Пересадка органов: взгляд Ислама

Пересадка органов: взгляд Ислама 19 Ноября 2019

Пересадка органов: взгляд Ислама

В современном мусульманском обществе существуют различные вопросы, в решении которых мнения ученых расходятся, например, вопросы касательно современной медицины. Многие мусульмане относятся скептически к некоторым методам лечения. Одним из таких методов является трансплантация органов, крови, пересадка кожи и искусственные трансплантаты

Данная медицинская процедура вызывает споры  среди верующих людей, однако имеются определенные постановления, при которых трансплантация имеет место быть.   


Амир Садыков, студент – донор крови.

– Изначально, когда в университете был объявлен набор добровольцев на донорство крови, у многих были сомнения. Некоторые считали, что это может быть запрещено шариатом, потому что кровь считается наджасой ((араб. نجاسة — нечистота, скверна, осквернение) — в исламском праве нечистые вещества, к которым запрещено прикасаться без необходимости) и можно ли ее применять другим людям. Но я знал, что при необходимости эта кровь меняет свой хукм ((араб. حُكْم — мудрость, решение) — исламский термин, в основе которого лежит представление о мудрости и авторитетном указании), и донорство разрешается. Был другой вопрос: что делать с денежным вознаграждением, которое выдается за сдачу крови? На себя их тратить нельзя. Исключением являются затраты на продукты или медикаменты, которые помогут организму восстановиться после потери крови. Я считаю, что если есть возможность помочь, то нужно помогать. Моя группа крови считается редкой, в банках крови ее мало, и если будет необходимо еще сдавать кровь, я сдам.

– Вы бы отдали свой орган, если это было бы необходимо и при условии, что это не навредит вашей жизни?

– Если бы человеку необходимо было бы отдать свой орган, то я бы, наверное, отдал, при условии, что есть крайняя необходимость и гарантия, что это спасет кого-то.

– Стали бы вы человеком, который, после смерти, завещал свои органы на пересадку нуждающимся в органах?

– Если это действительно поможет тем, кому необходимо, то да. Мне в земле эти органы незачем.

О положении донорства в исламе нам рассказал специалист по современному исламскому праву Муратов Мухаммед Хазрат.

Мы живем в 21 веке, и существует такое понятие как современное исламское право, которое рассматривает новые явления, вопросы, возникающие в наше время. Со времён классического исламского права изменились многие понятия, возникла новая терминология, новые  явления, которые вообще не имели аналогии. Одним из таких понятий является вопрос современной медицины. Постоянно происходят какие-то новые открытия, продолжаются исследования, появляются услуги для людей. Медицина далеко продвинулась. Об этом даже есть хадисы, сообщающие о том, что медицина будет развиваться, и в будущем настанет время, когда будут найдены лекарства от всех болезней, кроме старости и смерти.

В одном хадисе Пророк Мухаммад (мин ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах не создал ни одной болезни, от которой не создал лекарства». Это означает, что если есть болезнь, то есть и лекарство, главное, чтобы человек не терял надежды найти лечение и лекарство от этой болезни.

Трансплантация органов – это новая методика лечения болезней. На сегодня это имеет большое значение, потому что, как показывает практика, решением многих проблем связанных со спасение жизни человека является пересадка органов. В большинстве случаях нет альтернативы этому методу. Например, существует такая распространенная болезнь почек – диализ. Согласно статистике, при диализе шанс на выживание – 35%, а при трансплантации почки – свыше 90-%. Поэтому, с точки зрения шариата, пересадка органов одобряется, более того, считается полезным, благим делом, нацеленное на спасение жизни другого человека.

Что по поводу пластических операций. Бывают случаи, когда человек поступает с каким-то большим дефектом (ожоги, ранения, даже врожденный). Тогда необходима трансплантация кожи, то есть пластическая операция с целью устранения уродств. К разрешенной пластике также относится смена роговицы глаз, в целях восстановления зрения.

Но нужно помнить, что есть определенные условия, при которых допускается трансплантация органов:

  1. Разрешается пересадка как от живого, так и от умершего человека. Во-первых, важно, чтобы были опытные специалисты, которые могут вынести решение, что трансплантация органов является единственным способом для выздоровления больного. Есть определенный список органов, которые можно пересаживать с живого человека. В основном, это парные органы. У живого человека нельзя трансплантировать органы, которые необходимы самому донору для поддержания жизнедеятельности. Здесь действует правило «вред не устранить подобным вредом или большим вредом». Спасая чью-то жизнь никто не имеет права забирать жизнь донора. Это касается также и здоровья донора. Например, человек не может отдать обе роговицы глаз, так как сам лишится зрения.
  2. Врачи должны быть уверены в том, что пересадка органов действительно является благим делом и принесет пользу.
  3. Донор, перед смертью должен оставить завещание, в котором он дает разрешение на пересадку его органов после смерти. Не должно быть никакой коммерции. Запрещено продавать органы. Исходя из того, что все тело человека, его жизнь и органы принадлежат Аллаху, а для человека является аманатом. Человек не может продавать то, что ему не принадлежит. Коммерция строго запрещена в исламе.
  4. Донор должен быть признан мертвым, точки зрения как медицины, так и религии. Например, человек может находиться в коме, на аппаратах жизнеобеспечения, у него произошла смерть коры головного мозга. Врачи считают, что в таком случае невозможно вернуть человека к жизни, но с точки зрения шариата такой человек еще считается живым. С такого человека категорически нельзя брать органы.
  5. Смерть должна быть зафиксирована следующими врачами: кардиолог, нейролог, анастезиолог и реаниматор. Кроме того, врачи, которые будут заниматься изъятием и транспортировкой органов не должны быть из числа свидетелей смерти донора (свидетелями считаются те врачи, которые фиксировали смерть), чтобы не было заинтересованности.

– Вы бы отдали свой орган, если это было бы необходимо и при условии, что это не навредит вашей жизни?

– Да, если бы это было необходимо. В спасении жизни допускаются любые средства.

Что касается вознаграждения за донорство. Этот вопрос спорный, среди ученых существуют разногласия. Можно ли принимать благодарность (подарок) от человека, которому спасли жизнь. В данном случае все зависит от намерения. Передача органов считается как садака (добровольная милостыня), а при получении за это награды, может считаться продажей.

Существует правило необходимости, в котором в крайних случаях разрешается даже запретное. Здесь идет речь о реализации 5 стратегических целях шариата: сохранение религии, жизни, разума, сохранение чести и здорового потомства, сохранение имущества. Когда речь идет о сохранении жизни, необходимость разрешает запретное. Поэтому, если человеку необходимо «доплатить», чтобы получить необходимый ему орган, то это не будет считаться грехом, при условии, что без этого он погибнет, а также, что это действие не навредит никому.

Сура «Трапеза» 32 аят: «Кто сохранит душу одному человеку, тот, словно всех людей убережет от смерти…»

Что касается людей, которые считают, что донорство и трансплантация органов является вмешательством в предопределение Всевышнего, и что это грех, то можно привести такой хадис: «К Пророку Мухаммаду (мин ему и благословение Аллаха) пришел бедуин и начал жаловаться: «Я уповал на Аллаха, а мой верблюд убежал», тогда пророк спросил у него: «А ты привязал верблюда?», бедуин ответил: «Нет», на что Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сначала привяжи верблюда, а потом уповай на Аллаха». Нужно помнить, что люди должны сделать все возможное для желаемого и только потом уповать на Всевышнего. К сожалению некоторые мусульмане не правильно понимают определение «Тауакуль» - упование на Аллаха.

Существуют, также, искусственные трансплантаты, их халяльность (дозволенность) не подвержена сомнениям. Естественно, при условии их необходимости. Своеобразной, первой пластической операцией в истории мусульман можно назвать случай, когда один из сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)  в сражении потерял переносицу, Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  сказал ему поставить пластину, чтобы орган мог нормально функционировать.

Зайнидинов Акмал Бахридинович – врач хирург ГАУЗ ПЦРБ, будучи мусульманином, рассказал о своем отношении к трансплантации органов.

Чаще всего приходится делать переливание крови. Когда сильно падают показатели гемоглобина, необходимо переливание. В таком случае проводятся все необходимые проверки: соответствие по группе крови, на свертываемость, совместимость. Вторая по частоте пересадок – это кожа. При большем дефекте рана не может самостоятельно регенерироваться, поэтому проводится операция на пересадку. В основном берется кожа с ягодичной, бедренной и спинной областей самого пациента. Были случаи, когда пациенты исходя из своих религиозных взглядов отказывались от пересадки или переливания крови, но это были не мусульмане.

В России операции на пересадки органов не очень развиты, так как крайне мало доноров, и многие пациенты умирают, не дождавшись очереди. Я считаю, что пересадка допускается, если это необходимо для спасения жизни. Бывает такое, что дети рождаются с дефектом, с одной стороны их такими создал Всевышний, с другой стороны, бывают такие дефекты, например, «Заячья губа», такой диагноз может усложнить человеку жизнь, а при осложнениях может привести к летальному исходу.

Я лично не занимаюсь пересадкой органов и не хочу этим заниматься. Пластика, пересадки, это все сомнительно, вопросов по этой теме много, ответственность большая, и не только в этом мире.

– Вы бы отдали свой орган, если это было бы необходимо и при условии, что это не навредит вашей жизни?

– Смотря кому, если близкому человеку, то отдал бы.

Несмотря на то, что данный вопрос все еще является спорным, большинство мусульман и религиозных деятелей смело отправились бы под нож ради спасения жизни другого человека.

Вывод: как и многие другие вопросы в шариате, трансплантация имеет двоякое значение, в основном, решение зависит от степени необходимости в данном методе и намерении донора и реципиента. Также, обязательным является взвешивание пользы и вреда. Вред должен быть устранен, но он не может быть устранен другим вредом.

 

Наргиза Амруллаева

Специально для исламского портала



Количество показов: 88

Возврат к списку