Предназначение человека. Свобода и нравственный выбор
Предназначение человека. Свобода и нравственный выбор
Предназначение человека. Свобода и нравственный выбор
Человек - это великая тайна, он загадка сам для себя. Он ищет ответ на вопрос о замысле Божьем в себе. Он открывает для себя, что сам является мостом между абсолютным бытием и миром природы. Он ищет смысл и в этом и жаждет узнать о тайне мысли, заключенной в телесную оболочку.
Хазрат Джунайд Багдади указывал, что единственное реальное бытие – бытие Божества; обособленное существование человека есть часть Божьего замысла, однако в то же время Аллах желает разбить эту обособленность, даруя человеку свое бытие. Человек, чье начало в Боге, рано или поздно должен возвратиться к первоисточнику и воссоединиться с ним, достигнув первоначального состояния. Это дар Божий, одного лишь человеческого усилия для этого недостаточно. Стремящийся к познанию всецело принимает Божественную волю, становится ничем. Это своеобразная смерть, которая есть жизнь в Боге; человек растворяется в Божестве и наступает состояние фана. Далее он обретает свои утраченные человеческие свойства, но видоизмененными и возвышенными абсолютным началом; итог этого пути – новая жизнь (бака) человека, вернувшегося в мир, чтобы наставлять других людей.
Имам Газали говорил, что достигнув вершины (в восхождении «от надира метафоры к зениту истины»), мистик зрит, что не существует ничего, кроме Единого Бога, а все вещи, помимо Бога, являются сами собой не-сущее, однако обладают неким бытием, проистекающим из подлинной реальности.
Устремленность религиозного человека обращена к Богу. Потому он и идет к «самоутрате». Соединение Бога и человека осуществляется в любви, и Всевышний созерцает Себя в сердце достигшего цели.
Но всегда надо помнить: достижения человека – это не его заслуга; все от Аллаха. Баязид Бистами сказал: «Вначале я четырежды ошибался. Я заботился о том, чтобы помнить о Боге, познавать Его, любить Его, искать Его. А когда я подошел к концу, я понял, что Он помнил обо мне до того, как я помнил о Нем, что Его знание обо мне предшествовало моему знанию о Нем. Его любовь ко мне существовала до моей любви к Нему, и Он искал меня до того, как я начал искать Его я». Он же сказал: «Я познал Бога с помощью Бога, и разве можно познать Бога иначе, как в свете самого Бога.
Человек, свобода и нравственный выбор
Одна из тайн человека – его способность возвыситься над ограничениями природных закономерностей, а также вознестись в особое, по-своему сверхъестественное царство морального бытия.
Он может сделать выбор между добром и злом, истиной и заблуждением. Ему дана возможность открыть для самого себя волю Бога, Его любовь или нелюбовь к тем или иным вещам; он может открыть «смысл» вложенный Творцом в тварь.
Ему дана способность выбрать путь, и это будет именно его путь, им признанный и одобренный, им оцененный, отвечающий его представлениям о благородной и возвышенной стороне человеческой жизни.
Итак, человек может сделать выбор между истиной и заблуждением. Бог как бы подвергает человека испытанию, позволяя ему по-своему истолковать свое предназначение.
Греховность человека в том, что он не испытывает достаточно сильного желания направиться на путь истинный и следовать по нему, справляясь с мирскими искушениями. Но путь к совершенству открыт для всех.
В Коране сказано: «Мы ущедряем сынов Адамовых» (17:72).
Бог не сказал: «Мы ущедряем небеса и землю». Человек способен осуществить миссию, коя не по силам ни небесам, ни горам. Осуществив ее, он уже не будет ни «дерзок», ни «безрассуден».
Ты можешь сказать: «Я не участвую в исполнении этой миссии, но сколько другого делаю я!». Однако не для «другого» был сотворен человек. С таким же успехом можешь взять бесценный клинок индийской стали и сделать из него тесак для рубки гнилого мяса, приговаривая: «Я не оставлю этот клинок в бездействии, я сделаю с его помощью столько полезного!».
Еще на эту тему: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Познавший себя познал Господа своего». Как вот эта астролябия, сделанная из меди, отражает небо, подобно зеркалу, – так же и бытие человека служит астролябией для Бога, ведь «Мы ущедряем сынов Адамовых». Если Бог дарует человеку знание Себя и близость к Себе, человек, ориентируясь по астролябии собственного бытия, мгновение за мгновением наблюдает проявление Бога и Его бесподобную Красоту. Эта Красота навсегда пребудет в сем человеческом зеркале».
С определенной точки зрения, свобода воли составляет самую суть человеческого существования. Это и есть Залог, данный человеку Богом. Завет «не есмь ли Я?» показал, что человек принял самые очевидные последствия свободы выбора, – хотя все восходит Единому и Бог определяет всему должное место.
«Свободной волей Бога рождена наша воля: Его воля как скрытый пыльной тучею всадник.
По сути дела, раз человек сотворен по образу Бога (хадис: «Аллах сотворил Адама по Своему образу», Бухари, Муслим, Ахмад ибн Ханбал), он должен обладать некоторой долей Божественной свободы. Бог творит, что пожелает, и человек в какой-то мере причастен этому, и уж, конечно, «человеку какой-то удел назначения, нашу волю, согласье, свободу Творец не исключает». Что касается предопределения, то ведь хоть «Перо иссохло», разве это может быть оправданием для отказа от исповедания истинной религии?
Однако невозможно достижение чего-либо, если того не желает Аллах.
Потому-то для осознавшего связи Божественной безграничной воли и данной человеку свободы любовь и смирение перед Богом – вещи совсем не далёкие.
Вера Ислама сочетает в себя убежденность и в могуществе и предустановлении Всевышнего, и в отсутствии принуждения с Его стороны в выборе человека.
Эльвира Маликова, специально для исламского портала
Количество показов: 1863