Школа одного дня при Галеевской мечети
Школа одного дня при Галеевской мечети
15 февраля 2020 года в Галеевской мечети города Казань стартовали уроки по курсу «Школа одного дня». Школа направлена на обучения азам Ислама тех, кто не успевает посещать воскресные курсы, осуществляющиеся во всех мечетях нашей Республики. Посещать уроки может любой желающий в возрасте от 17 лет. Занятия осуществляются на двух языках – русском и татарском по субботам с 9.00 до 14.00.
Программа курса включает в себя пять блоков: «Урок тахарата и аурата», «Урок намаза», «Ураза. Закят. Хадж», «Урок халяль и харам», «Урок акыды: вероубеждение, основные столпы веры» и «Урок сиры: пророк, его жизнь и деятельность». Уроки проводятся хазрата и устазами, и волонтерами молодежного движения ДУМ РТ. Слушателям дарят рабочие тетради «Ислам. Первые шаги», в которой описаны шаги по чтению намаза и выполнению других религиозных обрядов. Каждый желающий после уроков может задать вопрос устазам, которые с удовольствием уделяют время каждому ученику. Наш корреспондент встретился с Лилей Ильясовой, главным специалистом социального отдела ДУМ РТ, для того, чтобы узнать об особенностях проведения занятий и то, какая аудитория нуждается в данном проекте.
‒ Сколько групп обучения действует в вашей школе?
‒ У нас начинающая и продолжающая группа. В продолжающей группе сестры и братья уже знают азы Ислама, многие из них самоучки, знания черпают на разных сайтах различные мнения мусульман, могут чего-то не понять, начинают выносить решения без знаний. Они порой категоричны. К нам они приходят проверить полученные знания, исправить ошибки. Наша цель, чтобы люди получали информацию из надежных и проверенных источников.
‒ С какими сложностями вы сталкиваетесь в первую очередь?
‒ Трудностей нет, однако с каждым годом желающих обучаться становится больше, что требует большей организации.
‒ Приходится ли отказывать некоторым абитуриентам?
‒ Нет, мы берем всех. Нам помогает много волонтеров в качестве преподавателей, фотографов и помощников по различным вопросам. Хазраты и устазы с радостью соглашаются помогать в этом проекте. С учениками проблем не возникает: кто- то понимает быстрее, другой медленнее.
‒ Выполняются ли домашние задания каждый раз?
‒ По-разному. На курсы приходят желающие, и мы не можем их заставить выполнять все. У нас есть общий рабочий чат, и ученики постоянно задают вопросы на тему Ислама, что показывает их любознательность.
‒ Какие изменения произошли в вашей школе с новым потоком?
‒ Сейчас с нами занимаются глухонемые. Каждый человек подумал бы, что это сложно, однако, альхамдулиллях, у нас появились сурдопереводчики, которые переводят уроки с русского языка на язык жестов. Мы обеспечиваем сурдопереводчиками уже второй поток с этого учебного года.
‒ Сколько раз в год ваша школа открывает двери для студентов?
‒ Каждый год осенью мы начинаем учебу с конца октября, когда заканчиваются дачные работы. Также проводим занятия весной, до дачного сезона, однако в этом году мы открыли курсы пораньше, чтобы успеть закончить обучение до наступления месяца Рамадан. Это уже наш пятый поток.
‒ Вы ориентируетесь на преподавателей с образованием из Мухаммадии, или также можете взять учителей с других учебных заведений?
‒ Этот поток у нас экспериментальный. Весь поток осуществляется на основе молодых преподавателей. Вообще, у нас разный преподавательский состав. Это и устазы из Мухаммадии, и из РИИ, муфтий Камиль хазрат также приходил преподавать.
‒ Какие темы ученики изучают с удовольствием?
– Обычно это темы, как тахарат, намаз, намерения. Предмет акыды не так легок для объяснения, так как наши студенты не привыкли обсуждать, рассуждать вопросы, касающиеся вероубеждения. Также очень интересна сира ‒ мы стараемся рассказывать об ахляке, нраве нашего любимого Пророка (мир ему и благословение). Больше всего вопросов задают на тему халяль и харам. На вопросах о питании (дозволенность кармина, желатина) или о риба появляются долгие дискуссии.
‒ Изучаете ли вы детально мазхабы?
‒ Они знают понятие мазхаба, и то, что мы следуем в фикхе мазхабу имама Абу Ханифы. Однако мы не затрагиваем каждый мазхаб по-отдельности.
‒ Почему люди не посещают воскресные курсы при мечетях?
‒ Они не знают об их существовании. О наших курсах мы рассказываем через светское СМИ, не через исламские каналы. В целом ученики казанские, однако есть и приезжие, например, из Атнинского района. Также, мы запустили «Школу одного дня» в Набережных Челнах и Нижнекамске.
Мы также поговорили с Лирией Кусаймановой директором «Центра оказания помощи людям с ОВЗ и инвалидностью «Добрый мир для всех». Лирия ханум подчеркнула, что на сегодняшний день каждая мечеть должна обеспечивать прихожан сурдоперводом не только на уроках, проводимых в мечетях, но и на пятничных проповедях, на которых присутствуют глухие прихожане. Как для мужского, так и для женского крыла, в «Школе одного дня» есть сурдопереводчики, поэтому шакирды с ОВЗ имеют равные возможности получения информации наряду с другими студентами.
Ученики начальной группы признались, что им тяжело заучивать дуа. На вопрос о том, почему они не изучали Ислам самостоятельно, последовал ответ: «Отсутствие командной работы и мотивации». Школа является начальной опорной точкой для тех, кто имеет множество вопросов касательно религии Ислам, и пространством, где студенты могут найти единомышленников. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда Аллах кому-то желает добра, то дает ему правильное понимание в религии и наставляет его на истинный путь», а также «Поистине, мудрость прибавляет благородному достоинства и возвышает раба до уровня царей». Сахабы времен Пророка (мир ему и благословение) стремились получать и делиться знаниями, что служит мусульманам лучшим примером и остается актуальным по сей день.
ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала
Количество показов: 1729