Искусственное оплодотворение: халяль или харам?

Искусственное оплодотворение: халяль или харам? 15 Октября 2019

Искусственное оплодотворение: халяль или харам?

Преподаватель КИУ Нияз хазрат Сабиров рассказал корреспонденту сайта «Исламский портал» о том, как религия ислам относится к искусственному оплодотворению. Он также поделился тем, какие условия для этого существуют, и что делать при бесплодии

– Жизнь в этом мире является испытанием для каждого из нас. Всевышний Аллах является Знающим, Мудрым, Всемилостивым и Могущественным Создателем. Через различные испытания Аллах даёт возможность человеку познать свою слабость и ничтожность. В Благородном Куръане сказано: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах - Богатый, Достохвальный» (35:15).

    Одним из испытаний является бесплодие.

    Когда семья встречается с таким испытанием, в первую очередь супругам очень важно проявить терпение и искреннее упование на Аллаха. Нужно помнить, что некоторые ситуации, которые нам на первый взгляд кажутся бедой, могут быть для нас благом в этой и последующей жизни. Всевышний Аллах сказал: «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (2:216).

    Некоторые пророки долгое время не имели детей, однако не теряли искренней веры в безграничную милость Всевышнего и проявляли большое усердие на Его пути. В результате Аллах одарил их детьми. Например, история о пророках Ибрахиме и Закарии (мир им).

    Что касается искусственного оплодотворения или ЭКО, то оно дозволено шариатом при соблюдении определённых условий, которые прописаны в фетвах исламских богословов.

ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) – это процесс оплодотворения, который происходит вне женского организма. Лишь потом зародыш вводится в тело матери.

С точки зрения Шариата все учёные единодушны во мнении, что в целом искусственное оплодотворение не противоречит канонам ислама – разумеется, при соблюдении некоторых условий:

1. Это должны быть семена мужа и яйцеклетка супруги

Никакие чужие, донорские, биологические материалы не допускаются. Поэтому в исламе запрещено пользоваться «банком спермы» и сдавать туда свой биологический материал. Такое приравнивается к категории зина – прелюбодеянию, а также грозит потерей родословной ребёнка. Каждый мусульманин должен знать свой род и поддерживать родственные связи.

2. Оплодотворённая клетка должна вводиться только законной жене, а не чужой женщине

Таким образом, суррогатное материнство также запрещено в исламе. Причина кроется в том, что формирующийся в утробе плод наследует часть качеств от той женщины, что его вынашивает. Обоснование данного запрета имеется и в коранических аятах:

«О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении, то ведь Мы сотворили вас из земли, потом – из капли, потом – из сгустка крови, потом – из разжёванного кусочка, сформировавшегося или не сформировавшегося. Так Мы разъясняем вам истину. Мы помещаем в утробах то, что желаем, до назначенного срока. Потом Мы выводим вас младенцами, чтобы вы могли достигнуть зрелого возраста…» (22:5)

«Он создал вас из одного человека. Он сотворил из него жену и ниспослал для вас из скотины восемь животных парами. Он создаёт вас в утробах ваших матерей: одно творение появляется вслед за другим в трёх мраках. Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть. Нет божества, кроме Него. До чего же вы отвращены от истины!» (39:6)

Однако прибегать к искусственному оплодотворению супруги могут только после получения соответствующих медицинских показаний. Это альтернативный, но в то же время крайний способ в попытке зародить новую жизнь. Исламские богословы ссылаются на хадисы, в которых говорится о том, что Всевышний не создал болезни, от которой нет лекарства для исцеления.

 

Эльвира Маликова

Исламский портал

 

 


Количество показов: 254

Возврат к списку