Как возродить национальное наследие тардиционного ислама (часть 2)

Как возродить национальное наследие тардиционного ислама (часть 2) 16 Мая 2016

Как возродить национальное наследие тардиционного ислама (часть 2)








Под наследием отечественных богословов обычно подразумеваются работы татарских богословов конца XVIII-начала XX вв. А между тем, как известно, ислам в России имеет очень давние корни. Существует мнение, что зеленое знамя ислама на территории нынешней РФ впервые появилось в древнем городе Дербенте, куда его принесли арабы в VIII в. в ходе  ожесточенных войн с Хазарским каганатом. Правда в то же время есть основания для предположения, что первыми ислам на территорию нашей страны принесли сахабы пророка Мухаммада (мир ему) еще при жизни самого посланника. Такая легенда издавна бытовала в среде татар, и есть основания полагать, что это была не просто легенда.

Но официальный отсчет принятия ислама в России принято начинать с 922 г., когда мусульманским стало первое государство на территории современной РФ – Волжская Булгария. Это государство стало самым северным форпостом исламского мира, поэтому не случайно она носила неформальное название «стена Искандера» (согласно Корану это стена построенная праведным царем Искандером Зулькарнейном, отделявшая мир людей от народов Яджудж и Маджуждж). Вторая «исламская» волна наблюдалась уже  после 1312 года, когда правитель государства Улуса Джучи, более известного обывателям под названием Золотая Орды, хан Узбек стал мусульманином и установил ислам в качестве официальной религии для всей страны. Основным населением Золотой Орды  в этой время являлись тюркоязычные  кипчаки. Именно симбиоз двух близкородственных мусульманских народов –волжских булгар и кипчаков, в конечном итоге стал основой для современной татарской этнонации, самого многочисленного мусульманского этноса в современной России.

При этом стоит отметить, что несмотря на принятие ислама в качестве официальной религии, в Золотой Орде, планомерного преследования приверженцев других религий не наблюдалось. Напротив, религиозный плюрализм стал «визитной карточкой» этого государства. И даже более того, православная церковь при золотоордынских ханах обладали невиданными им доселе правами. К примеру, в столице Золотой Орды были построены и свободно функционировали христианские церкви, а с имущества монастырей и церквей не взимались никакие налоги.

После развала Золотой Орды, а вслед за ними и образовавшихся на его месте татарских ханств, исламская умма пережила серьезный период гонений и всяческих притеснений. Тем не менее именно ислам стал той опорой, благодаря которому татарский народ сумел пережить те драматичные времена и выжить несмотря на все перипетии. Вокруг ислама аккумулировалась и народная культура и язык. Ситуация начала стабилизироваться к концу XVIII в., когда было разрешено восстановление разрушенных мечетей, а почти в самом «сердце» Российской империи - г. Уфе  учреждено официальное Духовное управление мусульман. После начинается своеобразный «золотой век» исламской богословской школы России, представленной в первую очередь татарскими учеными-богословами.  Именно возрождение наследия этой школы, стало в последние годы наиболее актуальной задачей для мусульманской уммы нашей страны.

Но вместе с тем, такого же обширного исламского богословского наследия, касавшегося периода средневековья, на сегодняшний день к сожалению не сохранилось. Поэтому мы до сих пор весьма смутно себе представляем, каким был ислам наших предков живших в те времена, во что они верили, что для них было первостепенно важным, а что выражаясь современным языком "чистой софистикой". И каким был их взгляд на извечные вопросы человечества: что есть добро, а что зло? Должен ли человек активно бороться за лучшую жизнь здесь на земле, преодолевая его пороки и несправедливость? Или лучше смиренно молиться и соблюдая прочие религиозные атрибуты, ожидая лучшей жизни в раю? Каково положение женщины в татаро-мусульманском обществе? И должны ли истинно верующие заниматься научным познанием мира или же им достаточно изучить того, что сказано в священных книгах - Коране и Сунне? На то что над этими вопросами размышляли наши далекие предки весьма важно и для нас далеких потомков, чтобы понять куда нам идти, в условиях наших дней. Ведь как показывает исторический опыт не бывает абсолютно универсальных и идеальных религиозно концепций одинаково подходящих для всех народов. В этой связи весьма полезно еще раз изучить такие источники как литературные произведения средневековых тюрко-татарских авторов X-XVI вв. и еще раз внимательнее проанализировать сообщения иностранных источников тех лет, касавшихся жизни мусульманских народов проживавших на территории нашей страны.

Литературные произведения дают нам богатую кладезь информации о том, о чем думали наши предки, что их волновало, взгляд их на окружающий мир и т.д. Их авторы несомненно отражали особенности народной морали своего времени и выражаясь современным языком задавали тон  общественному дискурсу тех лет. В одном известном хадисе говорится, что однажды пророк Мухаммед (мир ему и благословение) сказал «Аллах отправит этой общине (Умме) в начале каждого столетия того, кто обновит её религию». Здесь мы видим, что уже в самой сути ислама отрицается такое явление как догматизм, т.е. слепое следование за прошлым. Поэтому даже Пророк подчеркивал, что некоторые аспекты ислама актуальные в определенный исторически момент у определенных народов могут быть скорректированы исходя из конкретной ситуации. Ислам - это не религия принуждения и подавления, а религия примирения и общественного консенсуса. Ведь и сам Пророк очень милосердно относился к своим противникам, за что и получил всеобщее признание.

Таким образом, еще раз следует напомнить, что не существует "чистого" или "правильного" ислама. Ислам как  религия едина и незыблема, но в то же время в ней множество национальных оттенков, которые только подчеркивают ее большой потенциал как учения способного объединить людей не только с разным цветом кожи, но и с разным культурно-историческим наследием. Благодаря этому ислам не может и не должен приводить к унификации, обезличиванию ее народов.  И наша задача в этом случае следовать наставлению нашего Пророка, тем более для этого у нас есть все условия.

Ильнар Гарифуллин, специально для Исламского портала


Количество показов: 2263

Возврат к списку