. Он всегда выполняет данное им другим людям слово и никогда, даже ценой собственной жизни, не нарушает данной им клятвы.[5]

Таким чувством собственного достоинства и чести, как чеченцы, пожалуй, из российских народов не обладает никто- и им, нужно отдать должное, можно только позавидовать в романтизированной идеи о мужественности и в наши дни. Однако, мусульманин – это человек, прежде всего, думающий логически, не поддающийся эмоциям, не принимающий с горячей руки решения человек. Например, за нарушение клятвы в исламе – верующий должен  раздать десятерым беднякам по одному мудду (мера веса сыпучих тел равная 600г.) зерна из того, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашка, платье, платок и т.п.[6] Но ни в коем случае, мусульманин не должен наносить себе вред так, как это делали японцы (ритуал харакири) или убийства чести у иорданцев или пакистанцев.

Отдельный случай, когда мужчина, не махрам, касается девушку (женщину) без никаха (бракосочетания). В данном случае верующему нужно покаяться перед Всевышним и впредь никогда не совершать такой поступок. Если мужчина после этого может жениться на девушке – пусть жениться. Все мусульмане знают, что Аллах позаботился о чести и достоинстве каждого, поэтому, в Коране, учитываются все особенности, как мужчин, так и женщин. Учитываются их различия в психологии и в физиологии. В связи с этим, как мужчины, так и женщины должны беречь честь друг друга, держа в чистоте свои взгляды и мысли. Этому примеры следующие хадисы: «Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Ни один мужчина не должен оставаться наедине с женщиной, на которой может жениться. Иначе третьим с ними будет шайтан»».[7] Укба ибн Амир (р.а.) передаёт наставление Пророка (мир ему и благословение): «Опасайтесь приходить к женщине, рядом с которой нет махрама, и оставаться с ней наедине».[8]

Если вернуться к оценке фильма, то фильм «Кунак» снят красиво, сдержано, в скромных традициях кавказского народа. В некоторых моментах все же видно, что это больше любительская съемка, потому что некоторым актерам не хватило харизматичной игры, передающей настоящий темперамент горцев. Особенно радуют национальные мелодии, одежда и природа, снятые в фильме. Нохчий, или то, как чеченцы называют самих себя, вызывают глубокое уважение из-за сохранения своих традиционных взглядов и обычаев. Они отличаются особой гостеприимностью и теплотой дружеских, братских отношений, которые также выделены в фильме. Хочется, чтобы фильмов, передающих национальные особенности каждого народа, выходило больше, ведь именно они напоминают всем- кто они и какие у них корни.

u7YrGPaGsIE.jpg

 (кадр из фильма)

Среди известных, ранее выпущенных дагестанских фильмов, можно отметить такие работы, как: «Сказание о храбром Хочбаре» (1975), «Адам и Хева» (1969) или "Горянка"(1975).


 

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала

 



[1] Сказания народов Дагестана о Кавказской войне. стр.66-67

[2] Предмет, вверенный на временное пользование, которое необходимо вернуть в целости и сохранности.

[3] Сказания народов Дагестана о Кавказской войне. стр.66-67

[4] https://ru.wikipedia.org/wiki/Къонахалла

[5] https://www.gumilev-center.ru/chechenskijj-ehticheskijj-kodeks-chesti-konakhalla/

[6] http://islamdag.ru/verouchenie/22594

[7] http://www.islamisemya.com/makhram-ili-ne-makhram.html

[8] http://www.islamisemya.com/makhram-ili-ne-makhram.html


Количество показов: 1896

Возврат к списку