Образование для детей-мусульман в Москве
Образование для детей-мусульман в Москве
Мусульмане – как и остальные граждане нашей страны – без сомнения, желают, чтобы их дети выросли знающими и подготовленными к жизни людьми, чтобы они впоследствии могли выбрать себе занятие по душе и принести пользу обществу. А какое же вступление в жизнь возможно без полноценного и качественного образования?
Тем более, что исламская религия уделяет огромное внимание образованию и получению знаний – за которыми рекомендовано отправляться даже на край света.
Первое слово, с которым ангел Всевышнего обратился к пророку Мухаммаду (мир ему) было: «Читай!». В Коране – а также в Сунне Пророка, содержится множество высказываний, где подчеркивается ценность и достоинства знаний:
«И говори: “Господь мой, прибавь мне знания!”» (20:114).
«Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:9).
«Поистине и ангелы простирают крылья под тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям» (хадис привели Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки).
Теперь возникает вопрос – где же детям мусульман получать знания и навыки, которые будут необходимы им как для овладения той или иной профессией, так и просто для того, чтобы стать умными людьми с широким кругозором? Наши читатели, наверное, удивятся – как где? Разумеется, в школе, под руководством опытных педагогов.
Однако, вот с этим моментом возникают определенные проблемы. Родители-мусульмане желают, чтобы их дети не только выросли грамотными и начитанными, но чтобы они также выросли благочестивыми людьми, следующими предписаниям своей религии. К сожалению, обычная общеобразовательная школа далеко не всегда готова пойти навстречу мусульманским семьям в последнем вопросе. Обычная школьная форма не предусматривает ношения девочками головного платка, школьная столовая пока что не в состоянии обеспечить халяльного питания для детей-мусульман, а расписание занятий не подразумевает выделение времени на обязательную молитву (намаз) – да и места для молитвы в школе тоже найти затруднительно.
Как выходят из положения родители-мусульмане в Москве?
С этим вопросом я обратилась к нескольким женщинам-мусульманкам, у которых подрастают дети школьного возраста, так что проблема образования для них была очень актуальна в последние несколько лет.
Марьям, преподаватель английского языка: У меня две дочери школьного возраста, старшей девочке 12 лет, а младшей – восемь, так что за те годы, пока училась старшая (а потом пошла в школу и младшая), мы перепробовали разные возможности для ее обучения. Сначала попытались найти специальную школу для детей мусульман. В Москве существует только одна школа, которую можно называть мусульманской – это школа «Ихляс» (сейчас она носит название «Рисалят»). Обучение в ней имеет много плюсов – маленькие классы (по 5-10 человек), внимательные педагоги, обязательное ношение хиджаба. Помимо обычных общеобразовательных, изучают религиозные дисциплины (арабский язык, чтение Корана, основы вероучения и поклонения). Питание, разумеется, халяльное, детишки все вместе совершают намаз. Но помимо плюсов, были и минусы. Школа находится на другом конце города, так что на дорогу в школу и обратно уходило больше двух часов. Представьте, каково ездить маленькому ребенку каждый день на метро – девочка приезжала домой усталая, а ведь нужно еще приготовить уроки на завтра. Тем более, обучение в школе платное (около пятнадцати тысяч рублей в месяц), и выложить каждый месяц такую сумму – особенно многодетной семье, как наша, было затруднительно.
Посоветовавшись с мужем, мы решили попробовать семейную форму обучения – когда ребенок проходит школьную программу на дому, под нашим руководством, а в школу приходит несколько раз в месяц для написания контрольных работ, сдачи итоговой аттестации. Плюсы очевидны – ребенок учится в домашней обстановке, родители имеют возможность подобрать для него индивидуальную методику и такое расписание для занятий, которое наилучшим образом подходит их ребенку. Однако, оказалось, что здесь есть свои минусы. Посещение школы дисциплинирует, ребенок соблюдает режим для – в одно и то же время встает и ложится спать, в одно и то же время садится за уроки. На домашнем обучении расписание сбивается, я с трудом могла заставить дочку сесть за уроки, она никак не желала отрываться от игр с сестрами и братьями. Более того, в домашней школе педагогом должна была быть я – у меня педагогическое образование, так что мне это было несложно. Но у меня, помимо старшей дочери, еще четверо других детей, которым также нужно внимание. У меня часто не выдерживали нервы, я срывалась на дочку, кричала на нее, сердилась. Толку от таких занятий было мало.
Поэтому мы в конце концов отдали старшую – а теперь и вторую дочку, в обычную школу. Администрация школы пошла нам навстречу, разрешив старшей девочке носить платочек. Питание, разумеется, мы приносим свое, из дома. Конечно, и здесь есть свои минусы, - в частности, дочке не всегда просто найти общий язык с одноклассниками, которые не понимают, зачем она носит платок, почему ей нужно молиться в определенное время. Возможно, со временем – когда девочка перейдет в старшие классы, мы вновь перейдем на семейную форму обучения, но пока что обучение в обычной школе нас устраивает. Пока старшие дети в школе, я имею возможность уделить время младшим.
Наиля, бухгалтер: У меня двое детей – 15-ти летняя дочка и 12-ти летний сын, поэтому я столкнулась с теми же проблемами, что и Марьям. Мы также перепробовали разные варианты школьного обучения. Сначала дети ездили в мусульманскую школу, но у нас возникли те же трудности. Дорога долгая и тяжелая, стоимость обучения для меня – а я воспитываю детей одна, без мужа – очень ощутимая. Тем более, меня не совсем устраивало качество образования, которое они там получали. Школа не имеет возможности самостоятельно проводить аттестацию, для написания контрольных и итоговой аттестации детям все равно приходится посещать обычную школу, к которой их прикрепляют в мусульманской школе.
Так что мне пришлось отдать детей в обычную районную школу. Педагоги там хорошие, коллектив дружный, так что нас все устраивало до того момента, пока дочке не исполнилось 14 лет, и она захотела носить платок. В этом вопросе директор школы и учителя не захотели пойти нам навстречу. Я даже пыталась уговорить дочку подождать с ношением хиджаба до окончания школы, но она проявила твердость. Пришлось искать возможности для такого продолжения образования, которое бы не препятствовало бы соблюдению религии.
Знакомые, которые живут в Дагестане, рассказали мне о том, что у них в республике можно отдать ребенка в медресе, на постоянное проживание. Обучение там бесплатное, детей учат как общеобразовательным предметам – на базе городской школы, так и религиозным дисциплинам. И вот уже год дочка учится именно там. Конечно, мне не очень нравится, что девочка живет там одна, я не имею возможности часто навещать ее, но ей вроде все нравится. Сын пока что учится в обычной городской школе, хотя он тоже хочет через несколько лет поехать учиться в медресе в одну из российских мусульманских республик (в Дагестан или в Татарстан).
Гульнара, домохозяйка: Наша старшая дочка пошла 1 сентября в обычную районную школу. Мы считаем, что поскольку детям нашим придется жить в светском государстве, среди людей, большинство из которых религии не придерживается, не стоит так жестко настаивать на том, чтобы они непременно учились в особой мусульманской обстановке и с детства жестко следовали религии. Тогда есть опасность, что они превратятся со временем в фанатиков и сектантов, которые не смогут жить среди немусульман. Мы с мужем сами пришли к соблюдению исламской религии во взрослом возрасте, так что не вижу проблемы в том, чтобы и дети наши сделали этот выбор самостоятельно. Мы, разумеется, будем рассказывать им дома о религии, но нам хотелось бы, чтобы религиозный выбор был сделан детьми осознанно и добровольно.
Итак, после опроса, в итоге получается, что у детей мусульман есть три основные возможности получения образования: обучение в обычной городской школе, семейная форма обучения и обучение в мусульманской школе. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы, которые выше озвучили мои собеседницы. Мусульманских школ в Москве – как в других городах центральной России – пока что очень мало, обучение в них стоит немало, что может быть затруднительно для родителей.
Семейное обучение имеет много плюсов – как свободное расписание занятий, обучение в привычной домашней обстановке, но требует от родителей педагогических способностей, а от детей - дисциплины и усидчивости. Еще здесь немаловажный момент – на домашнем обучении дети могут быть лишены общения со сверстниками, что очень важно для их развития.
Общеобразовательная школа по месту жительства может дать неплохое образование, дети много времени будут проводить в коллективе, но здесь не всегда готовы пойти навстречу верующим родителям в вопросах следования религии. Если родителям важно, чтобы дети привыкали с малолетства к религиозной практике, такой вариант их может не устроить.
Несколько лет назад подобная проблема была поднята в Казани, во время проведения круглого стола «Школьное образование детей мусульман: проблемы и решения» (прошедшего в Казанском университете, в 2018 году). (Подробнее: https://islam-today.ru/islam_v_rossii/tatarstan/gde-ucitsa-detam-musulman/). Участники перечислили все вышеприведенные возможности для образования детей-мусульман, назвав плюсы и минусы каждого подхода. Также на встрече было отмечено, что Татарстан имеет преимущества в данном вопросе, поскольку здесь даже некоторые общеобразовательные школы готовы обеспечивать детей халяльным питанием и идти им навстречу в других вопросах религиозной практики.
Так что для мусульман, живущих в Москве и других центральных областях возможен и такой вариант, - как переезд с семьей в одну из российских республик, где большинство жителей мусульмане (как Татарстан, Дагестан, Чечня). Там будет гораздо проще найти школу, обстановка которой соответствует запросам верующих родителей. Хотя мы понимаем, что далеко не каждая семья готова бросить привычное место жительства и переехать в другой город.
Итак, какой же можно сделать вывод? Общей рекомендации здесь дать невозможно. Вопрос о том, где обучать своих детей, родители-мусульмане должны решать индивидуально, исходя как из своих возможностей и пожеланий, так и из характера и особенностей того или иного ребенка. Главное, чтобы они осознавали ценность образования и необходимость вырастить своего ребенка знающим и подготовленным к жизни человеком.
КОБУЛОВА Анна, специально для исламского портала
Количество показов: 5416