Вернер Блох. Современное искусство Саудовской Аравии (Кааба как охраняемая территория)

 Вернер Блох. Современное искусство Саудовской Аравии (Кааба как охраняемая территория) 6 Июля 2010

Вернер Блох. Современное искусство Саудовской Аравии (Кааба как охраняемая территория)

В Саудовской Аравии зарождается новое поколение молодых художников и это является подтверждением того, что даже в такой консервативной стране возможны изменения. Однако плоды своего творчества эти художники могут показать общественности только за границей.

Саудовскую Аравию сложно назвать пристанищем для человеческих прав. В этой стране женщинам не разрешается даже водить автомобиль. Искусство и культура здесь также переживают не лучшие времена.

Но, всё же, маленькие чудеса здесь случаются и результаты одного такого чуда творческой активности можно увидеть в настоящее время на галерее Soho House в районе Мите города Берлина. Работы, представленные на этой галерее, отличаются оригинальностью языка, критичностью выражаемых идей и творческим воображением и вполне могут тягаться с произведениями лучших художников в любой другой стране.


Искусство и умеренный Ислам

Шесть лет назад британский музыкант Стивен Стэйплтон (Steven Stapleton) совершил автобусный тур через Аравийский полуостров и сделал удивительное открытие: даже в Саудовской Аравии есть артисты – люди, большинство из которых ни разу не выезжало за пределы своей страны, разработавшие свой стиль искусства в городах и селениях. Результатом этого путешествия стало создание “Edge of Arabia”- группы артистов, в рядах которых есть даже принцесса из королевского двора.

Куратор группы Рами Фарук, проживающий в Дубаях, утверждает, что группа преследует и политическую цель: «Мы намерены показать кризис личности, который охватил Исламский мир. Боюсь, что радикальный Ислам превалирует, но я говорю об элементах умеренности в Саудовском обществе и об искусстве, которая также нуждается именно в таком умеренном Исламе».


По профессии врач, а в свободное время – художник

Аравийские художники почти в одночасье смогли найти сильный язык формы. Примером такого художника является Ахмед Маттер. Он имеет дело с необычныйми материалами – рентгеновыми лучами и магнетизмом. Маттер работает врачом в больнице, поэтому не является полноценным художником. Но он создаёт фантастические произведения. И в этих его произведениях слышен голос протеста против бесчеловечности нефтяной зависимости и нефтепроизводства, которые оказали огромное влияние на весь регион. Произведения искусства, соданные Маттером способны пленить зрителя мгновенно. Например, бензонасос. В последовательности изображений он постепенно превращается в человеческое тело, которое представляет собой синие рентгеновые лучи головы и верхней части туловища. Затем наконечник насоса становится пистолетом, который человек приставляет к своей голове – намёк или даже выражение критики по отношению к правительству Саудовской Аравии, которое необдуманно делает ставку на экспорт нефти.


Солдат и художник

Одним из самых известных художников Саудовской Аравии является Абдельнаср Гарим, чьи работы не так давно были представлены публике на выставках в Шардже и Берлине. Он также не является профессиональным художником, поскольку работает солдатом. Каждый день он тренируется со своей ротой, а прошлой зимой он сражался на фронте против Северного Йемена. Он увлекается искусством в свободное время и это его вполне устраивает. «В Саудовской Аравии практически нет галерей, музеев и литературы по искусству», - говорит он. «Я сказал самому себе: на самом деле мне это и не нужно. Я смогу показать свои произведения в любом месте, где будет публика, на улицах, например».

Искусство Гарима имеет социальную направленность. К примеру, при помощи своих произведений он борется за сохранение села, утверждённое правительством на снос. В знак протеста он распространял и сам тоже носил футболку с надписью «готов к сносу», показывая, таким образом, что принятое решение не только уничтожит дома, но и выселит людей.


Толпа людей под подозрением

Художник также создал репродукцию с изображением Мекки в виде арки, через которую проходят мусульмане, совершающие хадж. Но в арку художник установил металлоискатель, который проверяет каждого мусульманина на наличие оружия подобно тому, как это происходит в аэропортах. Это превращает Каабу, священнейшее место, в подобие охраняемой территории, а мусульмане при этом выглядят как подозреваемые. 


Источник: www.qantara.de


Количество показов: 3629

Возврат к списку