Суфизм в Иордании: Призма духовности

Суфизм в Иордании: Призма духовности 16 Декабря 2010

Суфизм в Иордании: Призма духовности

Суфизм сегодня в Иордании вызывает все больший интерес, как у новообращенных в Ислам, так и у тех, кто исповедует эту религию уже на протяжении многих лет, а также у гостей из-за рубежа. В столице Иордании Аммане корреспондент агентства «Qantara.de» Майкл Ганн ознакомился с различными интерпретациями суфизма. 

Он начинается с глубоких вдохов и легкого изгиба колен. Несколько десятков человек расположились в круг, взявшись за руки и наклоняясь вперед и назад в такт ритму мелодии священной поэзии. Вдруг небольшая группа людей, стоя на красном ковре, в прыжке устремляется наверх, при этом лица у всех спокойные и вздымаются только белые кафтаны.

Это наиболее отличительный вид хадра, вспоминание Бога, которое совершается в суфийских завия (молельный дом) по всему Амману. После десяти лет пребывания под подозрением, суфизм (на араб. тасаввуф) постепенно набирает силу в Аммане. По мнению последователей этого учения, это говорит о том, что суфизм, делая акцент на самосовершенствовании, предлагает сострадательный и истинно исламский подход к жизни в городе, переживающем эпоху перемен.

Различные средства очищения сердца

"Суфизм является сильной и яркой духовной традицией", говорит завсегдатай собраний Самер Даджани. "Сегодня души у людей страдают. Они нуждаются в духовности и в возвращении к божественному".

Это возвращение является целью суфизма, последователи которого стремятся приблизиться к Богу через поклонение и благие дела. Суфии говорят о трех шагах: Ислам (соблюдение пяти столпов), Иман (вера) и Ихсан (искусство самосовершенствования). Последнее объединяет физические упражнения и зикр (декламацию) с процессом духовного и этического развития и подразумевает состояние, в котором любовь к Богу проявляется в каждом действии верующего.

"Суфий - это человек, который делает акцент на своих действиях и выполняет их в самых истинных формах", говорит шейх аль-Абадиля, последователь ордена Шадхили.

Часто описываемый как исламский мистицизм, суфизм преподается в виде "путей" (тарикат), каждый из которых перешел от Пророка (мир ему) и практикуется уважаемыми шейхами. Несмотря на то, что существуют сотни тарикатов, большинство людей сходятся во мнении, что между основными направлениями существенных различий не существует. "Все они направлены на поиски правды и все хороши", говорит шейх Маджид, последователь тариката Накшбанди. "Но все они используют различные средства для очищения сердца и достижения одного и того же результата."

Благодаря добродушному характеру многих его последователей (муридов), в сочетании с акцентом на любовь и привязанность, многие описывают Суфизм как "мягкий Ислам". Такое определение является неясным - суфии Аммана критично относятся к искаженным интерпретациям своей веры и противостоят попыткам изображения их врагами традиционного Ислама.

Вера и бизнес

Тем не менее, суфизм является экзотикой, которая частенько пробуждает интерес иностранных посетителей. Этим летом студент из Лондона Закария Рахман во время пешего похода по городам Иордании посетил суфийские собрания. "Это то, о чем до этого я абсолютно ничего не знал", рассказывает он о суфизме. "Он представляет более духовную сторону ислама, который соответствует жизненным реалиями 21-го века, в котором религия все больше становится частным выбором каждого".

Иностранцы обычно получают рекомендации из мусульманских общин на дому или в Интернете, останавливая свой выбор на определенных тарикатах в Аммане. Ярким примером является Харабашех, северный пригород Аммана, являющийся домом для крупного сообщества под руководством шейха Нух Келлера - американского суфийского ученого. Его муриды - (многие из них являются американцами, обратившимися в суфизм ) придерживаются строгих правил в ношении одежды и общественного поведения и уже много лет живут под его руководством, изучая арабский язык и занимаясь предпринимательством.

Шейх Келлер избегает гласности, однако благодаря трудам и знанию западной философии (которую он сильно критикует) у него много последователей во всем мире. "Будучи американцем, он является мостом для тех иностранцев, кто интересуется cуфизмом", говорит один мюрид.

Стереотипы и негативные коннотации

Существование cуфизма в Иордании сопряжено с тяжелой борьбой, поскольку в этой стране на религиозные воззрения оказали влияние cалафитские и ваххабитские движения, рассматривающие cуфизм как неисламское явление. "Слово суфий имеет негативные коннотации в истории мусульман", говорит д-р Мохаммед Райян, преподаватель исламских исследований в университете Иордании. "Когда люди слышат тасаввуф, они сразу сталкиваются со стереотипом". Тем не менее, местные ученые многие из этих обвинений считают безосновательными. Подавляющее большинство тарикатов Аммана придерживаются общепринятых границ Сунны, практикуя половое разделение и отказ от использования музыкальных инструментов или танцев во время самого хадра.

Некоторые винят арабскую поп-культуру за распространение суфийских карикатур, другие указывают на плохой пример "модного суфизма" который демонстрирует обеспеченная молодежь увлеченная музыкой и пьянством, считая это своего рода "хиппи ислама". Недавно учрежденный первый суфийский телеканал Иордании призван восстановить баланс в этом вопросе.

Отличная изолированность суфизма и общественная активность

Суфийские общины обычно критикуют за их изолированность, однако в Аммане очень много тех, кто видят суфизм как фактор, распространяющий призыв ислама к социальной активности. Дар аль-Иман, расположенный в западной части Аль-Баядер, является вакфом (благотворительным проектом), который включает в себя мечеть, школы по изучению Корана и завии, а также контролирует несколько детских домов. Штатом, состоящим из 50 сотрудников руководит последователь ордена Хальватия Шейх Хусни Аш-Шариф. "Шейх Хусни учит нас поклоняться только Аллаху, и дарить всем благо", - говорит руководитель института Султан Асвад.

Общественный работник из Канады Садик Пасан изучает Шариат в Иордании и относит себя к ордену Накшбандийя. В настоящее время он работает над магистерской диссертацией, посвященной применению исламской духовности в групповой консультации.

"Мы хотим достичь такого состояния, пребывая в котором сможем реализовать нашу веру в Бога в каждом нашем действии, таким образом, удалив ее из нашей собственной эгоцентричной склонности", говорит он. "Большинство людей совершают поступки для собственного блага, но наивысший уровень поведения человека предполагает начать делать что-то для высшего существа". Для Патан, отстранение сосредоточенности на себе самом, которое практикуется в суфизме, является ключом к социальным изменениям, в частности средством борьбы с продолжающейся в Иордании тенденцией необузданного капитализма.

Именно подобная благотворительная деятельность лучше всего может способствовать более глубокому пониманию суфизма в Иордании. "Мы демонстрируем Ислам лишь посредством наших поступков - у людей есть возможность это видеть, и они могут выбрать путь в сторону изменений", говорит Султан Асвад. Такой способ распространения веры также впечатляет иностранцев. В совершенствовании собственного характера, проявлении сострадания и совершении благих дел может быть, "сильнее, чем любой проповедник", отмечает Закария Рахман.

Источник: www.qantara.de


Количество показов: 3869

Возврат к списку