Гарем – это современный Гарвард

Гарем – это современный Гарвард 17 Января 2011

Гарем – это современный Гарвард

Здесь совершали пятикратный намаз и основательно изучали Коран… Это гарем турецкого султана.

Писательница Аслы Санджар, автор книги «Женщина Османской империи», рассказывает, что гарем – это место, где жили и получали образование женщины, прислуживающие семье падишаха. Здесь совершали пятикратный намаз и очень серьезно изучали Коран.

Востоковеды, не имеющие возможности посетить гарем, принимая за истину все сообщения немусульман по этому поводу и переписывая всякие небылицы из одной книги в другую, создали в западном мире определенное представление о гареме. Поэтому мы постучали в двери писательницы Аслы Санджар, которая за свою книгу «Женщины Османской империи» получила премию «Лучшая историческая книга», и спросили, что в действительности представлял собой гарем. В сообщениях востоковедов гарем – это место, где держали исключительно невольниц для развлечения падишаха. Между тем, гарем – это место, где были свои строгие правила, где совершали пятикратный намаз, читали Коран, а женщины, прислуживающие семье султана, получали образование. Действительно, из женщин гарема выбирались супруги падишаха, но здесь не было девушек, которые (как стараются нам показать) с игривым хихиканьем слонялись бы среди развивающихся тюлей то сюда, то туда.

 

ОНИ ОБРЕТАЛИ САМОСОЗНАНИЕ ОСМАНОВ

Аслы Санджар говорит, что в раннее время истории османов гарем был небольшим, большие же гаремы появились позже. В эти ранние времена правители османов женились на принцессах соседних стран, но после XV века гарем полностью стал обеспечиваться за счет невольниц. Писательница поведала: «Систему рабства придумали не османы. Эта система, которая существовала во всем мире. Целью гарема такого рода было создание людей, которые бы с детских лет воспитывались при дворце и были бы сильно привязаны к падишаху. Так как у девушек, которых забирали в гарем, не было семей, не было и политических сил, которые могли бы влиять на них, принуждая выступать против султана. Не важно, кем были девушки, взятые в гарем. Они изучали язык, изучали религию, все обряды и обычаи, этикет. В гареме они начинали новую жизнь и обретали новое самосознание. Это было самосознание османов».

ЗДЕСЬ СОВЕРШАЛИ ПЯТИКРАТНЫЙ НАМАЗ

По словам Аслы Санджар, в гареме существовала строгая иерархия. Необходимо знать, что гарем был местом, где жили и получали образование женщины, прислуживающие семье султана. И это было вполне серьезное образовательное учреждение: «Здесь все было упорядоченно, и царил строгий протокол.  Сразу же по прибытию во дворец девушек обучали основным принципам Ислама и поклонению, они должны были совершать пятикратный намаз. Наряду с этим они обучались и чтению Корана. Женщины гарема были сильно привязаны к поклонению и старательно его выполняли. Красивых девушек, которые могли понравиться падишаху, обучали также чтению и письму. Имеющих музыкальные способности учили играть на сазе, петь и танцевать. Здесь также обучали шить, плести кружево и вязать. Следили за тем, чтобы воспитание было на должном уровне. Женщины, которые не становились супругами падишаха или наследника престола, а также не желали занять место среди управляющего гаремом персонала, после девяти лет службы в гареме могли просить отпустить их на свободу. Они получали специальный знак, означающий освобождение, им находили мужа, наряду с приданым им выделяли дом, а также содержание».

ЖЕН ИЗБИРАЛА МАТЬ СУЛТАНА

По словам Аслы Санджар и у падишаха, и у его матери, и у жен, и у дочерей – у всех была своя свита. Даже их слуги – калфа – имели свиту. У каждого из свиты были свои обязанности – прислуживать в бане, прислуживать за едой, приносить кофе, смотреть за одеждой. Каждый был мастером в одном деле. Число жителей гарема было разным в разное время. Были времена, когда оно достигало 400-500 человек. Невольницы, которые нравились падишаху или которых избирала его мать, становились его супругами. Первая становилась первой женой. Так продолжалось, пока число жен не доходило до четырех. Потом шли личные невольницы султана. Для жен султана выделяли особое место и устанавливали порядок их посещения султаном. И султан посещал жен в соответствии с этим порядком. Дети считались принцами – шахзаде – и принцессами. Имелся и свой порядок расположения комнат – комната падишаха, комната его матери, потом комнаты первой, второй и т.д. жен.

ГАРЕМ – ЭТО ДВЕРИ В БУДУЩЕЕ

В гарем брали абхазских, черкесских и грузинских девушек. Санджар рассказывает: «Некоторые семьи были очень бедными и добровольно отдавали дочерей во дворец. Ведь это были двери в будущее. Если девушки были одаренными, то могли подняться по иерархической лестнице дворца. Очень высок был статус управляющей – кахйа. Они были так богаты, что могли на пожертвование соорудить мечеть или источник. Гарем для женщины был вершиной карьеры. Поэтому, подобно тому, как сегодня каждый хочет попасть в Гарвард, все хотели попасть во дворец. Во внутренней школе Эндерун при дворце воспитывали мальчиков, чтобы потом или занять место в государственных органах, или служить в армии. Если девушка из гарема хотела, она могла выйти замуж за воспитанника Эндеруна. Две эти группы образовывали элитный слой османского общества. Смешиваясь с народом, они распространяли среди него культуру султанского дворца».

 

КТО ЧЕМ ЗАНИМАЛСЯ В ГАРЕМЕ

Дайе хатун – молочная мамка султана. Молочная мать занимала высокое положение в гареме.

Кетхуда хатун – управительница гарема, назначалась падишахом на эту должность по своему знанию, опыту и воспитанию. Она управляла всеми церемониями в гареме, обучала девушек, как следует вести себя в присутствии падишаха и его семьи.

Хазнедар уста – когда падишах был в гареме, находилась рядом с ним, чтобы прислуживать. Она следила за одеждой падишаха, заведовала ценными вещами и имуществом гарема.

Чешнигир уста – отвечала за еду и питье падишаха. В ее обязанность также входило пробовать сначала еду падишаха на тот случай, если она отравлена.

Чамашир уста – отвечала за стирку вещей падишаха.

Ибриктар уста – со своими помощниками отвечала за кумган падишаха, таз и полотенце.

Бербер уста – отвечала за бритвенные принадлежности падишаха.

Кахведжи уста – варила для падишаха кофе и подносила его.

Килерджи уста – отвечала за кладовые. Также во время принятия пищи прислуживала падишаху.

Кутуджу уста – отвечала за дела, связанные с баней и одеждой для падишаха, его жен и личных невольниц.

Кюльхане уста – отвечала за розжиг печей в бане и уборку в комнате падишаха.

Катибе уста – отвечала за дисциплину в гареме. Она контролировала уходящих и приходящих в гарем, проверяла, все ли на месте.

Хасталар уста – отвечала за здоровье обитательниц гарема.

Эбе – повивальная бабка, их было в гареме несколько.

Дады – нянька, к каждому из детей падишаха были приставлен нянька и слуга - калфа.

Все эти женщины в соответствии со своим рангом получали зарплату.

 

Источник: www.yenisafak.com.tr

На фото: Гарем Топкапе


Количество показов: 7266

Возврат к списку