УСТАЗ АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ: "Сохрани свою веру"

УСТАЗ АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ: "Сохрани свою  веру" 17.04.2018

Устаз Ахмад Абу Яхья аль- Ханафи рассказал о том, как не совершать деяния, выводящие из ислама и защитить себя от вероотступничества

 

Как нам сохранить свою веру от каких-либо потрясений и рисков?

 В одном  известном, достоверном хадисе, который называют хадисом о сладости веры,  передается со слов Анаса ибн Малика, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сладость веры ощутит тот, кто обладает тремя (качествами): тот, кто любит Аллаха и Его посланника больше, чем все остальное, тот, кто любит людей только ради Аллаха, и тот, кто не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть брошенным в огонь».

Человек должен не просто обладать иманом, но и ценить и беречь его, бояться за свою силу веры. Настолько сильно, насколько не хотел бы быть сожжённым заживо.

Что такое сладость веры?

Имам Ибн Хаджар в комментарии к сборнику хадисов аль-Бухари, говорит: «Выражение «сладость веры» - это метафора, в которой стремление верующего к вере сравнивается с чем-то сладким. В нём содержится намек на положение больного и здорового: больному лихорадкой мёд кажется горьким, а здоровый ощущает его настоящую сладость. И чем хуже здоровье человека, тем слабее у него чувство вкуса». То есть, можно иметь какую-либо ценную вещь, но не чувствовать наслаждения от обладания этим. Это ощущение ценности веры, когда человек на самом деле не языком, а сердцем осознаёт ценность того, что он мусульманин. По-другому это можно назвать совершенство, полноценность веры. Как сказал один из правдивейших людей: «Не почувствует полноценного и совершенного удовольствия от веры человек, который не обладает этими тремя качествами».

Сохранение веры – это способность человека следовать по прямому пути. Это способность  держаться крепче религии Аллаха, держаться крепче сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Необходимо укреплять веру и отстраняться от всего, что угрожает ей, осознавая, что вера – это самое ценное, что есть в жизни.  Она ценнее богатства, власти, любви, покоя, свободы, семьи, ценнее всей Дуньив целом. Вера - это единственная защита от Ада, и, к тому же, персональный пропуск в Рай. Защита веры – это обязанность каждого мусульманина. Так же как человек охраняет и защищает все самое ценное, что у него есть, точно так же он должен относиться к своему иману.

Самое страшное, что может постичь человека, это то, от чего мы просим Аллаха нас защитить – это смерть в неверии. Потому что умерший в неверии будет навечно обречён на Ад. Праведные предки Салиха, при упоминании об Аде, обладая живым воображением, просто падали в обморок. Страшнее смерти в неверии может быть отсутствие осознания вероотступничества. Об это Всевышний Аллах несколько раз упоминает в Коране, например: «Тот, кто совершит вероотступничество от ислама, и умрет в таком состоянии (неверующим), все его благие дела, которые были совершены при жизни, будут аннулированы (бесполезными, тщетными), и не принесут им пользы ни в этом мире, ни в мире вечном. И эти люди будут обитателями Ада и прибудут в нём вечно». Всевышний Аллах предупреждает нас о том, что даже если мы, произнеся шахаду, становимся мусульманами, это не гарантирует, что мы будем в этом состоянии вечно.

Учёный шафиитского мазхаба Шейх Усман ибн Мухаммад ад-Димьяти аль-Бакри, говорит: «Знай, что обычные люди в своей речи употребляют много слов неверия, даже не подозревая об этом, и на учёных лежит обязанность разъяснять эти вопросы для них, чтобы люди стали отстраняться от этих слов, чтобы не обесценивались их благие поступки, и чтобы навечно не оказаться в Аду». Это отсылка к аяту из суры Аль-Бакара «Их дела обесценятся, и они вечно прибудут в аду». Дальше шейх говорит: «Изучение этих вопросов очень важно, потому что человек, который не знает зла (не изучает опасностей), попадает в него, не ведая об этом». Поэтому причиной любого зла, как мирских, так и религиозных вопросов – это невежество. А причина любого блага – это знания. В этом плане даже нет разногласий между мазхабами, потому что фардом для каждого мусульманина является изучение тех вопросов, которые могут вывести его из религии.

Что же выводит человека из Ислама?

Имамом эпохи Салихов, автор известной книги по акыйде сказал: «Человека выводит из веры он отрицание того, что сделало его мусульманином». Вера – это убеждение.

 В тот момент, когда человек начинает сомневаться или отрицать что-либо из столпов ислама, он отступает от религии. Если вера - это убеждение в каких-то вещах, значит неверие – это так же убеждение. Однако, убеждение относится к области «скрыто от людей», мы определяем, что человек является мусульманином по внешним признакам: произносит перед нами шахаду, совершает с нами намаз, говорит «я мусульманин, Альхамдулиллях», или просто выглядит как мусульманин. Это внешние признаки, но мы не знаем, что в сердце этого человека, мы можем немного понять, если человек проявит свои намерения в каком-либо деле. Шариат сделал некоторые слова и поступки указанием на то, что скрыто: желания, намерения, убеждения, то есть отсутствие веры.

Как мы узнаем, что в человеке нет убеждения, приводящие к религии, даже, если он считает себя мусульманином? Что даёт нам право судить, что в сердце человека?

Куфр (то, что выводит человека из ислама) бывает трёх видов: убеждения, слова, поступки. Если человек убеждён в том, что противоречит Исламу, намеренно хочет сменить веру, он выходит из ислама. Помимо убеждений из ислама могут вывести слова, в пример можно привести суру Ат-Тауба, 74 аят: «Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того, как обратились в ислам». Вывод: даже если безнамеренно человек произносит слова неверия, он перестает быть мусульманином, несмотря на то, что он сам может об этом не догадываться.

Имам Сад ад-дин ат-Тафтазани, пишет про истихфат (издевательство): «Издевающийся в вопросах вероотступничества, становится кяфиром (неверующим) из-за самих слов, а не из-за того, над чем он издевался». Сами слова выводят его из ислама, вне зависимости от его намерений, потому что произнесение таких слов, это форма издевательства над религией, так же это косвенное указание на обладание соответствующим убеждением, на что указывает 65-й аят, суры Ат-Тауба: «Если ты их спросишь, они непременно скажут «Мы только болтали и забавлялись». Скажи им: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его посланником?»».

Что такое слова неверия?

Например,  человек может ругать Всевышнего в моменты гнева или тяжёлых испытаний, он может быть недоволен исламом, говорить «Если Бог мог такое допустить, я в него не верю», даже, если он на самом деле так не думает. В наше время очень распространённая и опасная проблема, связанная с неосторожным выходом из ислама, это шутки. «Кто пошутит словами куфра, выйдет из ислама» (добровольно, осознанно, и понимая смысл этих слов).

Когда слова неверия не имеют своей значимости?

Если человек кого-то цитирует, если человека заставили это сказать, если человек говорит на языке, которого он не понимает.

Что касается поступков, учёные делят их на два вида: те которые однозначно указывают на убеждения неверия, даже не рассматриваются намерения человека, и те большинство поступков, которые нуждаются в намерении. Второй вид нуждается во вмешательстве учёных, которые помогут разобрать данный вопрос.

Теперь поговорим об актуальности темы сохранения веры, и почему эта тема опасна?

 В наше время появились две крайности в отношении вопроса неверия. Первая крайность – это болезнь такфира (обвинение в неверии другого человека). Эта смута современности, когда обвиняемыми бывают целые государства, группы мусульман,  все те, кто может быть с чем-либо не согласен - их называют сектантами и неверующими. Люди нарушают правила в вынесении решения, тем самым компрометируя саму эту идею. Некоторые могут сказать, что разговор в наши дни о том, что что-то может вывести человека из ислама, то уже считается такфиризмом.

Такфир выносится по любому поводу, без оснований, без разъяснений, без соблюдения правил, целым странам, целым группам – это не правильно.

Вторая крайность – это то, что люди вообще оставили объяснения и изучение этих вопросов, будто в исламе невозможно перестать быть мусульманином, если только человек сам этого не хочет. Говорят, что никакие слова и никакие поступки не делают тебя неверующим, пока ты сам не захочешь стать таковым. Например, была одна история: имаму задала вопрос женщина: «Мой муж зарегистрировался на сайте знакомств, чисто ради эксперимента (под выдуманным именем и данными).  В графе «вероисповедания» он, будучи мусульманином, написал «Не верю в Бога». Является ли это вероотступничеством?». На что имам ответил: «Безбожником он не стал, если не собирался таким становиться», также он дал совет не копаться в вопросах вероотступничества, особенно через переводную литературу. Если вы не оставите эти вопросы позади себя, то через некоторое время у вас могут возникнуть значительные проблемы с пониманием окружающих вас людей и вашей веры. Вера перестанет быть прекрасным цветущим садом в вашем сердце, и превратится в замысловатые формулировки вашего языка. Имам призывает совсем прекратить изучать эту тему.

Какая из крайностей опаснее, знает только один Аллах. С одной стороны, считать всех неверующими, пока у них нет ни сил, ни оружия, не так страшно, а если у такфиристов появится оружие и политическая сила, тогда возникает огромная проблема. С другой стороны, во второй крайности Хазрат прав, чрезмерный интерес к теме вероотступничества, может создать ненужные проблемы. Но что бывает, когда человек не изучает опасности? Да, он может попасть в эту опасность. Получается, мы вроде и защищаем наших мусульман от возможных проблем, но также и отталкиваем от изучения того, что может навредить их вере, то есть, идем вопреки учёным, которые говорят, что это второй по важности фард после имана – изучать то, что защищает нашу веру. Тем самым обрекаем человека на возможные опасности. Человек, не зная, не подозревая, может иметь какие-то убеждения, сказать или сделать то, что выведет его из ислама.

Куфр и такфир, даже грамматическая основа говорит о том, что они связаны. Означает ли то, что если человек произносит слова куфра, он становится неверующим? Нет, не означает, у куфра есть свои препятствия, условия. Препятствием для вынесения такого обвинения, чаще всего является незнание. Человек может не знать об этом убеждении, не понимать смысла убеждения, так же он может не знать о том, что подобные действия могут выводить из ислама.

Ислам – это религия золотой середины. В любом вопросе мы должны находить золотую середину. Мы не должны практиковать бездумный такфир, лучше оставить это тем, кто разбирается, но с другой стороны, мы должны объяснять людям, что не нужно думать, что, только желая стать мусульманином, становишься им, предупреждать об опасностях, объяснять о важности веры.

 

Материал подготовила: Амруллаева Наргиза.  Студентка РИИ 1 курса направления  «Журналистика»

 


Возврат к списку


Новые сообщения

Господин Познер заявил о том, что «татарское иго» изолировало Россию от Европы. И, видимо, этот факт ...
Сегодня, 21 февраля, Международный день родного языка. Поздравляю с всех те, кто ценит язык матери и ...

Последние комментарии

Популярные блогиВ блоге пока нет сообщений