Экзистенциальный взгляд на проблему терроризма

Экзистенциальный взгляд на проблему терроризма 26 Июля 2017

Экзистенциальный взгляд на проблему терроризма


 

 

 

 

 

 

 

Не задумывались ли вы, почему в Священных Писаниях часто употребляются слова «живые» и «мертвые», которые отнюдь не всегда относятся к физической жизни и смерти. Вспомним, например, притчу о блудном сыне: «Ибо тот мой сын был мертв и ожил, пропадал и нашелся»; «а о том надобно радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лука 15:24;32). Мертвые люди с точки зрения христианской и мусульманской антропологии – это не люди в могиле. Когда Христос говорит «предоставь мертвым хоронить своих мертвецов» (Матф.8:22), он явно не имеет в виду людей, которые буквально мертвы. Как могут буквально мертвые люди хоронить буквально мертвых людей? Люди в данном случае разделяются на «мертвых» и «живых» в особом смысле. Эти определения относятся к тем, которые имеют что-то живое в себе и к тем, которые не имеют этого и поэтому уже мертвы.

Считаю, что примером высшей степени мертвости человеческого духа является терроризм. Когда божественное начало в человеке затмевается настолько, что душа становится подобна безжизненной мертвой пустыне, он уже не вправе носить этого высокого звания. «Они подобны животным, даже более животных удалены от прямого пути» (Коран, 25:44), – читаем в Коране. Е.И.Рерих называет подобных существ «живыми мертвецами»: «Те двуногие – настоящие живые трупы. Они еще двигаются и спят, и произносят звуки, но уже не могут принадлежать к Земле. Много вреда происходит от малого знания и еще больше от омертвелого сознания» [10]. По мнению д.ф.н. Г.П.Меньчикова, между животным и нечеловеческим существом пролегает незримая черта: «Нужно признать факт, что среди нашего вида присутствуют «нелюди» – существа гораздо опаснее животных, изощренно переступающие по собственному влечению черту жизни и смерти» [6, с. 58], что доказывает существование этой черты и принципиальной разницы между человеком и нечеловеком. «Терроризм – это бешенство взбесившегося духа породы другого антропологического вида, …возникающего прежде всего в силу неизбежно ненайденного смысла бытия в мироздании и места под солнцем» [5, с. 102], – продолжает свою мысль Г.П.Меньчиков.

Каждый акт терроризма, калеча судьбы и унося жизни людей, несет в себе еще и другие страшные последствия. Становясь свидетелями такого зверского поведения, в сознании многих людей формируется мнение, что ислам становится религией извращенцев и убийц. По мнению общественной инициативной группы, занимающейся разработкой Концепции общественной безопасности – «Внутреннего Предиктора СССР», по всему миру ведется сознательная «деисламизация» посредством антикоранической стратегии, заключающейся в целенаправленном создании образа врага, извращая самые основы ислама, расшатывая веру и подрывая все зачатки толерантного отношению к инаковерующим. Любое учение можно извратить до неузнаваемости и применять его в своих интересах. С сожалением констатируя, что в сегодняшнем мире ислам приобрел «образ чего-то жесткого и жестокого» на заседании, посвященном противодействию экстремизму и нетерпимости, экс-президент РТ Минтимер Шаймиев указывал: «не ислам, а невежество опасно, а с невежеством можно бороться только просвещением» [3].

Потому главной задачей в борьбе с терроризмом считаю необходимость духовной образованности населения, чтобы не допустить возможности стать послушными марионетками в руках профессионально подготовленных экстремистских идеологов. Причем важным является осознание каждым различия между подражательным (книжным) знанием, заимствованным из различных внешних, не всегда достоверных источников и действительным знанием, приобретенным благодаря самостоятельному духовному поиску. Различая телесное (подражательное) и религиозное (духовное) знание средневековый поэт Джалал ад-Дин Руми в своем прозаическом произведении «Фи-хи ма фи-хи» пишет: «Кто видит свет лампады или костра, тому дано телесное знание; религиозное знание дано тому, кого проглотил светозарный огонь светильника», указывая тем самым, что только путем самостоятельного духовного поиска возможно обретение духовного знания. Указывая на различие этих родов знаний в сборнике двустиший «Маснави», Руми указывает, что применять подражательное знание при наличии действительного «все равно что, имея воду, совершать омовение песком. Подражательное знание – отрава для вашего духа. Оно – заимствование, а мы сидим, благодушно уверяя: «оно наше». Такое знание – поверхностное, оно заимствовано и мертво» [13, с. 256]. Будда, так же призывая к духовной образованности, восклицал: «Только к просвещению, ничем не ограниченному, призываю я вас; пользуйтесь собственным умом, развивайте его вместо того, чтоб дозволить ему тупеть. Я заклинаю вас – не уподобляйтесь диким зверям или глупым овцам. Я молю вас – будьте здравомыслящими людьми, трудящимися неутомимо для овладения истинным знанием, которое победит страдания» [11]. На важность обретения духовного знания неоднократно указывал и пророк Мухаммед: «Знание – свет, ниспосылаемый Богом в сердца тех, кого Он желает им одарить»; «Каждый мусульманин должен стремиться к знанию»; «Ищите знания, даже если за ним придется отправиться в Китай».

До тех пор, пока в Коране будут видеть только книгу, а не Живую Божественную Мудрость; пока направление для моления (кибла) не будет обращено вглубь самого себя; пока место поклонения Всевышнему будет ограничиваться ковриком для моления (намазлык), а не станет всей планетой; пока время для намаза будет строго предписанным и ограниченным, вместо того, чтобы вся жизнь стала молитвой, человек будет подобен рабу, так и оставшись безумным в своих духовных поисках и религиозных познаниях. До тех пор, пока знание не зародится непосредственно в сердце человека, как результат самостоятельного непосредственного видения внутреннего смысла,  оно останется только тенью. Потому духовное знание, к которому призывает Всевышний, не постигается путем слепого следования указаниям мулл, бездумного заучивания и бессмысленного соблюдения ритуалов, что к сожалению наблюдается довольно часто.

Далеко немногие, считающие себя мусульманами, читали Коран, оправдываясь тем, что, не зная арабского, читать Священную Книгу самостоятельно не могут, а на других языках не хотят, опасаясь возможных искажений переводов. Потому-то большинство мусульман, базируясь на авторитет своих «духовных наставников» живут под их руководством, становясь рабами «институализированной религии с ее акцентом на соблюдение ритуалов и легализованной морали» [7]. А то, что «псевдо-муллами» в их головы вбиваются искаженные до невообразимости идеи, им и в голову не приходит. «Псевдо-муллы – профессиональная корпорация идеологов, которая будет толковать жизнь со ссылками на Коран, ориентируясь на интересы своих закулисных хозяев: примерно так, как это делали талибы в Афганистане и, как это делало и делает мусульманское духовенство во всех странах» [там же]. «Много, много людей заблудилось, держась за Коран: с сим спасительным вервием в колодец они угодили. Но не на веревке вина, о упрямец! Себя лишь кляни, когда вверх ты не хочешь подняться», – восклицает Руми в книге двустиший «Маснави».

Работая в образовательном учреждении со студентами-мусульманами, ни раз приходится слышать: «В Коране написано...», и говорят то, чего там и в помине нет. Спрашиваю: «А вы сами читали то, что говорите?» Ответ чаще всего отрицательный, но убежденность в своей правоте безгранична, т.к. это им говорил мулла. Принеся на занятие Коран, желая показать непосредственно в Священном Тексте ошибочность их убеждений, пришлось столкнуться с тем, что брать в руки Коран, не совершив омовения нельзя, да и вообще читать Книгу, не будучи мусульманкой, оказывается, я не имею права. Не является ли изъятие Корана из общего доступа и помещение его в ранг «неприкасаемых книг» одним из средств, ведущих к невежеству и раболепному, бездумному выполнению предписанных ритуалов, тем самым, превращая ислам, в лучшем случае, лишь в обрядовую культуру, а в худшем – «в рассадник бездумных террористов – смертников»?

Не потому ли многие студенты-мусульмане, безукоризненно выполняя предписанный пятикратный намаз, вместе с тем ведут образ жизни, не достойный истинного мусульманина, что в конечном итоге может привести к разложению подлинных устоев веры, что в полной мере соответствует общему плану деисламизации, нацеленному на «создание в мире ислама массовки для псевдоисламских фундаменталистов-радикалов». Напомним, какую нещадную характеристику «человеку массы» дал русский публицист и литературный критик Д.И.Писарев (1840-1868) в статье «Базаров»: «Масса, составленная из трех сотен тысяч неделимых, которые никогда в жизни не пользовались своим головным мозгом как орудием самостоятельного мышления, живет себе со дня на день, обделывает свои делишки, получает местечки, играет в картишки, кое-что почитывает, следит за модою в идеях и в платьях, идет черепашьим шагом вперед по силе инерции... Эта масса, желудок человечества, живет на всем на готовом, не спрашивая, откуда оно берется, и не внося со своей стороны ни одной полушки в общую сокровищницу человеческой мысли» [9]. Эту «массовку» татарский журналист и писатель Диас Валеев в своей книге «Третий человек, или Небожитель» [1, с. 233] называет «социальным пустырником – внутренне ничем, никакой идеей не наполненным человеком, характеризующимся «невольным и совершенно равнодушным исполнителем чужой воли, связанным по рукам и ногам, и не желающим даже развязываться; человеком полностью и абсолютно лишенным творческой инициативы», именуя ее так же «пластилиновым типом человека», являющимся основным физическим исполнителем многих драм и трагедий в мировой истории.

«Духовенство традиционного ислама, отгородилось Кораном и обрядностью от Бога, от проблем людей и обществ, живет интересами сиюминутного своекорыстия и потому политической аналитикой глобального масштаба не занимается. …Анти-исламский сценарий, может быть сорван только инициативой людей – частных лиц и общественных организаций» [7], – заявляет «Внутренний Предиктор СССР». А для этого необходимо признать факт существования представителей «другого антропологического вида», сознательно действующих нелюдей-мертвецов, которые в книгах К.Кастанеды названы хищниками: «У нас есть хищник, вышедший из глубин космоса и захвативший власть над нашими жизнями. Люди – его пленники. Это хищник – наш господин и хозяин. …Они взяли вверх, потому что мы для них пища, и они безжалостно подавляют нас, поддерживая свое существование. Ну, вроде того, как мы разводим цыплят в курятнике, они разводят людей в «человечниках». Хищники дали нам свой разум, ставший нашим разумом! …Он сделал нас покорными и беспомощными. Если мы бунтуем, он подавляет наш бунт. Если мы пытаемся действовать независимо, он приказывает нам не делать этого» [4].

Идейной основой недопущения реализации описанной выше антирелигиозной стратегии является признание осознанной необходимости удаления смертельных плевел, насаждаемых «хищниками» с пашни своей души и взращивания истинного Семени Веры, посредством духовной образованности и реализации скрытых духовных потенций, что позволит стать действительно Живым!

Человек, погруженный в жизнь, которая «…ничего больше как игра и суета…» (Коран, 6:32), не видящий ничего кроме интересов мира, власти, денег, положения и соперничества – мертв. Следует осознать, что есть только два пути: один – жизни, другой – смерти, и как же велико различие между этими двумя путями! Идущий путь смерти, страдает «недугом сердца» и для того, чтобы справиться с ним и стать действительно живым, необходима внутренняя революция, переворот собственного сознания, свержение с арены жизни тщеславия, самомнения, самодовольства, самоудовлетворения, себялюбия, т.е. коренное изменение всех иллюзорных представлений о себе. «Начните с себя!», – говорит пророк Мухаммед. Тех, кто вступает на поле брани с самим собой, исправляя в первую очередь собственную натуру, отдавая для того все усилия без остатка Богу, Джалал ад-Дин Руми называет «Мечом веры». И здесь правомерно вспоминаются слова Иисуса: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10:34). Смысл этого сурового речения Христа заключается во внутреннем перевороте, в трансформации всей эгоистической психологии человека, приобретенной им в ходе суеты бренной жизни и направлении всех его мыслей, чувств, действий в завещанное изначально русло, существующее в нем как данность. Читаем далее слова Христа: «Ибо пришел, чтобы восстановить человека против его отца, и дочь против матери, невестку против свекрови; и его собственные домашние будут врагами его» (Матфей 10:34-36). Как же понять смысл этих, на первый взгляд, безжалостных слов Иисуса? Крупный византийский богослов, архиепископ Феофилакт Охридский (XI-XII вв.) приводит следующее толкование: «Под отцом, матерью и свекровью подразумевай все ветхое, а под сыном и дочерью – все новое. Господь же хочет, чтобы Его новые Божественные заповеди победили наши старые греховные привычки и обычаи» [12]. Таким образом, все старые взгляды, мысли, идеи и мнения, все возникающие из них отношения к жизни и самому себе, которые были «отцом» или «матерью» должны измениться и быть повергнуты Мечом Христовым. Встретившись с огнем этого Мироносного Меча, в сознании совершается революция, в ходе которой человек приобретает новое мышление, мировосприятие, полностью изменяя свой взгляд как на мир, так и на самого себя, начиная думать сверх пределов того, как он думал ранее, думать совершенно по-новому о себе, о своем значении, целях и смысле жизни. Но далеко не каждый соглашается вступить в схватку с «собственными домашними врагами», а потому выбирает для себя иной путь – путь смерти. «Вот почему в мире так много мертвых людей – практически мертвых», – сокрушается Известный индийский философ Чандра Мохан Раджниш [8, с. 88], а Аллах изрекает через Коран: «Слепой не равен зрячему, мрак – свету и тень – зною. Живые не равны мертвым» (Коран, 35:19-21).

Пусть мертвые хоронят мертвецов, а нам, дай Бог в час грозный и суровый, не брать пример ни с дедов, ни с отцов, но в новый мир идти дорогой новой. Она зовет! Немало нам дано: и ум, и кровь, и откровенье жизни, так пусть играет Новое Вино на радость обескровленной отчизне. Она юна и вечность впереди, но в грозный час огня и исправленья, отдай долги и с легкостью иди, куда влечет тебя Предназначенье. Пройдут века, не сгинет род земной, и ты, мой друг, в час грозный и суровый, повенчанный с Небесною Семьей, в обители Ее вернешься снова. Вернешься ты в край пашен и лесов, где сень берез и светлых рек разливы. Пусть мертвые хоронят мертвецов, а мы живем и будем вечно живы [2].

 

Литература:

 

1.  Валеев, Д.Н. Третий человек, или Небожитель. Роман-эссе. /Д.Н.Валеев. – Казань. Татарское кн. изд-во, 1994. – 638с

2.  Демидов, А. Пусть мертвые хоронят мертвецов/ А.Демидов// Электронный ресурс: http://www.poezia.ru/article.php?sid=78882

3.  Изучая ислам Волго-Уральского региона/ ИА «Татар-информ», 2006. – 27 марта // Электронный ресурс: president.tatar.ru/news/view/11420

4.  Кастанеда, К. Активная сторона бесконечности/ Карлос Кастанеда; пер. с англ. – К.: «София», Ltd., 1997. – 320с.

5.  Меньчиков, Г.П. Война и терроризм/ Г.П.Меньчиков// Народ и армия в Великой Отечественной войне (1941-1945): сб. науч. тр./ Институт экономики управления и права.– Казань, 2010. – С.100-103.

6.  Меньчиков, Г.П. Основы антропологии: традиции и инновации: Учебное пособие для вузов/ Г.П.Меньчиков. – Казань: РИЦ «Школа», 2006. – 240с.

7.  О стратегии национал-вождизма для России и о глобальной долговременной антикоранической стратегии заправил Запада / Внутренний Предиктор СССР, март 2010// Электронный ресурс: http://dotu.ru/2010/03/12/20100312_thesis-interleaved-strategies/

8.  Ошо, Открывая Будду. 53 медитации для пробуждения внутреннего Будды/ Ошо, – СПб.: ИГ «Весь», 2009. – 192с.

9.  Писарев, Д.И. Литературная критика в трех томах. Том 1. Статьи 1859-1864 гг./ Д.И.Писарев, – Л., «Художественная литература», 1981// Электронный ресурс: http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0220.shtml

10.         Рерих, Е.И. Братство / Сайт Обретение / Е.И.Рерих// Электронный ресурс: http://www.obretenie.info/txt/rerih/bratstvo1.htm

11.         Рокотова, Н. Основы буддизма/ Е.И.Рерих, 1926. – 107с.// Электронный ресурс: http://www.roerich-izvara.ru/roerich/elena-roerich-foundations-of-buddhism.htm

12.         Сербский, Н. Миссионерские письма /О значении слов Христовых: «не мир пришел Я принести, но меч» / Святитель Николай Сербский// Электронный ресурс: http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_vere/serbskiy_missionerskie_pisma_011-all.shtml

13.          Читтик, У.К. В поисках скрытого смысла. Духовное учение Руми / Уильям К.Читтик. – М.: научно-издательский центр «ЛАДОМИР», 1995. – 542с.

 

 

 


Количество показов: 197

Возврат к списку