Шелина Захра Джанмухаммед. Создание качественно нового Исламского бренда

Шелина Захра Джанмухаммед. Создание качественно нового Исламского бренда 16 Июля 2010

Шелина Захра Джанмухаммед. Создание качественно нового Исламского бренда

Известный английский маркетолог, мусульманка Шелина Захра Джанмухаммед обращается к актуальному в мировой умме вопросу создания Исламского бренда. По ее мнению, формирования бренда Ислама должно опираться не на технологическом аспекте, а духовно-нравственном.


Предприниматели в своем стремлении создать «исламские» бренды, как правило, подстраивают продукцию под исламские нормы лишь с технической точки зрения, зачастую забывая об истинных исламских ценностях.


Мусульмане мало что знают о брендинге, тем временем они уже обладают самые известнейшими в мире брендами. Для мусульман бренд "Ислам" представляет собой образ жизни, «Умма» является транснациональным мегасообществом; «Халяль» является глобальным брендом в сфере питания; Рамазан, Хадж, Джихад, и Закят - вот только некоторые из всем знакомых брендов с их собственными ценностями и историей. Все миллиардное сообщество мусульман - и значительная часть остального населения мира – сможет дать определение этим брендам.

Всемирно известный бренд - бренд, который потребители во всем мире воспринимают одинаково. Глобальные бренды выходят за рамки их географических, культурных и идеологических корней и создают мощные и устойчивые отношения с потребителями этих брендов в разных странах и культурах. Вспомните McDonald's или KFC (американская сеть ресторанов фастфуда) - вы точно знаете, что будет в меню и какая будет еда на вкус.


Со времен экспансии мусульманского мира, начиная с седьмого века, исламские бренды получили широкое распространение. Во многих случаях они создали самостоятельные экономики. Например, марка «Халяль» означала, что мусульмане были заняты в создании халяль продуктов - таких, как мясо, - которые, в свою очередь, были куплены мусульманами, создание рабочих мест для мусульман, и финансирование в пользу мусульман.


Давайте сконцентрируем наше внимание сейчас на бренде «Халяль», чтобы понять, почему я считаю, что те, кто сегодня занимается созданием исламских продуктов не имеют правильного представления об исламском брендинге. Бренд «Халяль», как учил Пророк, состоит из 2 частей, когда речь идет о производстве продуктов питания. Одна часть состоит из ценностей, которые делают продукт халяльным, а другая часть - технические детали процесса, например, как убивать животных.


Технические процедуры, как правило, хорошо документированы и огромное внимание справедливо уделяется контролю над исполнением этих процедур. Но бренд «Халяль» также включает в себя такие ценности, как чистота, добро, благополучие, забота о физическом состоянии животных и честный заработок. То же самое касается и других брендов, ранее приведенных мною - «Ислам», «Хадж», «Закат» и т. д. Это основа ценностей, которая придает каждому из этих понятий смысл и значение. Таким образом, если вы совершаете хадж, платите закят, читаете намаз или выполняете любые другие исламские предписания, но не можете понять ценности, которые они в себе несут, то ваш ритуал пуст и является бессмысленным. Например, обряд хаджа направлен на создание братства, но люди с удовольствием лезут в драку во время Тавафа, толкая локтями своих братьев и сестер, топча ногами упавших и вызывая тем самым ненависть к себе. Ценность бренда «Хадж» - создание братства – теряется по причине механического (технического) выполнения обряда. Когда ценности, лежащие в основе бренда противоречат друг-другу, бренд становится пустым, и, вместо того, чтобы приносить продолжительные результаты, его влияние исчезает.


Может показаться странным говорить о религии, используя такие понятия как "бренд", «потребитель» и «продукт», но если мы, мусульмане, хотим построить значимые, устойчивые и инновационные бренды и продукты, то мы должны понять в чем именно заключается суть исламского бренда, и как он должен быть построен, для того, чтобы быть качественно новым.


Большинство исламских продуктов сегодня является печальным отражением состояния современного мусульманского мира - сосредоточение внимания на технических аспектах ислама, а не стремление жить в соответствии с ценностями ислама. Исламская практика сегодня делает акцент на соблюдении правил, а не на создании духовных ценностей и последующего достижения этих ценностей, соблюдая правила. Поймите меня правильно - предписания имеют решающее значение, и должны быть соблюдены. Но они не являются самоцелью, они являются инструментом для воплощения исламского видения и системы ценностей.


Проблема актуальна для большинства исламских продуктов сегодня . Они все отмечены соответствующими значками, что делает их «технически» исламскими. Существующие продукты, не обязательно связанные с исламскими ценностями, помечают значком «Халяль» и в результате они начинают «технически» соответствовать предъявляемым требованиям.

Возьмите даже волну «исламской» колы, что захлестнула мир - Мекка кола, Уммы-кола и Замзам-кола. Что в них исламского кроме названия? Они появились в момент, когда мусульмане настроились бойкотировать крупные бренды. Вместо того, чтобы предложить рынку что-то новое производители набили себе карманы в короткий срок путем копирования другого продукта – колы. Они дали исламскому миру сладкий напиток от которого гниют зубы. Если бы они создали напиток, опираясь на исламские ценности, то они, безусловно, придумали бы нечто новое, что очищает организм, состоит из натуральных ингредиентов, упаковки которых разлагаются без ущерба для окружающей среды. С таким подходом к бренду они могли бы завоевать не только исламский рынок, но и мировой рынок тоже – путем использования инноваций и исламских ценностей.
Исламские бренды должны создаваться как производные от основных исламских супербрендов, о которых я упоминала в самом начале. Только так они смогут завоевать мусульманский рынок. Потребители-мусульмане будут в полной мере осознавать, что продукция изготовлена в соответствии с религиозными ценностями и что эти продукты изменят их жизнь.

Однако, еще более привлекательным является то, что основные ценности исламского бренда, путем продажи этих товаров во все мире, будут доступны для всех потребителей, независимо от веры. Я уже говорила о «хороших» продуктах питания. То же самое касается и других ценностей – таких, как защита окружающей среды, честная торговля и этика, благосостояние трудящихся.

Я хотела бы призвать всех лиц, причастных к созданию исламских брендов, отойти от технического подхода в создании исламской продукции и начать думать об имеющих решающее значение исламских ценностях, а затем разработать продукцию с нуля, опираясь на них. Простое копирование продуктов не меняет мир. Инновационная, качественно новая продукция появляется в результате удовлетворения реальных потребностей потребителей. Это делается путем создания брендов, ценность которых является значимой и важной для потребителей, и которым они полностью доверяют.


Новая волна продукции для мусульман должна не только отвечать технической стороне халяльности, но и должна быть построена на ценностях супербренда «Ислам». Важен не исламский лейбл, а что исламскими являются ценности, которые используются для разработки этих продуктов.



Об авторе:

Шелина Захра Джанмухаммед - автор книги «Любовь в платке» и автор блога на spirit21.co.uk. Она имеет 15 летний опыт работы в области маркетинга и создания нового продукта. Эта статья была опубликована в издании Совета мусульман Великобритании, под названием "Формирование будущего исламских финансов и интеллектуальное лидерство» на шестом Всемирном исламском экономическом форуме в Куала-Лумпур, Малайзия, май 2010.

Источник: www.altmuslim.com


Количество показов: 3478

Возврат к списку