Рабиа Кристина Бродбек: Модернизм лишил человека самых ценных ритуалов и связей

Рабиа Кристина Бродбек: Модернизм лишил человека самых ценных ритуалов и связей 17 Августа 2010

Рабиа Кристина Бродбек: Модернизм лишил человека самых ценных ритуалов и связей

C пистательницей Рабиа Кристиной Бродбек, которая в 12 лет занималась балетом, потом обучалась танцам в Лондоне, а в 1987 г. стала мусульманкой, журналист Haberkultur Синай Авшар поговорили о поисках истины и тасаввуфе.

Вы не расскажите, как вы познакомились с исламом?


В Нью-Йорке вместе с друзьями мы однажды посетили собрание суфиев. Там читали Коран и совершали ритуал сама. Естественно, я ничего не поняла из того, что читали, но само чтение Корана и сама произвели на меня сильное впечатление. Внимая сама, я поняла – то, что я на протяжении всей своей жизни искала в танце, то, чего жаждала моя душа, всё это здесь. Я отчетливо поняла, что мои занятия балетом и танцами были лишь поиском. Эти поиски стали обрели ясность и смысл с сама. В своей сути, всем этим я искала Аллаха. Я почувствовала и это. До этого дня моя душа страдала, она настойчиво пыталась найти истину… А когда я нашла эту истину, я была восхищена исламом и влюбилась в него.

Хазрат Мауляна говорит: «Есть много дорог, доставляющих к Аллаху. Я выбрал любовь», а когда у него спросили о любви, ответил: «Стань мною и узнай». Какая из дорог привела Вас к истине и что представляет из себя в связи с этим дорога любви?

Мы можем узнать это, только достигнув его степени. Мы можем только сказать, что все дороги в своей сути, дороги Любви, а самая прямая и самая прекрасная дорога также дорога любви. Наш Пророк (с.а.в.) в этом отношении являет для нас самый лучший пример. Он человек, который лучше всех служил Аллаху. Халифы, аулия и сахабы также жили истинной Любовью. Тасаввуф поминает эти имена с Любовью. Во времена нашего Пророка (с.а.в.) этих имен не было. Почему? Потому что в те времена люди жили истиной. В наше же время есть название Истины, а самой ее нет. Что есть любовь? Истина. Подобно тому, как Пророк (с.а.в.) был живым Кораном. Что это значит? Он в истинном смысле переживал аяты Корана. Это подразумевается в словах «стань». По моему, «быть влюбленным», не значит говорить о своей любви к Корану, нашему Пророку (с.а.в.). «Быть влюбленным» - значит в истинном смысле быть рабом Аллаха, достичь степени убудийа – «служения». По-моему, любовь значит это… Наш Пророк (с.а.в.) говорил «О моя община, моя община» и жил на земле только ради этого. Он жил ради этих истин. Да дарует и нам Аллах честь жить в свете этой истины. Иншалла.

В одной своей книге вы пишите: «Когда любовь и знание объединяются, религия торжествует. Знать Аллаха – это самый великий праздник. Поэтому религия – это воодушевление в чистом виде». Вы не поведаете, что это за воодушевление?

Я могу так разъяснить, что это за воодушевление. В первую очередь, что есть Аллах? Что есть человек? Мы должны задать самим себе эти вопросы. Вопросы задаются для того, что получить ответ. Вопросы – это дороги, ведущие нас к ответу. В своей сути, человек существует своими вопросами. И мы существуем своими вопросами. Я считаю, что самое великое воодушевление – это знать и познать Аллаха. Я думаю, это и есть истинная любовь. Воодушевление можно разъяснить и следующим образом. Человек может летать с помощью двух крыльев. Я имею в виду здесь два смысла - тело и душу. Да, Господь даровал нам два крыла, чтобы мы могли летать. Также мы не можем летать только имея «знания» или только «любовь». Но если они вместе, то мы можем полетать. Служение-Поклонение, Знание-Любовь, Знание-Размышление… Если мы воплощаем всё это в жизнь, то можем летать на крыльях любви. В любви мы также должны стремиться достичь совершенства. В одном аяте Всевышний Аллах говорит о человеке: «Глаза, которыми Я вижу, язык, которым Я говорю». Когда мы поймем эти истины, то сможем стать Его глазами, Его языком. Тогда мы приблизимся к Нему, станем влюбленными в Него, подобно Баязиду Бистами. В человеке есть две вещи. Одно – наша нищета (факр), другое – наша немощь. Одним словом, знание о нашей нуждаемости и нашем духовном голоде становится дорогой, ведущей нас к Любви. 

Если мы обратимся к теме модернизма и женщины. Вы говорите, что с модернизацией женщина оставляет свою суть и теряет чувство причастности. 

Это можно назвать потерей человеком своей сути. Модернизм разорвал мосты к нашей истинной сущности, он также лишил нас священного. В отношении женщин это проявляется особо отчетливо, это, как вирус, распространилось по всему миру. Семейные узы почитались с самой древности. Они были искренними и глубокими. В наше же время больше господствует индивидуализм и бесчувственность. Такие понятия, как «единство», «любовь», «взаимопомощь» и т.п. исчезли. Модернизм лишил человека самых ценных ритуалов и связей. Если же обратимся к истокам, то можно утверждать, что мы потеряли чувство «верности», начинающееся в семье, привязанности между ребенком и матерью. Наши чувства лишились естественности. Если мы возьмем чувство тоски, то мы уже ни о чем не тоскуем.
Вместе с урбанизацией мы отдалились от природы. Мы даже не скучаем по ней и не нуждаемся в ней. Это очень опасное состояние! Мы бесчувственны к традициям. Модернизм лишил человека самых ценных ритуалов и связей. Если же говорить о женщине, то она – чувствительное создание, поэтому и модернизм оказал на нее большее влияние. Почему женщину чаще используют? Потому что она сотворена с именем Аллаха Джамаль (Красота). Да, она сотворена красивой, и ее красоту модернизм использует как предмет торговли, потребления. Природа человека жаждет самого красивого. Эта склонность к прекрасному до сегодняшнего дня используется только в ошибочном направлении. В Коране говорится, что женщина может и быстро достичь духовного развития, и легко сбиться с пути по причине своей чувствительности. И по мере своей чувствительности она должна и охранять себя. Как жаль, что мужчины покупают эту чувствительность. Хиджаб же самым лучшим образом защищает женщину – и физически, и духовно.
Что делает модернизм? Как любую другую вещь, он покупает и женщину. В итоге женщины стали рабынями этой системы. Если на первый план выдвигаются животные чувства, женщины стали для мужчин товаром, предметом потребления. Восприятие женщины только в качестве сексуального объекта противоречит истинной сути женщины. Модернизм же сильнее давит на женщину, использует ее сексуальную привлекательность, привлекая для этого все возможные средства. В качестве примера можно привести рекламу, потребляющую женщину и ее сексуальность. 

В одной из своих книг вы говорите, что Запад и Восток по-разному видят и форму, и содержание. В чем, по-вашему, причина этого явного отличия между Западом и Востоком?

Восток потерял мысль и анализ. И у нас, и на Западе на первом плане больше логика, анализ, технические знания и т.п. И это называется эпохой просвещения. По-моему, это лучше назвать «невежественной эпохой просвещения». В чем причина этого? Человек может обрести знания только в той степени, в какой знает себя. Это «истинные знания». А кто знает себя, тот знает своего Господа. Это же позволяет нам познать всю Вселенную. Если мы взглянем на отношения между людьми, то увидим много негативного. В обеих культурах уже не могут постичь формы и содержания. На Западе понятия «смирение», «щедрость», «самопожертвование» деградировали. В своей сути, на Востоке положение не лучше. На Востоке к тому же совершенно не размышляют об этих негативных явлениях. Это меня сильно огорчает. По-человечески я могу сказать: мгновенья, воодушевляющие меня больше всего, самое счастливые часы – это время, когда я «открываю горизонты познания». Ведь познание придает смысл жизни, привносит в жизнь духовность, утончает наши чувства. «Размышлять» для меня прежде всего, но я не могу разделить свои размышления с людьми, потому что мало кто из них размышляет. 

Размышления (тафаккур) – важная интеллектуальная работа, можно ли остаться в стороне от этого?

Да, размышления (тафаккур) является основой ислама. Всё можно постичь размышлением. Многие аяты Корана поощряют это. Каким был самый первый аят? «Икра» - «Читай». Мы можем стать самими собой, только найдя ответы на свои вопросы. Кажется, что человек имеет замечательные способности к размышлениям. Я же чувствую постоянный голод в этом отношении. В моей жизни не было такой точки, чтобы я сказала себе: «Хватит». Я возношу дуа, потом прошу еще. Мой голод похож вот на что: люди совершают умру, но потом им хочется совершить еще и еще. Они в этом отношении не могут насытиться. Духовное наслаждение не кончается, а только увеличивается. Эта моя потребность возрастает не прямолинейно, а расширяется и развивается.
Как я вижу, у людей, как правило, больше проблем. В их чувствах господствует пустота. А где есть проблема, там есть «голод». Это основной принцип. Мы не можем разрешить все свои проблемы, но мы можем найти ответы на свои вопросы. А именно: отчего возникли эти проблемы? Почему? К сожалению, модернизм приучает человека не задаваться такими вопросами. И на Западе, и на Востоке существуют сходные проблемы. И самая большая из них – мы потеряли способность размышлять, потеряли себя. Пока мы не воплотим в жизнь важный хадис Посланника Аллаха (с.а.в.) «Кто познал себя, тот познал Господа», мы не сможем разрешить проблемы современного мира. 

Сейчас наследие Джалаледдина Руми вызывает интерес самых разных слоев. В одном журнале я прочитал, что некоторые западные деятели искусства, вдохновленные творчеством Мауляны, пишут даже песни. По-вашему, это Запад ищет новые продукты потребления или же это истинное направление?

Действительно, Запад быстро меняется, сотни людей становятся мусульманами, интересуются исламом. Особенно после 11 сентября можно видеть явный интерес. Естественно, когда исламом интересуются популярные люди, это вызывает еще больший интерес. Некоторые из них становятся причиной дальнейших поисков.

Можно ли это назвать голодом? И откуда этот голод?

На Западе духовный голод достиг крайних пределов. Поэтому люди Запада чувствуют интерес ко всему, что хоть сколько-то успокаивает их. К сожалению, на Западе все становится предметом потребления. Насколько я могу видеть, так как смысл и воплощение религии в обществе выхолощены, людей уже не удовлетворяет их понимание религии. Поэтому и возникают различные направления. Но люди потеряли искренность.

А можете ли вы привести пример этому?

Конечно. Моя бабушка все время делала пожертвования для церкви, давала деньги. Почему? А чтобы получить билет в рай. Одним словом, здесь присутствуют ограниченный взгляд на вещи и корыстный интерес. К сожалению, и среди мусульман есть такой подход. В мире модернизма это широко распространено. Люди уже не могут жить только ради Аллаха. Сутью поклонения являются любовь, единение и помощь. А есть ли это в современном мире? Истинная любовь умерла в сердцах, понимание ее исчезло.
Но я надеюсь, что произойдут изменения, открывающие дорогу к Истине. Мы должны каждый держать открытыми горизонты своего познания.

Рабиа ханум, я благодарю вас за содержательную беседу и желаю успехов в ваших делах.

Я тоже благодарю Вас, мне тоже было очень приятно. Иншаллах, увидимся снова.

Синай Авшар

Источник: Haberkultur.net



Количество показов: 3295

Возврат к списку