Мухаммед Муратов: Аль-Васатыйя это принцип умеренности и срединности в исламе

Мухаммед Муратов: Аль-Васатыйя это принцип умеренности и срединности в исламе 27 Января 2011

Мухаммед Муратов: Аль-Васатыйя это принцип умеренности и срединности в исламе

На днях в Казань вернулась группа из числа преподавателей и студентов РИУ, которая совершила недельную поездку в Кувейт, с целью ознакомления с проектом Центра "Аль-Васатыйя". Татарстан был представлен семью представителями, среди которых проректор по научной работе Рустам Батров, декан факультета Исламских наук Абдулла Адыгамов, зав. кафедрой Исламского права Мухаммед Муратов. Мы встретились с Мухаммедом Муратовым, чтобы узнать подробности данной поездки.

Расскажите о Вашей поездке в Кувейт, с какой целью Вы туда ездили?

Это были курсы Центра "Аль-Васатыя", которые проходили с 15 по 22 января в Кувейте. Аль-Васытыя в переводе означает срединный путь. Таким образом, Центр "Аль-Васатыя" пропагандирует умеренный взгляд на ислам.

"Аль-Васатыя" имеет свое представительство в России, это научно-просветительский центр, учредителем которого является Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования.

Сколько всего человек из России ездило?

14 человек из России, из них 7 чел из Казани, остальные были из Рязани, Москвы, Уфы и Чечни.

Какая была программа, что Вы изучали?

Это была программа, представлявшаяся собой чтение лекций по определенным темам, обсуждение вопросов, дискуссии, семинары. Была достаточно интересная живая программа. Лекции проходили по 2 раза в день, утром и вечером.

Занятия проходили по таким темам, как "новый взгляд на исламский призыв". Мы должны чувствовать реальность, изменения ситуации, обстоятельства у людей, должны учитывать то, что мир стал более открытым. Использовать новые технические средства, интернет, какие-то новые формы. Должны учитывать менталитет той или иной страны. Также был такой предмет как "методика издания фетв".

Нас потрясла энциклопедия исламского права. Это фундаментальный труд, который объединяет 45 томов и они сделали и книжный, и электронный вариант. Это уникальнейший труд, который был сделан именно кувейтцами. Он является уникальным в том плане, что все понятия, которые есть в исламском праве, какие-то книги, термины, теории, они все отражены в этом диске. Это труд охватывает огромную часть именно исламского права по многим разделам. И эта работа велась 40 лет. 40 лет были привлечены самые выдающиеся ученые со всего исламского мира, многих стран.

Какая-нибудь культурная программа была предусмотрена?

Днем у нас было свободное время.

Какие впечатления от посещения Кувейта?

Впечатления самые душевные, сердечные, мы почувствовали огромное гостеприимство, сердечность, радушие, очень радушно они нас принимали, как представителей России, очень уважают и любят Россию. Это мы почувствовали на всех уровнях. Для нас были созданы прекрасные комфортные условия. Мы проживали в пятизвездочном отеле, комфортабельные условия, каждый участник жил в отдельном номере, там был интернет и все остальные услуги, связанные с проживанием.

Кувейт страна маленькая, можно сказать жемчужина Персидского залива, но какое большое внимание уделяется развитию науки, что привлекаются лучшие люди исламской уммы, с Сирии, Египта, стран Северной Африки, со всего исламского мира, которые могут принять участие в научных разработках. Кувейт выделяет много средств на развитие научных исследований. И это, действительно, является большим достижением. Благодаря этому эта энциклопедия была издана именно в Кувейте. Мы также посетили Дом Кувейтской науки, центр, где нас многое потрясло.

С какими интересными личностями удалось пообщаться, с кем встречались?

Также были встречи с интересными людьми, в частности, с первым заместителем министра по исламским делам и вакуфам Кувейта доктором Адель Аль-Фалях, который является непосредственно руководителем этого направления. Человек, который занимается благотворительной деятельностью, очень много помогает в развитии исламских проектов, связанных с развитием ислама, помощи нуждающимся. Этот человек внес большой вклад в развитие ислама и мусульман РФ, недаром наш Президент Дмитрий Медведев наградил его Орденом дружбы народов. Он единственный представитель арабских стран, который получил такой орден, внесший значительный вклад в дело развитие ислама, исламской культуры в РФ и по достоинству оценен. Эта награда очень значима для Кувейта, т.к. на самом деле заслуги этого человека трудно переоценить.

Также у нас была встреча с шейхом Хамадом Ас-Синаном, который сотрудничает непосредственно с РИУ, он неоднократно бывал в Казани, оказывает финансовую помощь Университету, оказал помощь в ремонте общежития, помощь ЦПХК и другие программы, связанные с развитием ислама в Татарстане. Он называет себя послом Кувейта в Татарстане, очень любит наш регион, у него дома висит большой ковер с изображением мечети Кул-Шариф, которым он очень дорожит.

Он принимал нас у себя дома, дал торжественный обед для всех участников из РФ, показал свое гостеприимство и большое уважение.

У нас была интересная программа. В пятницу Адель Ал-Фалях пригласил нас к себе в бедуинский шатер, кувейтане дорожат своей культурной традицией, историей, у них богатая культура и поэтому он организовал для нас бедуинский шатер. Это была такая неофициальная встреча без галстуков, где мы общались в неформальной обстановке, обед был в шатре и там же он вручал свидетельства об окончании курсов в торжественной обстановке. Был очень теплый прием.

Адель Ал-Фалях сказал много теплых слов, о том, что исламский и арабский мир многое связывает с Россией. Для них является стратегическим направлением, чтобы Россия дружила с арабским миром, они желают развития исламской умме в РФ и самое главное, что он сказал, чтобы мы поняли идею, что срединный путь в исламе предполагает уважение чужой культуры, развитие диалога. Ведь все мусульмане разные, у всех свои традиции, ценности, национальные, этнические, но при этом нас всех объединяет общие понятия, фундамент нашей веры, в котором никто не сомневается. Мы все в этом едины, у нас нет разногласий. Нас это должно объединять, сплачивать. Сейчас развивается глобализм и мы должны быть готовы к тому, чтобы эти новые явления, которые происходят сейчас в мире, нужно учитывать реализм. Когда осуществляется исламский призыв, необходимо реально оценивать ситуацию: событие и место, в котором это происходит, культуру людей, их менталитет, все это должно учитываться. Это те идеи, которые объединяют мусульман.

Адель Ал-Фалях приводил примеры того, что сейчас в мире все объединяются: объединяется Европа в Евросоюз, где-то в Юго-Восточной Азии имеются попытки к объединению. Мы, мусульмане, тоже должны суметь объединиться. Поэтому эта линия, которая нас сплачивает, объединяет, она является жизнеспособной в этом отношении.

Учитывается ли при этом опыт Татарстана?

Конечно, да. Они очень заинтересовались Татарстаном, и изъявил желание посетить нашу Республику. Действительно, Татарстан является примером толерантности, веротерпимости, уважения к другой культуре. Это пример того, как люди в полиэтническом обществе смогли найти модель сосуществования. В этом отношении, я считаю, то, что происходит в Татарстане, даже созвучно тем принципам, которые проповедует Аль-Васатыйя, т.е. мы находим много общего друг у друга.

Были ли достигнуты какие-нибудь соглашения о сотрудничестве?

Перспективы, конечно, были обрисованы в том плане, что необходимо продолжить сотрудничество. А мы внесли предложение, чтобы в следующий раз это была какая-то не общая программа, общие лекции, а какие-то тематические курсы, например, связанной с исламской экономикой, исламскому праву и т.д. Чтобы весь курс был посвящен одной теме.

Приходили очень интересные люди, лекторы, профессора, которые являются экспертами на всем Ближнем Востоке, например, доктор Курди, который потряс нас своей научной подготовкой, его слово является одним из последних при вынесении какой-то фетвы, какого-то решения. Он принял большое участие при формировании энциклопедии, о которой я рассказал выше. Это люди, которые много работают, дальнейшее сотрудничество с ними является для нас приоритетным. В принципе, возможность сотрудничества есть, и в научном плане, в области печатания книг, переводов, распространения мысли, идеи умеренности и срединности в России, которая необходима у нас в свете последних событий. Это было бы важным для нашей исламской уммы, для наших мусульман.

На каком языке вы общались между собой?

Кувейт очень интересная страна. С преподавателями мы разговаривали на арабском языке. Для нас специально были подобраны преподаватели, знающие арабский язык, чтобы они смогли нас выслушать, нашу точку зрения (они очень уважали нашу точку зрения), чтобы у нас была какая-то дискуссия. Мы им задавали вопросы, т.е. в ходе лекций было живое общение. А вообще население Кувейта не больше 3 млн, из них коренных жителей около миллиона, а остальные - это приезжие иностранцы, которые приехали в Кувейт работать. В гостинице, на улице, на рынке мы разговаривали на английском, потому что они не знают арабского языка. У нас было два языка общения. С кувейтянами мы общались на арабском языке, со всеми остальными - на английском.

Беседовала Гульназ БАДРЕТДИН


Количество показов: 4645

Возврат к списку