Проблема иджтихада в трудах Габдуллы Буби. Продолжение
Проблема иджтихада в трудах Габдуллы Буби. Продолжение
Проблема иджтихада также тесно связана с назначением муфтия, так как человек, слепо подражающий кому-то, не может быть главой уммы. Тот, кто сам не муджтахид и заучивает слова муджтахидов, не является муфтием, т.е. не имеет права выносить фетву. Курсави утверждал: «Человек, который не может самостоятельно идти по пути иджтихада, может следовать муджтахидам, как Абу Ханифа. Но человек, не являющийся муджтахидом, руководствуясь только идеями других муджтахидов, не может быть муфтием» [11, с. 78-79]. Продолжая его мысль, Г. Буби также утверждал, что «муфтий должен быть факихом, значит муджтахидом». И, ссылаясь на Шафи’и, который считал, что «кази тоже должен быть муджтахидом, а Ханафи разрешил назначение кази под руководством муфтия, придерживающегося иджтихада», продолжает: «…даже одним из условий назначения муфтия и кази заключается их иджтихад. Сами вы придерживаетесь таклида, а им в обязанность ставите иджтихад» [5, с. 97].
«Как показывает история, – писал Габдулла Буби, – с древних времен лучи иджтихада проходили через пелену невежества, развивая науку тем самым и искусство. Каждый раз таклид невежеством и безнравственностью затмевал его. И так, сменяясь, как день и ночь, они сопровождали друг друга. [5, с. 102].
Габдулла Буби выступал как религиозный реформатор в области мусульманского права. Он считал, что некоторые положения этого права, уже не соответствующие действительности, следует толковать по-новому. В своей книге он затрагивает проблему закята. Поскольку одна из целей ислама состоит в том, чтобы богатство приносило людям счастье, он выступает против того, чтобы они страдали от бедности. Еще более резко он выступает против того, что причиной бедности являются недостатки в системе распределения, а также «несправедливости и притеснения», которым подвергают друг друга члены общества. Закят, или очищение — это налог в пользу бедных, который платится государству [13], которое, в свою очередь обязано направить эти средства на строго определенные цели, а именно: 1) бедным (факыйрь); 2) несчастным, неимущим (мискин); 3) непосредственно собирающим закят; 4) принимающим ислам; 5) рабам, которые заключили со своими хозяевами договоры о самовыкупе; 6) должникам; 7) людям на путях Аллаха (приобретение знания, действий или призыв исповедовать ислам, приводящий к снисканию благоволения Всевышнего, выплачивается людям, добровольно делающим то, что необходимо исламу, и не получающим денег от государства, а также защитникам ислама и мусульман); 8) путникам.
Г. Буби считал, что закят учит дающего быть щедрым. Он укрепляет братство между мусульманами, наставляет быть милосердными по отношению друг к другу, укрепляя связи, представляет собой гарантию избавления общества от бедности и безработицы. Закят – это средство избавления от зависти и неприязни для человека, который его берет. Если он, задавленный бедностью и нуждой, видит вокруг себя наслаждающихся благосостоянием и живущих в полном достатке людей, которые не протягивают ему руку помощи, а оставляют его один на один с нищетой, сердце его не сможет остаться свободным от ненависти и злобы по отношению к обществу, бросившему его на произвол судьбы, так как скупость и эгоизм порождают только ненависть и зависть по отношению к любому преуспевающему человеку. Объясняя пользу закята, он пытается противостоять распространяющемуся в обществе социалистическому движению, целью которого являлось обеспечение всех неимущих, в ущерб состоятельных, путем перераспределения всех богатств поровну. «Выделяя 1/40 часть своего имущества, состоятельный человек получает возможность заработать оставшейся частью и приумножить его, дабы в следующий год помочь этим же людям. Польза закята в том, – писал Буби, – что он искореняет социалистов и держит в дружеских отношениях неимущих» [5, с. 14-16]. Этот обязательный налог в исламе должен стать средством борьбы с нищетой, и ему отведено важное экономическое значение. Г. Буби считал его, средством разрешения сложных социальных проблем. Соблюдение, добросовестное исполнение и правильное распределение закята создаст экономическое равенство среди членов общества, что приведет к ослаблению классовых противоречий.
Этот налог выделялся в восьми случаях, среди которых есть пункт «на пути Аллаха». Автор книги вкладывает в него новое значение: строительство мечетей, учебных заведений для мусульман, домов для инвалидов, служение нации. Это – нововведение, так как пророк и его сподвижники запретили выделять имущество на постройку и содержание мечетей, медресе, поскольку они должны были содержаться мусульманами в течение года.
Он объяснял тем, что Россия не является мусульманским государством и религиозные заведения нерусских народов помощи от него не получают. В исламском мире закят является основой всего. Нежелающих выделять закят считали нечестивцами и непокорными и с них его брали силой. «Чтобы контролировать обязательный налог, государство возложило на себя эту обязанность, и прямая передача мектебам и медресе была запрещена. Как видим, это не запрещено аятом закята. Положение «на пути Аллаха» заключает в себе все дела, которыми может Всевышний довольствоваться. У нас, в России, закят не является обязательным. Лишь богобоязненные придерживаются всего предписанного, и запрет, который имеет место в мусульманских странах, не обязателен» [5, с. 91-92].
Он пояснял свои рассуждения следующим образом: «Время и место диктуют свои условия. В наше время мусульманам России необходимы несколько школ, дающих профессиональное образование. Если бы выделялся обязательный налог на их строительство и на обучение в них детей неимущих, которые после получения профессиональных навыков устроились бы на работу и сами содержали себя, не осталось бы нужды в закяте. И меньше было бы среди мусульман бедных и неимущих» [5, с. 17-18].
Автор «Истины» считал, исходя из местных условий, что поскольку государство не является мусульманским, состоятельные люди по собственному желанию выделяют обязательный налог и объявляют об этом; нуждавшиеся, узнав об этом, приходят и получают эти средства. Иногда средства, выделяемые для закята, раздают шакирдам. Но есть категория учащихся, которым по правилам закят не положен. «Всевышний повелел выделять бедным и неимущим, но конкретно форму не определил, оставив на наше усмотрение. Целью Его было избежание бедности. И мы сами должны определить, какой способ лучше, опираясь на наш разум и совесть, так как шариат это обязывает. Но мы не должны забывать условия времени и места» [5, с. 11].
Габдулла Буби рассматривал аяты, которые считались отмененными и число которых по прошествии времени увеличивалось. Он хотел выявить все отмененные аяты, но обвинение в так называемом «панисламизме», конфискация 8-й и 9-й частей «Истины», а также его арест помешали этому.
Дж. Валиди в некрологе, посвященном Г. Буби, писал: «Своим мужеством в реформе в области религии он поражал воображение молодого поколения, едва вступившего в жизнь. Не знаю, есть ли еще такая книга, как «Истина», которая сыграла главную роль в искоренении старого метода и старометодных школ. Очень многие, и я в том числе, приезжали в Иж-Бобью ради того, чтобы услышать эти мысли из уст самого автора. Г. Буби должен был быть пламенным публицистом, но не имел условий реализовать себя в полной мере. Несмотря на это его сопоставление религии и культуры принесло свои плоды, способствуя прогрессу нации в области образования… Медресе «Буби» отличалось от остальных своим свободолюбием, светскостью и независимостью. Слова Ф. Карими: «шакирды «Буби» в мир смотрят прямо и ступают по земле твердо», – верны. Я преклоняю голову перед Г. Буби не потому, что являлся его учеником, а потому, что шел по следам тех, кто смог зажечь первый факел в погруженном во мрак татарском мире» [14].
Иджтихад и таклид занимали одно из главных мест в трудах джадидистов. Неоднозначная реакция общины, вызванная их обсуждением, вполне понятна и объяснима. Установившаяся ранее система религиозных взглядов и практики, с ее ярко выраженной авторитарной направленностью, наложила свой отпечаток на представление об истинной вере, в котором стал доминировать фактор общинности, спасения при условии согласия с большинством, сохранения порядков прошлого, – прошлого, которое к тому же ассоциировалось у татар с былой независимостью. Иджтихад нарушал эти обычаи, ломал сложившиеся представления. Но тот же иджтихад открывал для них новые возможности и связывал с другими культурными центрами.
Между тем, доктрина иджтихада таила в себе определенные возможности, которые, при условии их реализации, могли иметь серьезные политические последствия. Согласно классической теории суннитской государственности, истинный законный правитель избирается общиной и получает полномочия на управление лишь при условии соблюдения им всех норм шариата. Для осуществления этих требований все его действия контролируются и координируются полномочными представителями общины – муджтахидами. Открытие дверей иджтихада и появление муджтахидов закономерно должно было привести к мысли о необходимости переустройства не только внутренней жизни общины, осуществляемого под лозунгом «восстановления чистоты веры», но и внешней структуры власти и управления, усилению никогда полностью не исчезавших попыток восстановления былой государственности. Потому можно предположить, что доктрина иджтихада в татарской общественной мысли, выдвинутая еще Г. Утыз Имяни, Г. Курсави, Ш. Марджани в рамках просветительства и продолжавшаяся уже в джадидизме, создавала предпосылки для будущей политической активности.
Гимазова Р. А., кандидат исторических наук, заведующий кафедрой татрского языка и национальной культуры РИИ
Литература:
1. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар / Дж.Валидов. – Казань: Иман, 1998. – С. 96–97.
2. «Условия иджтихада – неоднократно подчеркивает Курсави, – не противоречие Корану, известным распространенным хадисам и решениям иджма’» // Идиятуллина Г.Г. Абу Наср Курсави и среднеазиатские истоки татарской общественной мысли конце XVIII – начала ХХ века. Дисс. на соис. учен. ст. канд. истор. наук. – Казань, 2001. – 204 с.
3. Ислам. Энциклопедический словарь. – М.: «Наука», 1991. – С.91, 168-169.
4. Бубый Г. Замане иќтиџад мљнкарыйзмы, дђгелме?/ Г.Бубый. – Казан: Миллђт, 1909. – 69 б.
5. Бубый Г. Хакыйкать, яхуд Тугрылык /Г.Бубый. 8 кисђк. – Казан: Харитонов матбагасы, 1904–1910.
6. Бигиев М. Рђхмђт илаџия борџаннары / М.Бигиев. – Оренбург, 1911. – 8 б.
7. В немецкой философии Нового времени, таких философов как Кант, Гегель центральную роль в их философии занимает идея Бога.
8. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль / Я.Г.Абдуллин. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1976. – 319 с.
9. Очевидно, имеется в виду Дрэпер Джон Вильям (1811–1882) — физик, химик, физиолог, историк.
10. Буби Г. Иќтиџад заманы // Шура. – 1916. – № 16. – 418-420 бб.
11. Курсави Г. Кешелђрне тугры юлга књндерњ / Г.Курсави. – Казан: Иман, 1999.
12. Юзеев А. Марджани / А.Юзеев. – Казань: Иман, 1997. – С. 16–17; Очерки истории татарской общественной мысли. – Казань: Тат. кн. изд-во, 2000. – С. 97; Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII–XIX вв. – Казань: Иман, 2001. – С. 93.
13. В исламском государстве сбором и распределением закята занимаются специальные государственные структуры, а в неисламском – мусульманская община или каждый человек по своему усмотрению.
14. Вђлиди Ќ. Габдулла Бубый / Җ.Вәлиди // Татарстан хђбђрлђре. – 1922. – 20 февраль.
Количество показов: 2240