Об исламе - детям: сочиняем стихи
Об исламе - детям: сочиняем стихи
Как привить ребенку интерес к исламу? Думаю, этим вопросом задается каждый воспитывающий детей мусульманин. Важность обучения основам религии подрастающего поколения несомненна. Существует немало методик, которые рекомендуют педагоги и советуют родители с большим опытом в духовном развитии детей. Поделюсь с Вами одним из действенных способов, на мой взгляд. Попробуйте сочинять вместе с ребенком стихи об исламе.
Почему именно стихи? Во-первых, дети любят рифмовать слова. Вспомните забавные детские считалочки и стишки. Этот процесс доставляет им удовольствие и радость. Во-вторых, именно игра, в контексте которой происходит стихосложение, создает благоприятную атмосферу для лучшего усвоения ребенком новых знаний. В-третьих – бонусом - ребенок «прокачивает» воображение, творческое мышление, ораторское мастерство, учится уверенно держаться на публике, пусть даже в качестве зрителя будет только мама.
Заранее приготовьте карточки со словами, которые рифмуются между собой. Для этого выпишите на листочке основные понятия: «ислам», «Аллах», «Бог», «религия», «Коран», «имам», «иман», «мулла», «намаз», «Рамадан», «пророк», «пост», «рай», «ад», «закят», «хадж» и т.д. Далее найдите рифмы на них. Если сложно вспомнить самостоятельно, то обратитесь к многочисленным сайтам в интернете, просто набрав в поисковой строке комбинацию «рифма онлайн». Например: ислам – имам; Аллах – мирах, весах, небесах; Коран – тюрбан; мулла – дела; Рамадан – Коран – буран – диван; пророк – рок – рывок – стишок; рай – читай – играй – знай – урожай. Не ограничивайтесь одним словом, предоставьте несколько вариантов. Это могут быть не только существительные, но и глаголы, прилагательные – любые части речи. Не обязательно, чтобы рифма была точной. Ваша задача – предложить как можно больше понятий для «полета» фантазии. Оформите карточки красочно и разложите перед маленьким поэтом рубашкой вверх. Пусть он выберет наугад любую, перевернет и прочитает. Теперь Ваша очередь выбрать свою. После можно раскрыть все карточки, чтобы все версии были перед глазами.
Итак, Ваш сын или дочь определились. В руках две карточки. Например, на них написано: «Коран» и «тюрбан». Начните творческий процесс с коротких двустиший (две строки). Они должны быть просты и понятны. Первыми продекларируйте с выражением: «Я люблю читать Коран, / Я хочу носить тюрбан!». Не стоит пытаться сразу вложить в поэтические строки глубокий смысл – детям проще через элементарные фразы познавать новый материал. Попробуйте сначала развить сам навык «рифмоплетства». Когда станет получаться – можно и смысл добавить. Если Ваше чадо испытывает трудности со вступлением, помогите: «Я дарю тебе Коран…». Если ему сложно придумать следующую строку, закончите за него: «Укрепляй скорей иман!».
Обязательно объясняйте значения тех или иных слов. Постепенно с двустиший можно перейти на четверостишия и далее увеличивать количество строк. Однако в этом случае необходимо внимательнее следить за логикой, чтобы стихотворение не превратилось в бессмысленный набор фраз. Каким образом научить ребенка вплетать истории в поэтическую вязь? Например, Вы хотите продолжить двустишие «Я дарю тебе Коран, / Укрепляй скорей иман!». Предложите выбрать дополнительные рифмы к карточке «Коран», либо два любых слова, рифмующихся между собой. Пусть будет «Аллах» и «весах». Задайте вопрос: «Как ты думаешь, как связаны между собой эти слова?», предварительно объяснив их значение. Поразмышляйте вместе: в Судный день все деяния человека будут взвешивать на особых Весах («В День воскресения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо», сура «Пророки», аят 47). Что мы может сделать сейчас, чтобы чаша Весов с добрыми делами перевесила? Ответ: укреплять иман. «Собираем» воедино стихотворение:
Я дарю тебе Коран,
Укрепляй скорей иман!
Чтобы в Судный день Аллах
Видел благо на Весах!
Еще пример: Вы выбрали слова «намаз» и «дуа». К ним подобрали уже нейтральные по смыслу рифмы, т.е. не связанные с исламской тематикой – «час», «семья». Что общего между словами «час» и «намаз»? Очевидно, точное время, в которое должен совершаться намаз:
В предрассветный тихий час
Встану утром на намаз.
Далее, за родных людей мусульмане читают дуа. Когда предпочтительнее это делать? Утром. Соответственно, продолжаем стихотворение:
За родных прочту дуа,
Будет счастлива семья!
Важный момент: ритм стихотворения. Соблюдайте размер - чередование ударных и безударных слогов. Слог, стопа, строка, строфа… не будем вдаваться в теоретические подробности, раскрывать значение терминов. Главное, запомните: чтобы стихотворение «звучало», необходимо выдержать единый ритм в строке. Ритмически строки в четверостишии должны быть идентичны. Да, они могут чередоваться, например, первая с третьей, а вторая с четвертой. Но ребенку проще придерживаться одного темпа во всех строках. Вам достаточно будет обозначить размер хлопками или постукиванием по столу. Попробуйте «постучать» на ударные слоги:
Я́ дарю́ тебе́ Кора́н, /-/-/-/ (где «/» - ударный слог, «-» - безударный слог)
Укрепля́й скоре́й има́н! --/-/-/
Что́бы в Су́дный де́нь Алла́х /-/-/-/
Ви́дел бла́го на́ Веса́х! /-/-/-/
Как видите, это довольно просто. Помня о ритме, рифме, смысле, Вы сможете свободно складывать стихи.
Обязательно поощряйте юного стихотворца: комплиментами, аплодисментами, призами. Запишите его творческие результаты на бумагу и повесьте в рамочку или заведите особую тетрадь его поэтических достижений. Таким образом, Ваш ребенок изучит основы ислама легко и играючи, реализуя при этом творческий потенциал. Приведу несколько вариантов двустиший и четверостиший, которые можно использовать в стихотворной игре:
1. Изучай, малыш, ислам,
Будешь умный, как имам!
2. Знает все про всех Аллах:
На земле и небесах!
3. Мне не страшен гром, буран:
Я читаю свой Коран!
4. Сочиню простой стишок,
Как молился наш пророк.
5. Совершу большой рывок:
Изучу, как жил пророк.
6. Как безбрежный океан
Полон знаний наш Коран.
Мчит по строчкам, по волнам
К раю нас с тобой ислам.
7. Ты Коран всегда читай -
Ждет тебя на небе рай.
И благое совершай -
Никогда не забывай!
8. Каждый год ждем Рамадан!
Пусть приходит в гости к нам!
Знает мама, папа, брат –
Это месяц всех наград!
9. У меня духовный рост:
Соблюдаю с мамой пост.
Выучил один аят -
Папа будет очень рад!
10. Есть на свете Бог один,
Для меня он Господин.
Самый мудрый, добрый Он,
Что Аллах сказал – закон.
Эльнара Мир, специально для Исламского портала
Количество показов: 8329