История мечетей Казани. Часть 2

История мечетей Казани. Часть 2 2 Марта 2020

История мечетей Казани. Часть 2

После взятия Иваном Грозным Казанского ханства, татарский народ претерпел множество притеснений в религиозной сфере. Мечети существовали в деревянном виде, сами мусульмане не могли свободно вероисповедать ту религию, которой были привержены их праотцы. Однако, после указа Екатерины II о веротерпимости, татарам разрешили строить каменные храмы. Но даже на этом не прекратились гонения в сторону мусульман. Начиная с 1930, заканчивая 1992 годом, мечети использовались не по назначению в связи антирелигиозной политики страны. В данной статье мы рассмотрим каким мечетям удалось сохранить самобытность, несмотря на тяжести, выпавшие на мусульман Поволжского региона

Список мечетей Новотатарской слободы возглавляет:

Мечеть Белая, или как ее называют другие «Одиннадцатая соборная» и «Большая Каменная»

 ι11.jpg

Адрес: ул. Кызыл Татарстан, 20

Архитектор: неизвестен

Архитектурный стиль: Исламская архитектура

По сообщению Ш. Марджани, при образовании Ново- Татарской слободы на месте прежней мечети возвели новую- Белую мечеть. Мечеть возведена на месте прежней деревянной в 1801—1805 годах на сбережения купца Ракый бая из деревни Урнашбаш. Как и многие другие религиозные сооружения использовалась не по назначению, начиная с апреля 1929 года в качестве мехового центра и татарской школы. В последующий год были разобраны минареты, здание изменило свой облик, но постановлением Совета министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (прил. 1) здание мечети было взято под государственную охрану как памятник архитектуры. И только в 2004 году мечеть возвратили верующим. В наши дни объект законсервирован.

С 1904 по 1917 годы имам-хатыбом мечети был известный религиозный и общественный деятель, а также редактор журнала «Исламский сборник» по совместительству- Кашшафутдин Киямутдинович Тарзиманов. В 1916 году прихожан мечети насчиталось около 900 человек.

 

Мечеть Иске- таш

 12.jpg

Адрес: Мазита Гафури, 34а к1

Архитектурный стиль: классицизм

Традиционная татарская мечеть была построена в 1802 году на средства торговца Габдуллы Утямышева. Мечеть построена на месте старой братской могилы бойцов, отстоявших честь Казани при взятии града Иваном Грозным. Место захоронения было обозначено большим старым камнем (тат. зур иске́ таш). По проекту Александра Шмидта сооружение реконструировано в 1830 году. Мечеть является двухэтажной, имеет два зала, минарет помещен в центр щипцовой крыши. Мечеть являлась культурным центром Ново-Татарской слободы. Муллы мусульманской обители происходили из семьи Амирхан. Рядом с мечетью находился их дом, в котором жил в том числе писатель Фатых Амирхан. В конце 1930-ых мечеть использовалась как школа, позже как склад. В 1994 году власти вернули мечеть верующим. Сооружение также носит названия Девятая соборная и Старокаменная мечеть.

 

Мечеть «Низенькая Бухарская» (Мечеть у татарского кладбища)

 13.jpg

Адрес: ул. Мазита Гафури, 67

Архитектор: неизвестен

Архитектурны стиль: национально-романтическая эклектика

Мечеть "Низенькая", построена в 1808 г. купцом первой гильдии Мусой Исмагиловичем Апанаевым, в память своей дочери Зубайды. Третья по счету каменная мечеть в городе. На народе ее прозвали «Низенькой» из- за размеров сооружения. Прихожанами молельней являлись жители, населявшие территории у старого татарского кладбища. Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татарской республики от 22 июля 1931 г. Далее ее передали меховому объединению, располагавшегося в Ново- Татарской слободе. Минарет сооружения был разобран. В наши дни мечеть передана народу. Она располагается в промышленной зоне, в которую с течением времени превратилась Ново- Татарская слобода. Мусульманский храм имел красивый отделанный декор- оконные и дверные проемы верхнего восьмигранного яруса минарета были в форме многолопастной арки, заполненной ажурными деревянными переплетами с цветными стеклами. Сооружение также называется «Красной» и «Десятой соборной» мечетью. Долгое время в благосостоянии мечети и прихожан участвовали известные на тот момент купцы, такие как: Галеевы, Галикеевы, Якуповы. Розовая мечеть построена на месте прежней (1808) на средства купца Мухаммед-Садыка Галикеева. Название получила из-за цвета стен. В 1931 году закрыта и использовалась не по назначению (профилакторий). В 1990-е годы возвращена верующим.

 

Закабанная мечеть

 14.jpg

Адрес: улица Хади Такташа, 26

Архитектор: А. Е. Печников

Постройка: 1926

18- ая по счету казанская махалля. Мечеть построена в 1924-26 годах, в честь 1000-летия принятия ислама в Среднем Поволжье ханом Волжской Булгарии Алмушем. Разрешение на постройку мечети дал лично Сталин. Строительство велось на народные средства. Мечеть была закрыта постановлением Президиума ТатЦИКа от 6 февраля 1930 года, и в 1991 году возвращена мусульманской умме.

 

К мечетям казанского Заречья принадлежат:

Мечеть на Краснококшайской улице (мечеть Ягодной слободы)

Адрес: ул. Краснококшайская

            Была открыта в деревянном здании льнопрядильной фабрики И. И. Алафузова, построенном в 1897 году. В 1930 году была закрыта. По легенде на месте Ягодной слободы проживало селение, окруженное лесами, где росло множество разновидных ягод. Жители данного поселения занялись постройкой мечети. Позже мусульманский храм был передан владельцам близлежащего завода. В истории данного сооружения обозначен мулла Хисамутдин Яфаров, с жалованьем 300 рублей в месяц. «В приходском мектебе в 1916 году обучались 39 шакирдов, 35 девочек овладевал знаниями по старому методу при помощи абыстай. Четырехлетний курс обучения включал преподавание книг «Бибаят уль ислам», «Тарих уль Ислам», «Алифба», «Мугалли уль гибадит», «Мухтасир Гильмухаль» и др. Бедные шакирды посещали мектеб бесплатно, а остальные вносили ежегодную плату в размере от 25 копеек до 1 рубля» (Из книги «История мечетей Казани»).

 

Первая соборная мечеть (Барудия)

Адрес: улица Краснококшайская (не сохранилась)

Пороховая слобода начала формироваться в 1786 году вместе со строительством порохового завода. Бытует два мнения о появлении данного здания. Ш. Марджани отмечал, что здесь уже в 1778 году, появилось небольшое мусульманское селение, основное население которого составили татары-военнослужащие, отставные солдаты, крестьяне из близлежащих деревень Заказанья. Первая деревянная слободская мечеть была построена, по сведениям Ш. Марджани, купцом М. Адамовым в 1805 году. К. Насыри указывает на другую дату - 1809 год. Еще одну дату строительства мечети дают Ведомости о магометанских приходах Казанской губернии, согласно которым мечеть была построена в 1811 году. В 1829 году мечеть была «передана в казну», то есть была взята на государственное содержание. В 1837 году мечеть сгорела и на ее месте по проекту архитектора Порохового завода Артомонова было построено новое здание. Мечеть действовала и в первые годы советской власти, однако в конце 1929 года конференции ряда рабочих организаций Казани (завода №40, текстильной фабрики им. Ленина, швейных фабрик №5 и №6) приняли обращения о закрытии культовых учреждений в Заречье. На основании этих обращений 6 февраля 1930 года было принято соответствующее постановление ЦИК ТАССР. 11 марта 1930 года здание мечети было передано Заречному райсовету, а имущество в государственный фонд. Вскоре мечеть была переоборудована в детский сад. В 1973 году снесена.

 

Первая соборная мечеть

Адрес: улица Большая (не сохранилась)

Ш. Марджани в своей книге «Мустафадел- ахбар…» приводит данные о том, что мечеть в Бишбалте была построена в 1805 году на средства казанского купца Юсуфа муртазина по произвищу Шатун. Мечеть неоднакратно перестраивалась и ремонтировалась. Одним из первых священнослужителей слободской мечети был Абдулсалям- мулла, которого 27 октября 1843 года сменил его сын- казанский мещанин Хуснутдин Абдулсалямов. Приходское медресе было основано 1 февраля 1878. Для его открытия община собрала 600 рублей. В 1916 году в нем обучалось 40 шакирдов. Кроме медресе, в Адмиралтесйкой слободе существовало и городское мусульманское приходское училище, содержавшееся на городские средства. Община первой соборной мечети до конца 30-ых гг. оставалась единственной официально существующей махаллей в Заречье. Закрыта указом 2 июня 1939 года (Из книги «История мечетей Казани»).

            Красивейшими и изысканными мусульманскими сооружениями города являются мечеть Кул- Шариф и Ирек.

 

Мечеть Кул- Шариф

 15.jpg

Адрес: Казанский кремль

Архитектор: Латыпов Ш. Х., Сафронов М. В., Саттаров А. Г., Сайфуллин И. Ф.

Архитектурный стиль: исламская архитектура

Открытие: 24 июня 2005 года

Сеид Кул Шариф- руководитель оборонительной армии города при взятии Иваном Грозным Казани. Многие защитники обороны погибли, включая руководителя. Случился пожар, который сжег не только многие сооружения, но и известную в наше время главную мечеть Казани. Осенью 1995 года Президент Татарстана Шаймиев подписал указ о воссоздании мечети. Зимой был объявлен конкурс, в котором был выбран самый лучший проект по возрождению мечети Кул-Шариф. Архитектурное проектирование мечети начиналось коллективом победителей республиканского конкурса на проект возрождения мечети Кул-Шариф, архитекторами Латыповым Ш. Х., Сафроновым М. В., Саттаровым А. Г. Сайфуллиным И. Ф. Строительство, стоимость которого оценивается в сумму около 400 млн рублей (сметная — более 500 млн рублей), в основном велось на пожертвования. Участие в пожертвованиях приняло более 40 тысяч граждан и организаций. Открытие мечети состоялось 24 июня 2005 года, к 1000-летнему юбилею Казани.

Историю культового Кул- Шарифа знают все татарстанцы, однако, чем же ознаменовалась мечеть Ирек?

 

Мечеть Ирек

 16.jpg

Адрес: улица Федосеевская,5

В ноябре 2013 года произошло крушение самолета Боинг 737- 500, в котором погибли все пассажиры, а также члены экипажа. В числе погибших оказался сын Президента Татарстана Рустама Минниханова- Ирек. В память сына Президент приказал построить мечеть, строительство которого началось в 2015 году. Сооружение напоминает известную мечеть шейха Зайда, именно за его основу взяли схему постройки мечети Ирек.

            Многие существовавшие мечети не сохранились до наших времен, однако остаются религиозные сооружение, требующие кропотливой работы в виде реконструкций. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: "Поистине, постоянно посещающие дом Аллаха (для  богослужения), являются людьми Аллаха". В другом хадисе он сказал: "Кто полюбит мечеть, того полюбит Аллах". Также, Аль-Хаким ат-Тирмизи передал хороший хадис со слов Абу ад-Дарды, о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если вы станете украшать мечети и разукрашивать коранические свитки, то вас постигнет погибель». Аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Силсилат аль-Ахадис ас-Сахиха», т. 3, с. 337. Аль-Мунави писал: «Шариат предостерегает от украшения мечетей и разукрашивания коранических свитков, потому что красивые узоры занимают человеческие сердца, мешают сосредоточиться, отвлекают от размышлений и не позволяют человеку ощущать себя перед Всевышним Аллахом. Богословы шафиитского толка считают, что украшать мечети и даже Каабу золотом и серебром строго запрещено, а другими украшениям - нежелательно». См. «Файд аль-Кадир», т. 1, с. 367. Исходя из данного хадиса, мы понимаем, что мечети должны быть выполнены в сдержанных тонах с простыми орнаментами. Современная тенденция избыточного украшения, действительно, может отвлечь сердце мусульманина от концентрации на коранических текстах или от совершения и’тикяфа.

 

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала


Количество показов: 58

Возврат к списку