Мусульмане, будьте терпеливы, Ибо тяжело это наше время
Мусульмане, будьте терпеливы, Ибо тяжело это наше время
Среди многочисленных поэтов-суфиев XVII – XVIII вв., до наших дней дошло имя Габди, более известный в народе как «мулла» (богослов, проповедник) и как «Мескен Габди» (Несчастный Габди).
История не сохранила точных документальных данных о дате его рождения. Но по его собственным словам, писать он начал в 1709 году, когда ему исполнилось 30 лет. Таким образом путем математических подсчетов мы приходим к выводу, что он родился примерно в 1679 г. Местом творчества также как и Мауля Кули он называет г. Казань.
О бедный Габди, местом твоего сочинения
Является город Казань.
Бедный Габди, хотя ты на ступень ниже других,
Но твое место – город Казань, язык твой – тюркский.
На сегодняшний день сохранилось немало рукописей со стихами этого поэта, что безусловно говорит о его широкой популярности среди татарского населения,
Габди писал небольшие, в основном восьмистрочные стихотворения. Как правило они посвящены теме морали, отдельным картинам быта, жизни.
Как и другой поэт-суфий Мауля Кули, Габди создавал свои произведения в сложный период в истории татар и других коренных народов Поволжья и Приуралья, характеризовавшийся гонениями на ислам и вызванное этим массовую миграцию мусульман из родных мест. Также на это период приходится большое количество восстаний татар, башкир, а также других народов Волго-Уральского региона против этой тирании. Эти обстоятельства не могли не сказаться на настроении автора, но несмотря на это призывал людей к терпению.
Мусульмане, будьте терпеливы,
Ибо тяжело это наше время.
То, что есть – это от Аллаха,
Не говори, что враг – неверный.
Друг другу
Не творите зла и притеснения…
И от таких отвернитесь
Глазам несчастного Габди
Весь мир представляется одинаковым.
Поэт рассматривает вещи и события, дает свою оценку, исходя из установок религии и шариата. Светские взгляды Габди плотно переплетены с религиозными поучениями. В представлении Габди самая большая благодетель человека – это щедрость. Она открывает прямой путь в рай.
Что бы вы ни принимали из пищи,
Принимайте все вместе, сидя в кругу;
Если спросят, кто же из людей пойдет в рай,
Ответьте: «щедрый человек пойдет».
Мотив щедрости у Габди тесно связан с гостеприимством. Когда об этом заходит речь, поэт сам начинает ликовать, как бы его душа наполняется радостью, и он торопится поделиться с другими этим приятным чувством.
Если гостя увидишь издалека,
Бегом иди его встречать,
Приведи его в дом, оказывай честь,
Под сиденье подушку положи.
Перед ним расставь явства,
Если есть – и меда не жалей.
Автор выступает против снобизма (т.е. высокомерия) и призывает людей к гуманизму. От этого исходит и его жесткая критика рабства и связанных с ней телесные пытки.
Не прокалывайте уши у мужчин,
Чтоб с приметой сделать их рабами;
Не прокалывайте носа у женщин,
Чтобы не портить их лица.
Тот, кто проколет уши у мужчин,
Будет сам адское дно ворошить.
У того, кто проколет нос у женщин,
Адский страж у самого проколет нос.
У неискушенного читателя может сложиться мнение, что поэт в данном отрывке выступает против нынче модного у молодежи пирсинга. Несмотря на то, что ислам безусловно не приветствует и более того осуждает любое причинение вреда тела и здоровью, в данном случае речь идет совершенно об ином. И вторая строка четверостишья поясняет речь здесь идет о социальном явлении, характерном для прошлых веков. В частности в XVII – XVIII вв. участников народных восстаний подвергали самым жестоким видам наказаний: отрубали им уши, нос, язык и отдавали их в руки помещиков, мурз для несения холопской (по сути рабской) службы, что отражено в исторических документах и в памятниках художественной литературы. Как мы видим, свою жесткую критику против этой практики он подкрепляет авторитетом Всевышнего.
Несмотря на то, что Габди рассматривает этот мир как переход в потусторонний мир, тем не менее он призывает разумно сочетать веру с повседневными заботами земной жизни. То есть истинно верующий, никоим образом не должен отрываться от реалий этого мира и поэтому наряду с выполнением религиозных предписаний, он обязан трудиться.
Покаявшись в (в своих грехах), очнись:
Уже наступила весна.
Ведь придет зима, займись вспашкой,
Когда у тебя на пороге весна.
Как мы видим мировозрение Габди весьма богато и разнообразно. Перед ним все люди на Земле равны, независимо от вероисповедания и социального положения. Габди связывает пороки с богатством и порой кажется, что даже несколько наивно пытается исправить несправедливость путем наставлений, уговоров и предупреждением кары в загробном мире. Габди рассматривает реальную жизнь лишь как мост для перехода в потусторонний мир. В то же время он хочет регулировать отношения между людьми различных социальных групп, уравнивать их места в жизни, исправлять их дурные нравы напоминанием об ответе перед богом на том свете. Габди ищет идеал, потому хочет видеть жизнь без изъянов, а людей – без пороков. Он полагает (порой кажется что даже немного даже наивно), что все это можно исправить воспитанием характера. Скажите это нереально? Но не будем забывать, что именно великие мечтатели толкают человечество вперед, а их невероятные и порой безумные идеи весьма пророческими….
Ильнар Гарифуллин
Исламский портал
Количество показов: 2338