Как отказаться от своего рода

Как отказаться от своего рода 12 Сентября 2023

Как отказаться от своего рода

Согласно статистике, около 80 процентов девушек, выходя замуж, берёт фамилию супруга. В мусульманской среде уже многие годы кипят споры вокруг неоднозначности этого вопроса. С одной стороны стоит хадис, гласящий о том, что нельзя отказываться от своего рода, но с другой стороны, имеет ли фамилия в сегодняшнем контексте прямое к нему отношение? 


Итак, рассмотрим несколько хадисов:

Передают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллаh, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Не отказывайтесь от своих отцов, ибо тот, кто откажется от своего родного отца, впал в неверие» (Аль-Бухари 6768; Муслим 62). Также Пророк сказал: «На том, кто относит себя не к своему отцу, непрерывное проклятие Аллаhа до Судного дня!»

Передают со слов Са’да Ибн абу Уаккаса, да будет доволен им Аллаh, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Рай станет запретным для того, кто будет относить себя не к своему кровному отцу, зная о том, что в действительности этот человек его отцом не является» (Аль-Бухари, 4326, 6766; Муслим, 63).

На эти хадисы, переданные от Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаhа, опираются сторонники мнения, что нельзя менять свою фамилию вступая в брак.

Однако, возникает резонный вопрос, имеет ли фамилия прямое отношение к роду в сегодняшних реалиях. Потому что об отказе именно от отчества речи здесь не идёт.

К примеру, в семье со стороны моей мамы, старший ребёнок имеет фамилию, которую во времена Советского Союза ей дали по имени её дедушки - Билала. Однако позднее данное правило имянаречения было упразднено. Все остальные шестеро детей унаследовали фамилию, образованную от имени пра-прадеда - Зиннатуллы. 

Издавна, когда фамилии еще не были распространены повсеместно, представляясь, называли имя отца или деда и населённого пункта, откуда человек родом. Позднее были введены фамилии, как правило, берущие свое начало либо от названия деревни, имени предка или его рода деятельности. Полагаю, у многих из нас есть знакомые Кузнецовы, Кочегаровы, или, к примеру, Плотниковы. И если покопаться в истории происхождения этих фамилий, так или иначе, окажется, что их предок был представителем одноименной профессии: кузнец, кочегар или плотник.

А те, из фамилий, из которых мы можем вычленить имя, образованы, соответственно, от имени предка в 3-4 поколении. Но являются ли все Ивановы, Петровы и Абдуллины родственниками со всеми своими однофамильцами? Конечно же нет. В таком случае, имеет огромное значение место происхождения того или иного рода.

В той или иной форме фамилии существовали всегда, чтобы как-то обозначать и идентифицировать представителей одной семьи от другой. 

Большинство фамилий в русской именной формуле произошло от отчеств (по крестильному или мирскому имени одного из предков), прозвищ (по роду деятельности, месту происхождения или какой-то другой особенности предка), других родовых имён. Первые сообщения о фамилиях в русских землях были у граждан Великого Новгорода.

У славян, как правило, было несколько имён. Это крестильное имя, данное священником при обряде крещения, родовое имя, какое-либо домашнее имя, прозвище, отчество. Однако, встречаются также случаи, когда при изучении переписных документов на несколько веков вглубь, выясняется, что от двух сыновей одного отца пошли разные фамилии. Это связано с тем, что они были образованы от разных прозвищ. 

Татарские фамилии, как правило, образованы от имени предка в каком-то поколении. Если отследить корни той или иной татарской фамилии, проведя поиск по архивным документам переписей и землевладельческих книг, то выяснится, что они уходят вглубь на 4-5 поколений.

В истории татарских фамилий историки-генеалоги некогда отследили тенденцию изменения системы имянаречения. То есть традиционные татарские, тюркские имена отходят на второй план и всё больше становится именно исламских имён в тот момент, когда происходит вынуждение служивых сословий к отказу от исламской веры, то есть христианизация. И именно в этот период они обращаются к традиционным исламским именам и происходит обратная реакция татарского общества, некий протест. Так они старались крепко держаться за веру своих отцов и свои убеждения: то есть детей уже называли не Тимурами и Байбулатами, а всё больше Ахмадами и Сулейманами. 

Вообще по своей сути язык – это динамичная система, он меняется. Поэтому в исторической перспективе фамилии также интерпретировались по-разному, какие-то слова каверкались, какие-то просто менялись, при записях в переписные книги или церковные метрики выпадали буквы. А некоторые фамилии в исторических документах упоминаются в разных интерпретациях: например, Кочегаровы и Кочегарины, Долгорукие и Долгоруковы, Ахмадшин и Ахмадишин, Шамсиев или Шамситдинов. То есть, это одна и та же фамилия, которая поменяла свою форму, имена и фамилии имели вариативность. 

Сейчас для нашего восприятия кажется дикой вариативность фамилии, но в исторической картине это имело место быть. Даже смена рода деятельности могла послужить причиной этому. Если человек был столяром, а потом стал плотником, его потомок уже становится Плотниковым, а не Столяровым. Таким образом мы можем разобрать истоки подобных «ремесленных» фамилий. 

Поэтому сложно или почти невозможно отнести к определённому предку владельцев той или иной фамилии. Так получается, что так поверхностно всё равно невозможно определить, к какому предку относится человек, потому как нужно знать сопутствующие обстоятельства, как минимум название населённого пункта и род деятельности предка. Но многие из нас не знают даже имени своих пра-пра, не поддерживают отношений с родственниками, не знают своих корней.

 

Ольга Сидоркина, историк-генеалог:

«Зачастую, славянские фамилии берут своё происхождение от имени, прозвища, либо рода деятельности. Существуют и такие привязки, особенно это касается бывших помещичьих бесфамильных крестьян. Например, в нынешней Ульяновской области, тогда Симбирской губернии, помещичьи крестьяне были бесфамильными и обзавелись ими только в ХХ веке, то есть, практически, перед революцией 17 года, а не после отмены крепостного права в 1861. Что тоже интересный феномен. Но это касается опять же не всех регионов. 

Случай из моей практики. Например, Куимовы – фамилия образована от слова «куим» – что переводится как третий ребёнок в семье. Возможно, это слово было заимствовано из языков Коми или других удмуртских народностей. Однако какой-либо конкретной привязки к роду проследить не получится, нужно знать место происхождения человека.

Среди славянских фамилий, на самом деле, многие образованы не от самых комплементарных слов. К примеру, Растягаев, никак не связан с выпечкой, как может показаться на первый взгляд. Словом «растягай» называли голодранцев и нелицеприятных личностей. Поэтому ничего удивительного в том, что такую фамилию захочется сменить».

 

Юрий Ермолаев, историк-генеалог:

«Исходя из исторических и архивных документов, в моей практике был случай, когда фамилия упоминается в начале XIV века. Я занимался родословной и касался семьи зарайских мещан Абаймаковых. Так вот, в актовых материалах того времени эта фамилия уже была зафиксирована. Можете представить, какая глубокая у неё история, если посчитать от начала 14 века до современности! Но это, конечно, редкий случай. Большинство фамилий, которые мы встречаем в быту, были образованы скорее в 17 веке. Потому что в первую очередь, основная масса документов, дошедших до наших дней, чаще всего начинается с этого исторического периода. Потому что это те документы, в которых мы впервые можем встретить простолюдинов, т.е. крестьян и мещан. Так или иначе, как и любой культурный феномен, фамилия требует изучения и глубокой проработки. Иногда по одной фамилии очень много можно сказать об истории рода того или иного человека!».


Рустам хазрат Хайруллин, имам мечети «Гайля»:

«Конечно девушке можно и даже нужно брать фамилию супруга, выходя замуж. Единственное, нельзя менять отчество».

 

Айгуль Ахмадишина


Количество показов: 1014

Возврат к списку