Великие татарские женщины. От прошлого к современности. Часть 1

Великие татарские женщины. От прошлого к современности. Часть 1 20 Января 2020

Великие татарские женщины. От прошлого к современности. Часть 1

На сегодняшний день остро стоит вопрос о роли современной мусульманки в жизни общества.  Задача женщины состоит не только в продолжении рода, послушании мужу или поклонении. В ее права также входят: высказывание собственного мнения, когда даже сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовался с женами в вынесении некоторых решений, участие в общественных делах, ведение торговли и получение образования и др.

Габдрахманова Раиса Габдулловна, председатель Совета женщин-мусульманок регионального Духовного управления мусульман Республики Марий Эл и по совместимости магистр теологического факультета Казанского исламского университета, решила поделиться с нами своей магистерской работой на тему: «Роль женщин в распространении и укреплении ислама на территории среднего Поволжья», а также рассказать, в чем источник временной стагнации развитии мусульманок 20- 21 вв.

9kmAP6s23KU.jpg

Из замечательнейших мусульманок, принесших общественную пользу на пути Аллаха  для своей уммы, мы знаем нескольких женщин:  Хадиджу бинт Хувайлид, первой принявшей ислам, как пример верной жены и «бизнесвуман», Фатиму бинт Мухаммад, младшую дочь Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), Марьям бинт Имран (да будет доволен ей Аллах), мать Исы (да будет доволен ей Аллах). Почему же, вспоминая пример нравственных, умных мусульманок, тотчас всплывают ассоциации лишь с женщинами времен раннего ислама? Следы поздних мусульманок не были замечены или активных представительниц ислама  со времен Пророков не было вообще? Проживая на территории России, будучи духовно-развитой интеллигенцией, наша задача – знать прошлых и взращивать новое поколение достойных мусульманок, чьи имена увековечились бы в истории уммы.

На вопрос «Почему вы решили исследовать данную тему?» Раиса Габдрахманова ответила: «Всевышний дал целую суру, посвященную женщинам – почему бы их не исследовать?

В детстве мне посчастливилось познакомиться с одной женщиной, которая была абыстайкой в нашей деревне. Она была очень грамотной мусульманкой. Показывая мне шамаиль, она говорила, что там написан аят «Аль-Курси». Я удивлялась тому, какая она умная, наверно, это и являлось одной из основных ступеней, проложивших мой путь к данному исследованию. Я нашла ее родственников, оказалось, что она обучалась со своей сестрой в медресе Иж-Буби у Мухлисы Буби, как доказательство, тому имеются архивные материалы. Я нашла ее переписку с Буби, где она пишет сообщение «Мухлиса ханум, я прошу…» и так далее.

Так, одной из интереснейших фигур является общественный и религиозный деятель – Мухлиса Габдельгаллямовна Нигматуллина. Известна она тем, что стала первым казыем России среди женщин. В 1905 году открыла медресе «Иж-Бобья» для женщин-мусульманок. В учебном заведении преподавались основы ислама, языки и литература народов Востока, а также точные и гуманитарные науки. В 1920-х годах часто выступала со своими материалами по женским вопросам в газетах «Ульфат», «Ахбар», «Вакыт», журналах «Сююмбике» и «Ислам маджалласы». Позже Мухлиса-ханум открыла женскую учительскую семинарию «Даруль-мугаллимат». Через всю свою жизнь она пронесла идею равноправия мусульманок с мужчинами, оставаясь нравственной и духовно-обогащенной женщиной».

Напоминаем, что татарское общество после того, как было завоевано Великим Московским княжеством, было вынуждено самоизолироваться и татары превратились в деревенскую нацию. Им запрещалось жить в крупных городах, заниматься кузнечным делом и другими промыслами, что и привело к торможению духовного развитию татар среди уммы. Особенно в деревнях считали достаточным то, что молодежь умела писать и читать. Что касается женщин, то считалось, что для них вообще необязательно глубоко осваивать науки. Трудно обозначить черту, с какого момента татарские женщины приобщились к татарской науке и грамоте. В конце 19, в начале 20 века в связи с буржуазными революциями в русском обществе татарки переняли дух свободы. Так, начали открываться первые татарские школы для девочек, театры.

Шефика Исмаиловна Гаспринская (участница всех съездов мусульманок) – лидер крымскотатарского движения «Исполнительный комитет мусульманок Крыма», действовавшего в Крыму в начале двадцатого века. С дочерью известного Исмаила Гаспринского связано уникальное для ислама того времени такое явления, как женское мусульманское движение. Являлась заведующей редакцией первого в мусульманском мире женского журнала «Алем-и-нисван» («Женский мир»), то есть приложением к «Терджиману». «Женский мир» представлял собой специальный еженедельный научно-литературный журнал, который своей целью видел духовное развитие и образование женщин того времени. Журналом интересовались как в России, так и в Индии, Египте, Японии, Туркестане. Главным вопросом журнала стояла проблема получения хорошего достойного образования мусульманками.
Шафика Гаспринская говорила о необходимости оставить далеко в прошлом те обычаи, которые своим существованием являются зримым примером унижения чести и достоинства женщины. Также она ратовала за запрет выдачи замуж девочек, не достигших возраста 16 лет. Она желала открыть больницы, дошкольные учреждения, школы для девочек. Во многих вопросах Шафика-ханум  добилась успеха.

Фатиха Абдулвалиевна Аитова (18661942) — татарская меценатка и просветительница, основательница первой в Казани женской гимназии. активно поддерживала открытие новометодных школ.  В первый же год в гимназию были приняты 230 учениц. Был открыт пансионат для детей из малоимущих семей и приезжих. В гимназии Аитовой преподавались вероучение, точные и гуманитарные науки, гигиена и педагогика, чистописание русское и татарское, рисование и рукоделие. Занятия в гимназии велись на иностранных языках: арабском, немецком, английском, французском и персидском. 24 апреля 1917 года Фатиха Аитова приняла участие в первом Всероссийском съезде мусульманок, прошедшим в Казани. После Октябрьской революции гимназия и остальное имущество Фатихи Аитовой было национализировано советской властью. Гимназия была преобразована в татарскую школу второй ступени.

Сара Шакулова (1887-1964) — первая татарская женщина математик, выпускница Сорбонны, профессор. Родилась в городе Касимове Рязанской губернии. Принадлежала роду сеидов.

длодлдл.jpg

«В Сорбонне учились пять татарок, одна даже осталась преподавать в этом элитном французском университете. Как видим, в престижных европейских учебных заведениях татарок ценили, а в России к ним относились с недоверием. Особенно наглядно это видно на примере талантливого математика Сары Шакуловой. В 1913 году она получила диплом об окончании факультета точных наук Сорбонского университета, а по возвращении домой не смогла устроиться на работу. Девушка была уверена в своих способностях и решила сдать свыше 25 экзаменов по программе Московского университета. Через два года она получила диплом об окончании физико-математического факультета. Впрочем, столичные вузы неохотно раскрывали двери и перед русскими женщинами..» – из интервью кандидата исторических наук, заслуженного работника культуры РТ Тамины Ахметовны Биктимировой.

При её участии были организованы несколько профтехнических учебных заведений – сельскохозяйственные, педагогические, курсы по ремонту сельскохозяйственных машин и прочие. В 1925 г. женщина становится директором первой татарской школы им. Н. Нариманова в Москве. Одновременно с этим Сара-ханум писала учебники по математике для татарских школ. В начале 20 века идея о высших учебных заведений для женщин в России была недопустима.

Известная проповедница Рашида Исхакова повлияла на развитие ислама в республике Татарстан и в стране в целом. Многие жители Татарстана называют ее той, кто поставила сотни женщин на намаз. Рашида абыстай являлась матерью экс-муфтию республики – Гусману Исхакову .Она была автором нескольких книг: сборники вагазов, аятов Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), книги «Пища для души», («Жан азыгы»), «Порядок чтения намаза» («Намаз уку тәртибе»), «Жемчужины Корана» («Коръән җәүһәрләре»). Несмотря на угрозы со стороны НКВД и невзгоды, Рашида абыстай всю жизнь посвятила распространению Ислама. Ее целью было служение Аллаху.

 

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала


Количество показов: 3273

Возврат к списку