Великие татарские женщины. От прошлого к современности. Часть 2

Великие татарские женщины. От прошлого к современности. Часть 2 28 Января 2020

Великие татарские женщины. От прошлого к современности. Часть 2

На сегодняшний день остро стоит вопрос о роли современной мусульманки в жизни общества.  Задача женщины состоит не только в продолжении рода, послушании мужу или поклонении. В ее права также входят: высказывание собственного мнения, когда даже сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовался с женами в вынесении некоторых решений, участие в общественных делах, ведение торговли и получение образования и др.

Габдрахманова Раиса Габдулловна поделилась с нами своей магистерской работой на тему: «Роль женщин в распространении и укреплении ислама на территории среднего Поволжья», а также рассказать, в чем источник временной стагнации развитии мусульманок 20- 21 вв.


9kmAP6s23KU.jpg

Великие татарские женщины современности

Альмира Адиатуллина первая подняла вопрос о фотографировании мусульманок в российских паспортах в платке. Так, 15 мая 2003 года Кассационной палатой Верховного суда РФ было признано право мусульманок фотографироваться на паспорт в головных уборах (платках).

Зиля Аляутдинова не только жена известного богослова Шамиля Аляутдинова, но и спикер, блогер, автор книги «Секреты семейного счастья». Проводя семинары на религиозные темы, темы бизнеса и психологического здоровья, она собирает полные залы слушателей, в которых всегда находится отклик на лекции. Зиля-ханум является отличным примером образованной мусульманки, ведь она отучилась в турецком лицее, в Москве в Университете дружбы народом на геолога, на курсах ДУМ, прошла стажировку в качестве переводчика в МГУ.

Наиля Зиганшина, председатель общественной организации Союза мусульманок Татарстана, также возглавляет женское крыло союза МАИБ (мусульманская ассоциация исламского бизнеса). Однажды Наиля-ханум на вопрос корреспондента «Исламского портала» о цели организации «Союза мусульманок» ответила: «Наша цель – показать, что мусульманки России всегда проявляли активную жизненную позицию во благо распространения ислама, мира и согласия, как в нашей стране, так и за ее пределами. Наша организация призвана решать проблемы современных мусульманок, поддерживать и развивать семейную идеологию, идеи материнства и детства, способствовать развитию исламских ценностей, налаживанию межнационального и межконфессионального диалога. Тем самым, мусульманские женщины, наряду с мужчинами, являются активными членами мусульманской общины и вносят свой вклад в развитие духовности, созидательности и просвещения». Наиля Зиганшина является директором международного центра создания семьи.

Лилия Салахутдинова, которую называют в народе «Ник Вуйчич». Поэтесса, выпустившая три сборника трогательных стихотворений на татарском языке.  Является куратором проектов в мечети «Ярдэм», заместителем руководителя по воспитанию лечебно-образовательного реабилитационного центра «Ярдэм». Награждена орденом «За доброе сердце» Муфтиятом Татарстана.

Масгуда Исламовна Шамсутдинова (родилась 1 июля 1955 года, Кшлау-Елга, Башкирская АССР, РСФСР, СССР) — татарская писательница и композитор. Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (1993). 25 октября 2001 года успешно защитила диссертационную работу по теме «Маулид-байрам у мусульман Среднего Поволжья» на философском факультете Петербургского университета. Ей присвоено звание кандидата философских наук. В 2002 году переехала на постоянное место жительства в город Сиэтл, штат Вашингтон, где ныне живет и работает. Основные сочинения: симфоническая сюита «Сказки Тукая» (1987 г.), музыкально-театральные действия «Магди» (1989 г.), «Кыссаи Сююмбика» (1991 г.), «Курбан байрам» (1992 г.), симфония «Чингисхан», оратория «Каин и Авель», оратория «Трагедия Сыновей Земли», камерно-инструментальные произведения, вокальные циклы, песни, музыка к драматическим спектаклям.

Хава Шайдуллина (khava_psy), семейный психолог с шариатским образованием. О себе она говорит кратко и ясно: «Я - Хава Шайдуллина, психолог и сооснователь @hakimacenter , также сооснователь проекта @self.bz , автор множества статей и курсов, жена и мама четверых детей. Спецификой моей работы является интеграция исламских знаний с психологией, разбор межличностных проблем с учетом принципов шариата и знаниями в разных областях психотерапии. Я являюсь специалистом  в детской, перинатальной психологии, семейно-системной психотерапии, телесно-ориентированной психотерапии, травма терапии, сексологии и бизнес психологии». В Instagram Хава ханум имеет 82000 подписчиков в инстаграмме, она известна своими легкими и доступными для понимания публикациями в социальных сетях, которыми ежедневно мотивируются подписчики. Хава пишет о роли женщины в семье, образовании и социальной сфере. Она проживает в Казани, имеет собственный вкус стиля в мусульманской одежде, поэтому ее фотографии придают особую нежность постам. 

Еще одна мусульманка, покорившая Instagram и сердца многих девушек – Марьям Алиева, под ником dnevniki_goryanki_, автор книги «Не молчи».  Девушка поднимает насущные проблемы, требующие незамедлительных решений, однако, кроме нее этими вопросами мало кто занимается. Она говорит о насильственных действиях сексуального характера в отношении девушек в России, но особенно акцентирует внимание на устаревших традициях Дагестана про кражу невест. О своей деятельности Марьям пишет: «Мне ужасно стыдно, что в нашем мусульманском обществе вообще стоит вопрос виновности жертвы, что мы пытаемся объяснить действия насильника какими-либо факторами, вместо того, чтобы безоговорочно, без всяческих «НО» осуждать это! Именно поэтому я считаю необходимым постоянно говорить об этой проблеме, доносить (пусть и получая бесконечную волну агрессии) тот простой факт, что жертва не выбирает быть ей жертвой или нет, а вот насильник выбирает насиловать ли ему! Именно поэтому, винить жертву, искать объяснения в ее одежде, поведении, месте, в котором она была - глупо и нелогично! Проблема сексуального насилия распространена во всем мире, везде, куда ступила нога человека, я пишу об этой проблеме в Дагестане, на Кавказе, ведь, чтобы изменить мир необходимо начать с себя».

ака.jpg

 Уже в конце 19 века известные мусульманские исследователи, как Шигабутдин Марджани, Риза Фахретдин и Муса Бигиев поднимали вопросы о женском просвещении и свободе во всех смыслах. Муса Бигиев отмечал, что: «В раннеисламский период женщины были свободными и порабощением они обязаны узкомыслящим факихам». Также Закир Кадыйри, Зыяэтдин Камали и Габдулла Буби придерживались идеи о том, что положение женщины на сегодняшний день прямолинейно повлияет на будущее нации. Раиса Габдрахманова говорит о том, что на зажатость женщин влияет интернет, рассеивающий смуту и стереотипы как религиозного, так и социального типа. Почему же мы не можем быть похожими на Нусайба бинт Ка'б (ум. в 634 г.) (да будет доволен ею Аллах), которая приняла участие в битве при Ухуде, защищая жизнь Пророка (мир ему и благословение) или на  Аиша бинт Абу Бакр (р.а.), получившую звание «матери правоверных» за ум, нравственность и добросердечные качества? Познания Аишы были глубоки не только в религиозном, но в литературном, медицинском и историческом планах.

Может ли нынешнее стояние развития женщин быть связано с тем фактом, что прекрасной половине человечества на протяжении нескольких столетий отдавали лишь роль матери и жены, которой совсем не обязательно учиться и участвовать в социальной и культурной сферах жизни? Возможно ли допускать то, что сейчас идет пережиток старого порядка, который буквально век назад перестал существовать? Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Остерегайтесь глупых кормилиц, ибо с молоком они дают кое-что ещё».

 

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала 

          


Количество показов: 2235

Возврат к списку