В здоровом теле женщины – здоровье народа
В здоровом теле женщины – здоровье народа
Бесспорной является мысль о том, что для здоровья населения решающее значение имеет положение женщины в обществе. Еще древние греки утверждали, что «В здоровом теле женщины – здоровье народа».
Женщина в обществе выполняет социально важную материнскую функцию. Государства и общества, которые создают наилучшие условия для реализации этой функции женщин, имеют более здоровое население по сравнению с теми, кто обременяет женщин тяжелым и вредным для ее организма трудом в общественном производстве.
Так, в бывшем СССР, где так громко говорили о равноправии женщин и мужчин, 92% женщин работали и учились. В народном хозяйстве более половины (51%) рабочих мест принадлежало женщинам. Из них почти половина была занята тяжелым или слабо механизированным трудом в таких отраслях, как сельское хозяйство, животноводство, а также на подсобных работах в промышленных предприятиях, строительстве, на транспорте, химических производствах. Женщины работали и грузчиками, и путеукладчиками, и малярами и т.д.
Значительная часть работающих женщин подвергалась воздействию вредных для здоровья физических, химических и других производственных факторов. Такое положение не могла не сказаться на состоянии здоровья работающих женщин и их детей, что привело к обострению проблемы воспроизводства населения. В итоге, в начале 90-х годов число умерших в нашей стране уже превысило количество родившихся.
Похожая проблема налицо и в экономически развитых странах, где растрачивают силы и потенциал женщин на производство и существуют во многом за счет женщин. Для женщин, активно вовлеченных в общественное производство, невозможность продуктивно заниматься домашним хозяйством является одной из причин снижения числа детей в европейской семье до уровня малодетности, а также периодов длительной, намеренно создаваемой супругами, бездетности.
В связи с этим, для решения проблемы укрепления здоровья и воспроизводства населения представляет интерес исторический опыт мусульманских народов. В исламе признаются биологические различия полов и поэтому добывание средств к существованию возложено полностью на мужчину, а функцией жены является ведение домашнего хозяйства и воспитания детей. Женщина вовсе не обязана работать вне дома.
Татарский народ придерживался этой исламской традиции, и это имело большое значение для охраны материнства и детства. В.А. – Сбоева пишет: «Посудите сами: русские крестьянки как бы богаты они не были, разделяют все труды мужей своих: пашут, жнут вместе с ними, косят сено, убирают его, молотят хлеб, возят дрова и прочее.
Между тем и беднейшая из татарок слегка участвует только в жнитве хлеба, гребле сена, а за тем занятия их ограничиваются только мелочным хозяйством и пряжею, да тканием пряжи. А.А. Сухарев справедливо отмечает полноправное и высокое положение татарской женщины в обществе: «Из трех народностей, встречавшихся мне в Казанском уезде: русские, черемис и татар, их женский пол по отношению к крестьянскому хозяйству и труду, можно распределить так. Первое место занимает черемиска, за ней русская женщина и последняя будет татарка.
Положение женщины у татар, по Корану, до некоторой степени представляется полноправным. Она должна мужу только верностью и повиновением и это последнее в пределах разумных требований; если же она бдит и смотрит за хозяйством мужа, то это лишь по доброй воле и по любви к мужу». «Положение ее лучше, чем у русской бабы. Встает после родов у бедных, малосемейных на 6 дней, у богатых на 20».
Результатом разрушения основ семейного уклада татарского народа за годы советской власти являлось возникновением детской и подростковой преступности, потому что у работающих матерей не оставалось времени и возможности для полноценного воспитания детей. Кроме того, участие женщины в добывании средств к существованию ослабляло мотивацию к труду у мужей и стало в какой то степени причиной иждивенчества и пьянства среди них.
Отрадно, что сейчас в нашей стране растет понимание ошибочности прежней политики по отношению к женщине и необходимости ее кардинального изменения. И. Бестужев-Лада отмечает: «Исторический опыт показывает, что самый эффективный способ «ненасильственного» снижения рождаемости – это хорошая профессиональная подготовка девушек и массовое вовлечение молодых женщин в общественное производство в качестве квалифицированных специалистов». Академик РАМН, профессор Н.Х. Амиров, профессор А.Х. Яруллин в монографии «Факторы производства и репродуктивно-демографический процесс» пишут: «Стремлению государства и общества к тому, как эффективнее вписать женщину в производственный процесс, заставить ее в любых условиях сочетать труд и материнство, необходимо противопоставить коренной пересмотр отношения общества к труду женщины и к самой работающей женщине».
Для этого, прежде всего необходимо повысить в обществе престиж женщины-матери, женщины-воспитательнице детей, признать значимость для общества нелегкого воспитательного труда. К сожалению, советская пропаганда долгие годы рекламировала образ женщины-труженицы, передовика строительства коммунизма. Такая практика не только не оставляла времени у женщин для полноценной семейной жизни, а порой формировала женщину-карьеристку, не останавливающуюся ради власти и материальных благ даже перед супружеской изменой, что приводило к разводам.
По шариату главенство в семье принадлежит мужу, жена может добиться развода только по суду и лишь в двух случаях: в случае бессилия или тяжкой болезни мужа. Татарский народ придерживался этого предписания, что способствовало укреплению супружеской гармонии в семье и почти полному отсутствию разводов среди татар. П. Знаменский пишет: «…когда татарское семейство куда-нибудь идет или гуляет, мужчина тоже всегда впереди, а сзади его семенит его жена, окруженная своими татарчатами, не смея с ним поравняться, а тем более обогнать его». «Все ее помышления сосредотачиваются на том, чтобы удержать за собой его любовь, на украшении себя белилами, румянами, нарядами, на удовлетворении его чувственных инстинктов».
Поощрение рождения детей
Ислам призывает людей к женитьбе и поощряет рождение детей. В Коране сказано: «И выдавайте в брак безбрачных из вас и праведных рабов и рабынь ваших. Если они бедны, – обогатит их Аллах своей щедростью» (Сура Свет, аят 32).
Также есть хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха): Нельзя запаздывать в трех вещах: в молитве, если настало время; в похоронах; и в выдаче вдов замуж, если нашелся ей равный». «Если нашелся человек одной религии и нравственности – женитесь не медля. И не сотворите смуту и разврат на земле».
Эльвира Маликова, специально для исламского портала
Количество показов: 1688