История мечетей Казани. Часть 1

История мечетей Казани. Часть 1 11 Апреля 2022

История мечетей Казани. Часть 1












После взятия Иваном Грозным Казанского ханства, татарский народ претерпел множество притеснений в религиозной сфере. Мечети существовали в деревянном виде, сами мусульмане не могли свободно вероисповедать ту религию, которой были привержены их праотцы. Однако, после указа Екатерины II о веротерпимости, татарам разрешили строить каменные храмы. Но даже на этом не прекратились гонения в сторону мусульман. Начиная с 1930, заканчивая 1992 годом, мечети использовались не по назначению в связи антирелигиозной политики страны. В данном материале мы рассмотрим, каким мечетям удалось сохранить самобытность, несмотря на тяжести, выпавшие на мусульман Поволжского региона.

Мечети города Казань по местоположению можно разделить на три региона: мусульманские обители Старо-Татарской, Ново-Татарской слободы и сооружения казанского Заречья. Список мечетей, входящих в Старотатарскую слободу:

Мечеть Марджани

 1.jpg

Адрес мечети: ул. Каюма Насыри, 17

Архитектурный стиль: барокко

Архитектор: В. И. Кафтыров

Открытие: 1770 год

Строительство мечети Марджани в 1767-1770 годах положило начало концу периода религиозной терпимости в стране. Во время визита Екатерины Великой в Казань представители татарской слободы, известные городские купцы, пожаловались императрице на религиозные притеснения. Екатерина Великая известна как приверженец толерантности, поэтому императрица приказала губернатору А. Н. Квашнину-Самарину не мешать постройке мусульманских религиозных сооружений. Казанцы собрали 5000 рублей, и первая, со времен взятия Казани в 1552 году Иваном Грозным, каменная мечеть Марджани была построена. Она имела несколько названий: многие ее знают по первому названию «Первая соборная», позже — Эфенди (Господская), далее Юнусовская (в честь купцов Юнусовых — меценатов мечети) и, наконец, аль-Марджани- в честь имама мечети Шигабутдина Марджани, который проработал в ней во 2-й половине 19 века и внес свой вклад в развитие религиозного образования в городе. Это была единственная мечеть в советские годы.


Апанаевская мечеть

 2.jpg

Адрес мечети: ул. Каюма Насыри, 27

Архитектурный стиль: барокко 

Архитектор: неизвестен.

Открытие: 1771 год

В эпоху правления Анны Иоанновны, Всероссийской императрицы из династии Романовых, многие мечети Казани были сожжены и разрушены. Однако, как нам уже известно, ситуация в Казани поменялась после приезда Екатерины Второй. Она способствовала урегулированию политических отношений между различными религиозными конфессиями. В тот момент купец Якуб Султангелеев, один из мусульманских лидеров, добился у императрицы разрешения на постройку новой мечети за свой собственный счет. Мечеть строилась на протяжении 3 лет, начиная с 1768 года. «Апанаевской» назвалась мечеть из-за купцов Апанаевых, которые, проживая на территории мечети, часто делали пожертвования на содержания одной из красивейших мечетей города Казань. В ее архитектуре можно заметить элементы традиционного татарского зодчества и, так называемого, «московского» барокко. Изначально сооружение имело один этаж, однако в конце 19-го столетия архитектор Романов возвел рядом с ней 2-этажную пристройку. К сожалению, Октябрьская революция оставила свой след по гонению религиозных интересов и на мечети. 1920 году сооружение закрыли, но позже, в советское время, ее использовали как детский сад. Мечеть уже не выглядела как прежде: ее узоры были изменены, а минарет оказался снесенным. После краха Советского Союза мечеть приобрела новый вид. Местные власти в середине 1990-х годов передали этот комплекс одному из действовавших на территории Казани медресе, члены которого активно реконструировали сооружение. Благодаря им мусульманская святыня сейчас выглядит именно так, как выглядела изначально.


Бурнаевская мечеть

 3.jpg

Адрес: ул. Ахтямова, 7

Архитектурный стиль: Эклектика

Архитектор: П.И. Романов

Открытие: 1872 год

Бурнаевская мечеть названа в честь купца и мирового судьи Мухаметсадыка Бурнаева, пожертвовавшего деньги на ее постройку. По совместительству Бургаев имел свой мыловаренный завод, а также торговал сырьем и пушниной. Бурнаевская мечеть построена в 1872 году, здание – по проекту архитектора Романова (Дом Назирова и дом Бикмухаметова в Старо-Татарской слободе), а минарет – по проекту архитекторов Малиновского и Хрщоновича. В отличие от Апанаевского сооружения и мечети Марджани, Бурнаевскую строили по образцу храмов Волжской Булгарии, когда минарет располагался отдельно от молельного зала. Бурнаевская мечеть построена на месте старой, сгоревшей деревянной мечети. Русской архитектурная традиция отразилась на ее возведении: обитель сделана из красного кирпича и здание не оштукатурено. В 1930 году советы закрыли мечеть. В 1980-х годах мечеть отреставрировали, а в 1994 году республиканские власти возвратили верующим.


Голубая мечеть

 4.jpg

Адрес: ул. Фатыха Карима, 19/8.

Архитектурный стиль: классицизм

Архитектор: неизвестен

Открытие: 1819 год

Мечеть действительно была голубой, однако на сегодняшние дни она не является таковой. История ее начинается в 1815 г., когда она была возведена на деньги казанского купца Ахмета Аитова-Заманова. В 1930 г. ее закрыли и перестроили под коммунальные квартиры, а минарет разрушили. Верующим здание вернули в 1993 г., окончательно восстановили лишь 12 лет спустя. Здание двухзальное и двухэтажное со строго классическим четырехпилястровым фасадом, однако планировка несколько необычна. Для расширения внутреннего пространства в 1907 г. были сделаны пристройки, из-за чего помещение приобрело необычную Т-образную форму.


Галеевская мечеть.

 5.jpg

Адрес: Казань, ул. Тукая, 40.

Архитектурный стиль:      классицизм

Архитектор: неизвестен

Открытие: 1801 год

Шигабутдин Марджани, Габдулла Тукай, Каюм Насыйри, Галимджан Баруди, Галиаскар Камал, Наки Исанбет- просветители, богословы, писатели Казани предпочитали местом для совершения поклонений именно эту мечеть. С 1798 по 1801 годы мечеть возводилась на средства купца Мусы Мамяшева. Мечеть названа в честь Галимзяна Баруди, имама и общественного деятеля из известной в Татарстане династии Галиевых, учредивших при мечети популярное медресе. Позже, в 19 веке, здание расширялось за счет пожертвований богатых коммерсантов. Со временем мечеть превратилась в культурный и общественно-политический центр города, так как на протяжении многих лет в ней занимались духовно-просветительской деятельностью и воспитывали городскую элиту среди татарского народа. Последствия революции сделали из мечети гостиницу. Позже она стала религиозным университетом — но из-за ухудшающегося состояния здания шакирды долго в ней не проучились. Мечеть вернулась народу еще в 1997 г., однако реставрация началась лишь в 2015 г. К концу 2016 г. мечеть уже была готова впускать посетителей. Как и большинство святых мест, с приходом советской власти Галеевская мечеть сильно пострадала от вандализма — в 30-х гг. были уничтожены надстройки на крыше, а также сильно перепланированы этажи. Внешне мечеть выглядит довольно- таки аутентично, однако во внутреннем интерьере произошло много изменений.


Азимовская мечеть

 6.jpg

Адрес: Адрес: ул. Фаткуллина, 15

Архитектурный стиль:      эклектика национально-романтического направления

Архитектор: неизвестен

Открытие: предположительно 1890 год

Мечеть воздвигнули на средства купца М. М. Азимова. Она была построена в 1887—1890 годах на месте старой деревянной мечети, существовавшей с 1804 года. Азимовская мечеть — одноэтажная двухзальная мечеть-джами с минаретом высотой 51 м над входом. К сожалению, строительство выполнено в центре промышленной зоны. В 1990—1992 годах реконструирована и реставрирована по проекту архитектора Р. В. Билялова. На территории мечети находится 2-этажное здание медресе. В настоящее время используется мусульманской общиной. Азимовы — старинный татарский род, еще из времен Казанского ханства. Именно в этом роду, по легенде, хранилась тайна ханского золота, которая передавалась из поколения в поколения исключительно по мужской линии. Женщинам эту тайну не доверяли. Но в конце XX века умер последний мужчина из рода Азимовых, и теперь тайна пропавшей казны навеки потеряна.


Сенная мечеть

 7.jpg

Адрес: Московская ул., 74

Архитектор: А. И. Песке

Открытие: 1849 год

На Сенной улице (ныне на именуемой Парижской коммуной) известными предпринимателями и купцами являлись Китаевы, Апанаевы, Юнусовы, державшие десятки лавок на рынке. В первой половине XIX века в связи с бурным развитием капитализма и ростом национального предпринимательства Сенной базар становится крупным центром татарской торговли в городе Казань. Крестьяне, торговцы, лоточники и старьевщики каждый день с азартом проводили на рынке, занимаясь куплей- продажей. Предписанным пятикратным молитвам они предпочитали торговля, в связи с чем соблюдающие ислам жители Старотатарской слободы стали называть  наиболее «удачные» места Сенного базара «углами неверных» («көфер почмагы»). Глава Татарской ратуши Казани, крупный владелец недвижимости на Сенном базаре, купец 1-й гильдии Губайдулла Юнусов решил изменить сложившуюся ситуацию и поспособствовать увеличение богобоязненности у торговец путем построёки на Сенной улице каменной мечети. Вот как писал об этом внук купца Габделькарим Юнусов, зафиксировавший интересные семейные предания. «Отец мой рассказывал о нем. Вышел как-то Габидулла на базар. Время намаза. Видит, народ поглощен торговлей, разговорами, на молитву не обращает внимания. «Как мне уговорить этих горожан читать молитвы?» — забеспокоился Габидулла. После этого он купил участок для базарной мечети. «Если каждый сдержит свое слово быть правоверным, построю мечеть на этой площади», — поклялся он».

Несмотря на то, что сам благотворитель умер, его дело завершили сыновья Ибрагим и Исхак Юнусовы. В 1844—1846 годы они возвели по проекту архитектора А.К. Ломана каменную мечеть с корпусом торговых лавок (ныне ул. Московская, 74, Парижской Коммуны, 15). У нее было несколько названий: «Мечеть Сенного базара», «Седьмая соборная», «Юнусовская». Она стала главным религиозным центром для торговцев на Сенной площади, а пятая соборная мечеть превратилась в общинный храм для многочисленных домовладельцев-мусульман, живших на Тихвинской (Тукая), Большой Мещанской (Нариманова), Сенной и Евангелистовской (Татарстан) улицах. В конце XIX столетия ее называли Галеевской в честь попечителя, купца М.И. Галеева — отца выдающегося религиозного деятеля Галимзяна Баруди. (Из статьи «На улице Сенной: как на смену «углу неверия» и татарскому Сити пришла Парижская Коммуна» сайт «Реальное Время»).


Усмановская мечеть

 8.jpg

Адрес: ул. Габдуллы Тукая, 14/15

Архитектурный стиль:      романизм

Открытие: 1868 год

Строительству этой мечети поспособствовал казанский купец 1-й гильдии Зиганши бин Бикмухаммед бин Габд-эс-салам бин Госман аль-Кариле Усманов (Зиганша Бикмухаметович Усманов) в 1868 году (1283 г. х.). Мечеть также носит и другие имена: «Восьмая соборная», «Усмановская», «Мечеть Зиганши», «Усман-Султановская», «Красная». Шигабутдину Марджани, известному татарскому богослову и просветителю 19 века, выпала честь установить киблу мечети и первым прочесть намаз в данной мусульманской обители. Появление Султановской мечети вызвало бурный протест казанского православного духовенства. Мечеть превышала высотой своего золоченого шатра колокольни близлежащих Тихвинской и Владимирской церквей. В Центральном историческом архиве хранится солидный том переписки казанского архиепископа с правительствующим сенатом, касающийся этого здания. Яростные требования не позволять казанским мусульманам открытия уже построенной мечети и немедленного ее сноса, впрочем, оказались безрезультатными, и в 1868 году мечеть стала действующей. Нетрудно понять отчаяние церковников: ведь с появлением здесь новой мечети ликвидировались планы православной миссии навсегда оттеснить татар с этой территории. Такая политика, проявившаяся в поистине бесчеловечных формах в первой половине XVIII века при епископе Луке, в свое время зримо материализовалась в виде каменной Тихвинской церкви (сохранилась неподалеку от Султановской мечети на противоположной стороне улицы), которая была выстроена в густонаселенном татарами районе именно с целью ясно показать будущее сей территории. Теперь же церковь, столь ярко символизировавшая царскую политику насильственного крещения, сама очутилась между двух монументальных мечетей, уступив им главенствующую роль в этом районе города.


ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала


Количество показов: 2172

Возврат к списку