Нехватка знаний в век вседоступности
Нехватка знаний в век вседоступности
Ислам является не только одной из мировых религий, но и идеологией, воспитывающей разносторонне развитое общество. Получение знаний – это обязанностью каждого мусульманина. Изучение Корана, вопросов, связанных с вероубеждением и нравственностью, а также освоение профессиональных навыков – неотъемлемые составляющие личностного роста приверженцев ислама. Хвала Аллаху, сегодня мы имеем возможность получать религиозное образование наравне со светским: университеты, медресе, онлайн-тренинги, лекции… Однако далеко не каждый из нас в полной мере пользуется теми благами, которыми наделил его Всевышний.
Задумывались ли Вы о том, на что тратите свое свободное время? Проводите ли досуг за чтением книг или серфингом по просторам Интернета? Занимаетесь ли Вы при этом богоугодным делом? Честно ответив на эти вопросы, мало кто может остаться довольным своим положением, ведь сложно будет не обратить внимания на то, насколько за последнее время ослаб иман. Да-да! Руки все реже поднимаются в дуа, тяжело совершать дополнительные намазы, вкус молитвы уже не так сладок, а Куръан и вовсе лежит на полке в пыли… Знакомо? А что может быть огорчительнее для мусульманина, чем слабый иман?
О силе веры упомянуто неспроста. Некоторые учёные утверждают, что «приобретение знаний – это тайная молитва и поклонение сердца», а значит, наше упорство в познании истины прямым образом влияет на укрепление нашего имена и степень близости ко Всевышнему Творцу.
«Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (то есть знанием) религии» - передается Аль-Бухари и Муслимом. Из этого хадиса следует, что те, кто приобретают знания, – это люди, которых Аллах одарил особым благом, и мы должны стремиться быть из их числа.
Примечателен тот факт, что первые мусульмане практиковали ислам тайно из-за страха преследования, они передавали знания из уст в уста, потому что книги были лишь в единичных экземплярах и позволить себе приобрести их могли только знатные и богатые люди, однако правоверные были стойки в своих намерениях и тверды в устремлениях.
На сегодняшний же день картина выглядит прямо противоположно, но обилие возможностей «компенсируется» недостаточным упорством со стороны самих мусульман. Возможно, одной из причин тому можно назвать то, что современный мир полон соблазнов и отвлекающих моментов, к тому же смещающих устоявшиеся нормы и ценности.
Допустим, наш верный друг и попутчик – смартфон: порой, взяв его в руки «на минуточку» «проверить почту», опомниваешься лишь через полчаса листающим новостные ленты социальных сетей. Полутора часовой просмотр новой комедии по дороге домой кажется более интересным занятием, чем прослушивание проповеди, чтение модных книг – более респектабельным, чем изучение религиозной литературы. Действительно, изо дня в день приходится прилагать усилия, дабы уберечь себя от запретного, не говоря о том, чего стоит постоянный контроль над собой, своими действиями и в особенности безвозвратно утекающим временем.
Другая причина заключается в самом факте доступности информации: зачем учиться, если ответ на любой вопрос можно найти одним кликом? Лёгкость получения готового ответа в разы упрощает нашу жизнь, и вместе с тем «упрощает» образ нашего мышления: нам не приходится ломать голову над поиском решения проблемы проявляя свои творческие способности и заставляя себя мыслить нестандартно. Вместе с тем эта «медаль» имеет и оборотную сторону: сегодня создаётся множество приложений, которые помогают верующим поклоняться чаще.
Например, мы можем скачать на свой телефон Куръан и читать его по дороге на учебу или работу, не утяжеляя сумку книгой. Кроме того, большинство из приложений имеют функции, позволяющие быстро заучивать суры, хадисы и тексты молитв, а также всплывающие уведомления, напоминающие в течение дня о наступлении времени намазов, необходимости совершения поминания и т.д. Значит, любое средство в равной степени может принести и пользу, и вред, в зависимости от того, как оно будет использовано. Таким образом, единственное, что влияет на изменение наших привычек является то, как мы расставляем приоритеты.
Напоследок хотелось бы привести следующий хадис. Сообщается от Абу-Ддарды, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай. Поистине, ангелы складывают свои крылья перед требующим знания из довольства тем, чем он занимается. За знающего человека просят прощения те, кто на небесах и на земле, и даже рыбы в воде. Поистине, достоинство знающего перед поклоняющимся, подобно достоинству луны в ночь полнолуния перед остальными светилами. Ученые являются наследниками пророков, ведь, поистине, пророки не оставляли в наследство ни динаров, ни дирхамов, но они оставляли после себя знания, и кто возьмется за них, тому достался великий удел».
И пусть Всевышний не уклоняет наши сердца от истины после того, как вывел нас на прямой путь!
Динара Фазлиева
Количество показов: 1956