Женщины на должности шариатского судьи в Малайзии: шаг вперед в сторону равноправия

Женщины на должности шариатского судьи в Малайзии:  шаг вперед в сторону равноправия  12 Октября 2010

Женщины на должности шариатского судьи в Малайзии: шаг вперед в сторону равноправия

В начале июля этого года премьер-министр Малайзии Наджиб Разак заявил, что две женщины были назначены на должность шариатского судьи для работы в системе шариатских судов страны. 

Женские фракции, в том числе и фракция «Сестры в Исламе» (SIS), к которой я принадлежу, с радостью восприняли назначение Рафиды Абдуль Разак и Сурайи Рамли в качестве судей в исламских судах. Данное событие явилось долгожданным решением, призванным разрешить большое количество проблем, с которыми сталкиваются женщины в так называемых шариатских судах, особенно в семейных вопросах.


Будучи поборником справедливости и равенства женщин-мусульманок, организация SIS ратовала за назначение женщин судьями еще с 1999 года.


Два вида судебной системы

Малазийские гражданские законы находятся в ведении федерального правительства. Однако федеральная конституция предоставляет 13 штатам юрисдикцию только в двух сферах: в сфере земельной собственности и законов, регулирующих "лиц, исповедующих исламскую веру", в которые входят такие семейные вопросы как брак, развод, опека и наследование. Шариатские суды не имеют власти над немусульманами и вопросы, связанные с исламской практикой, гражданскими судами в них не рассматриваются.

В течение некоторого времени правительство говорило о реформировании судебной системы, и хотя назначение женщин на должность шариатского судьи состоялось только в прошлом месяце, фактическое решение об этом назначении было принято уже в 2006 году. Хотя эти двое судей в настоящее время работают в шариатских судах федерального уровня, данный шаг является важным в том смысле, что служит примером для шариатских судов следовать данной политике на государственном уровне.


Испорченная эйфория

К сожалению, первоначальная эйфория, в которой пребывали женские фракции в связи с этими назначениями, была сильно испорчена через две недели после июльского объявления: комитет, состоящий из 20 шариатских судей мужского пола, провел совещание с целью рассмотрения полномочий судей женского пола и определения круга тех вопросов, которые они смогут рассматривать. 
Судья Исламского Апелляционного Суда Датук Мд Юсуп Че Тех (Datuk Md Yusup Che The) заявил, что подобные вопросы должны быть заранее разрешены, поскольку существуют определенные судебные дела, которые женщины не могут рассматривать - такие, как развод или дела вали хаким (wali hakim cases), касающиеся роли опекунов-мужчин.

Проблема в том, что многие малазийские женщины сталкиваются с несправедливостью в первую очередь в вопросах развода, будь то вопросы опекунства или разделения активов. К тому же, дела, связанные с опекунами мужского пола естественным образом касаются только тех женщин, которым, например, не разрешается вступать в брак без их согласия. В большинстве случаев их опекунами являются их же отцы, но в тех случаях, когда отцы отсутствуют, а других родственников мужского пола не имеется, опекуны для невесты назначаются судами, а это может привести к затягиванию процесса.

Фракции, представляющие права женщин, с радостью восприняли идею назначения женщин-судей именно потому, что они могли бы рассматривать те судебные дела, которые связаны с несправедливым отношением к женщине. И есть надежда, что женщины-судьи будут более справедливыми в рассмотрении таких вопросов, как деление активов в случае развода или попечительства и смогут назначить опекунов в более короткие сроки в тех случаях, когда биологические отцы невест отсутствуют.


Равноправие

"Назначения были сделаны для укрепления правосудия в судебных делах, связанных с семьей и правами женщин, а также для удовлетворения текущих потребностей", сказал премьер-министр Наджиб Разак. И хотя этот шаг, похоже, вызвал тревогу у некоторых более консервативных судей в шариатских судах, беспокойства женских фракций оказались напрасными: в конце июля специальная комиссия приняла решение о том, что женщины-судьи действительно могут отправлять правосудие в отношении тех же судебных дел, которые рассматривают судьи-мужчины.

Следует отметить, что Коран предписывает судьям использовать их мудрость для того, чтобы вершить правосудие: "если вы судите среди людей, то судите справедливо" (4:58). Данный аят обращает внимание на правосудие, не указывая при этом на пол судьи. Поэтому ничто не мешает женщинам быть судьями в системе шариатского суда, тем более что они уже давно работают в гражданских судах.

Теперь задача заключается в том, чтобы судья, мужчина он или женщина, справедливо вершил правосудие. 

Автор: Марина Махатхир (Marina Mahathir), писатель и активист по правам мусульманок (Куала-Лумпур)


Марина Махатхир (Marina Mahathir) является известным обозревателем, социальным блоггером, поборником прав женщин, членом совета организации Сестры в Исламе, дочерью четвертого премьер-министра Малайзии и экспертом Организации Объединенных Наций.


Количество показов: 1641

Возврат к списку