Возрождение духа крестовых походов в контексте взаимоотношения западной и исламской цивилизаций

Возрождение духа крестовых походов в контексте взаимоотношения западной и исламской цивилизаций 29 Декабря 2017

Возрождение духа крестовых походов в контексте взаимоотношения западной и исламской цивилизаций



Современное слово «цивилизация» восходит к латинскому civilis («гражданский»). Существительное civilitas  в древнем Риме обозначало совокупность положительных качеств гражданина (воспитанность, образованность и т.д., что оъективно совпадало с трактовкой древнекитайского понятия вэнь – важнейшего качества, присущего конфуцианскому «благородному мужу», «совершенному человеку» - изюньцзы.

В Новое время термин «цивилизация» был введен в обиход французскими просветителями и стал использоваться в европейской науке еще в 18 в.

Теоретическая концепция Тойнби предполагала охват и анализ всех крупных социокультурных общностей в континууме исторического развития. Тойнби в своих исследованиях обращал внимание на то, что каждая из них проходит в своем развитии фазы рождения, роста, надлома, упадка и гибели.

При всем многообразии постулатов и идей, сформулированных А. Тойнби, представляется необходимым обратить внимание на два момента.

Во-первых, в своих работах он отмечал, что заключительным этапом развития цивилизации чаще всего становится империя, которая стремится с помощью силы держать в руках и стимулировать то, что уже не может объединяться силой духа данной цивилизации. История в значительной мере подтверждает это положение (нряду с Римской, Османской, Российской империями, а также Третьим рейхом, вполне можно включить в этот ряд и современные Соединенные Штаты Америки, с помощью активной внешней политики стремящиеся сегодня навязать определенные цивилизационные ценности и институты другим странам и народам, как представляющм иные социокультурные типы, так и входящим в ту же социокультурную систему, но меняющим свои ценностные ориентиры, т.е. государствам Запада).

Во-вторых, Тойнби выдвинул идею так называемого и «переферийного господства» согласно которой центр, культурный потенциал которого иссякает, подчиняется переферийным народам, оказывающимся сильнее в военно-политическом отношении[1,143-146.].

Американский мыслитель Самуэль Хантингтон считает, что Запад в отношении к исламской цивилизации занимает господствующее положение. Он выдвигает теорию межцивилизационного конфликта, который должен быть неизбежной позицией Запада в отношении всех остальных цивилизаций. По мнению С.Хантингтона идеальная эпоха есть эпоха конфликтов. Он пишет, что столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики [2, 218.]. Автор описывает преимущество столкновения Запада с исламской и китайской цивилизациями. И даже если две последние будут уничтожены, западная цивилизация тут же вступит в конфронтацию со всеми остальными цивилизациями – индуистской, японской, православно-словянской, латиноамериканской и африканской.

Концептуальный посыл С.Хантингтона сводится к тому, что цивилизационные идентичности вытесняют все другие идентичности, что в перспективе приведет к исчезновению национальных государств: цивилизации превратятся в политические сущности и конфликты между ними с непредсказуемыми последствиями станут повседневной реальностью[3].

Действительно, глобализация отражает общемировые процессы становления единого человечества в русле доминирования западноевропейской культурной традиции. Реальность опасности для судеб государств и наций кроется не только в экспансии общества потребления, но и в преобладании европоцентричных ориентиров прогресса. Однако, глобализация как многогранное, многофункциональное явление вовсе не сводится лишь к западному варианту переустройства человеческого общежития. Равноценных и эффективных моделей интеграции «стягивания» культурных миров под свой цивилизационный зонтик становится все больше. Среди них: исламская, китайская, индуистская, буддийская и т.д.[4,127.].

Причины конфликта между цивилизациями С.Хантингтон видит в следующем:

1.     Наличие фундаментальных различий между цивилизациями, характеризующихся религией, историей, языком, культурой, традициями определением отношений между Богом и человеком, между индивидом, коллективом и семьей.

2.     Мир стал более тесным, превратился в этакую маленькую деревню, и все что в ней происходит, влияет и на центр мира, и на его переферию.

3.     Экономическая модернизация и социальные изменения размывают идентичность людей, образовавшинся лакуны заполняются религией, что приводит к конфликту.

4.     Запад ощущает себя находящимся в зените своего могущества; между тем на Ближнем Востоке происходит «реисламизация», что порождает конфликт.

По отношению к другим цивилизациям Запад находится сейчас на вершине своего могущества. По мнению Хантингтона, западноцентризм неизбежен, в силу которого западная цивилизация тяготеет к тому, чтобы поглощать другие цивилизации, «дрессировать» их, интегрировать в себя и свою систему ценностей. Это стремление вылилось в конфронтацию с другими цивилизациями. Конфликт же с остальным миром, попытки растворить его в себе и лишить его своей индивидуальности и самобытности превратился в этакое «благородное культуртрегерство» по отношению к незападному миру. И самые активные усилия прилагаются Западом в этом конфликте цивилизаций в борьбе против ислама.

Таким образом, мы видим, что западные исследователи пытаются возродить дух крестовых походов, употребляя термин «христианство» в контексте западной цивилизации. «Им нужна психологическая подготовка к конфликту религиозному – самому страшному из всех конфликтов», - полагает доктор Али Мухиддин аль-Карадаги. 

 

 

Список использованной литературы:

1)            Введение в востоковедение: Общий курс. – СПб.: КАРО, 2013. – С.143-146.

2)           Мы и другие: Фундаментальное правоведческое исследование отношения мусульман к немусульманам (в мирное и военное время, в положении меньшинства и большинства) в свете Писания, Сунны и фикха равновесия / Али Мухиддин аль-Карадаги. – Махачкала: Издательство «Лотос», 2015. – С. 218.

3)           Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003.



Зябиров Р. М.

Старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин РИИ



Количество показов: 1760

Возврат к списку